ru
Новости
  • 04.11.2017

    По итогам заседания Совета Россия – НАТО в Брюсселе

    Подробнее
  • 27.10.2017

    СОВМЕСТНАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПОСТПРЕДА РОССИИ ПРИ НАТО АЛЕКСАНДРА ГРУШКО И СПЕЦПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПО АФГАНИСТАНУ ЗАМИРА КАБУЛОВА ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО 26 ОКТЯБРЯ 2017

    Подробнее
  • 26.10.2017

    Secretary General discusses NATO-Russia Council

    Подробнее
  • 24.10.2017

    Заседание Совета Россия - НАТО на уровне послов пройдет 26 октября

    Подробнее

10.01.2015

Отношения между НАТО и Россией: факты

Отношения между НАТО и Россией: факты

Утверждение: У НАТО сохранился менталитет «холодной войны».

Факт: «Холодная война» закончилась более двадцати лет назад. Для нее характерными были противостояние двух идеологических блоков, присутствие многочисленных постоянных армий в Европе, а также военное, политическое и экономическое доминирование Советского Союза почти во всех соседних европейских странах.

В современном мире отсутствует соперничество идеологических блоков: у России нет ни убедительной идеологии, которую она могла бы экспортировать, ни значительного числа международных союзников, поддерживающих ее агрессивные действия в Украине и вокруг нее. Действительно, во время голосования на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций 23 марта 2014 г. сто стран признали, что попытка России аннексировать Крым была незаконной, и лишь десять, помимо России, поддержали ее (с резолюцией и отчетом о голосовании можно ознакомиться здесь).

Окончание «холодной войны» стало победой для народов Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза и открыло возможности для преодоления раздела в Европе. На поворотных встречах на высшем уровне, которые прошли после падения Берлинской стены, Россия играла свою роль в построении новой всеобъемлющей европейской архитектуры безопасности, включая принятие Парижской хартии, создание ОБСЕ и принятие Основополагающего акта между НАТО и Россией.

За последние десятилетия НАТО обращалась к России с рядом партнерских инициатив, кульминацией которых стало создание Совета Россия–НАТО в 2002 г. Ни одной другой стране не предлагались такие привилегированные отношения с НАТО.

Как заявили главы государств и правительств стран НАТО на встрече на высшем уровне в Уэльсе в сентябре, «Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России. Но мы не можем и не будем идти на компромиссы, когда речь идет о принципах, на которых зиждутся наш Североатлантический союз и безопасность в Европе и Северной Америке». (Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Уэльсе можно прочитать здесь.)

Это официальная политика НАТО, которая определяется и прозрачно выражается на самом высоком руководящем уровне.

Утверждение: НАТО – геополитический проект США.

Факт: НАТО была создана в 1949 г. двенадцатью суверенными государствами: Бельгией, Великобританией, Данией, Исландией, Италией, Канадой, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Соединенными Штатами и Францией. С тех пор число государств-членов выросло до двадцати восьми.

Все решения в НАТО принимаются на основе консенсуса, что означает, что решение может быть принято, только если каждый член организации согласится с ним.

Аналогичным образом, решение любой страны об участии в операциях под руководством НАТО принимает сама страна самостоятельно в соответствии с собственными правовыми процедурами. Ни одно государство-член Североатлантического союза не может принимать решения о развертывании сил другого государства-члена.

Утверждение: Цель НАТО – сдерживать или ослабить Россию.

Факт: Цели НАТО изложены в преамбуле Вашингтонского договора, учредительного документа Североатлантического союза (с ним можно ознакомиться здесь).

Там говорится, что страны НАТО «преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе. Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности».

В соответствии с этими целями в течение последних двух десятилетий НАТО проводит миссии на Балканах, в Афганистане, в воздушном пространстве Ливии и у побережья Африканского Рога. Североатлантический союз проводит учения от Средиземноморья до Северной Атлантики и по всей Европе, по различным вопросам, от борьбы с терроризмом до спасания подводных лодок, в том числе совместно с самой Россией.

Утверждение: НАТО пыталась изолировать и маргинализировать Россию.

Факт: С начала 90-х годов Североатлантический союз постоянно работал над формированием отношений в духе сотрудничества с Россией в областях, представляющих взаимный интерес.

НАТО начала налаживать отношения, предложив диалог вместо конфронтации, как было четко обозначено на встрече НАТО на высшем уровне в Лондоне в июле 1990 г. (текст Лондонской декларации здесь). В последующие годы Североатлантический союз способствовал развитию диалога и сотрудничества путем создания новых форумов общения, таких как «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), открытых для всей Европы, включая Россию (Основополагающие документы ПРМ здесь и здесь).

В 1997 г. НАТО и Россия подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, создав Совместный постоянный совет Россия–НАТО. В 2002 г. они усовершенствовали взаимоотношения, создав Совет Россия–НАТО (СРН). Они вновь подтвердили свою приверженность Основополагающему акту на саммитах СРН в Риме в 2002 г. и Лиссабоне в 2010 г. (Основополагающий акт можно прочитать здесь, Римскую декларацию о создании СРН – здесь, Совместное заявление СРН на заседании в Лиссабоне – здесь.)

Со времени создания СРН НАТО и Россия работали вместе по различным вопросам, начиная с борьбы с незаконным оборотом наркотиков и борьбы с терроризмом и заканчивая спасанием подводных лодок и гражданским чрезвычайным планированием. Ни одному другому партнеру подобные взаимоотношения и аналогичные всеобъемлющие институциональные рамки не предлагались были.

Утверждение: НАТО должна была прекратить свое существование в конце «холодной войны».

Факт: На встрече на высшем уровне в Лондоне в 1990 г. главы государств и правительств договорились о том, что «мы должны оставаться вместе, чтобы продлить долговременный мир, в условиях которого мы живем последние четыре десятилетия». Это был их суверенный выбор, который полностью соответствовал их праву на коллективную оборону, закрепленному в Уставе Организации Объединенных Наций.

И наконец, любое сравнение НАТО с Организацией Варшавского договора или с советским блоком является полным искажением истории. Факт заключается в том, что когда страны Центральной и Восточной Европы подали заявления о присоединении к НАТО, они сделали это по своему усмотрению в рамках своих национальных демократических процессов и после проведения необходимых реформ, в отличие от их включения в советский блок и Организацию Варшавского договора, которое осуществлялось в условиях военной оккупации, однопартийной диктатуры и жестокого подавления инакомыслия.

НАТО как угроза

Утверждение: НАТО представляет угрозу для России.

Факт: В течение последних двадцати пяти лет НАТО последовательно, транспарентно и открыто развивала связи с Россией.

Североатлантический союз создал уникальные органы сотрудничества – Совместный постоянный совет и Совет Россия–НАТО – для реализации отношений с Россией. НАТО пригласила Россию к сотрудничеству в области противоракетной обороны. Такого приглашения НАТО не делала ни одному государству-партнеру.

В Основополагающим акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, согласованном с Россией в 1997 г. и подтвержденным на саммитах Совета Россия–НАТО в Риме в 2002 г. и Лиссабоне в 2010 г., НАТО заявила, что «в нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил». Североатлантический союз выполнил все свои обязательства.

Официальная политика НАТО в отношении России была недавно сформулирована главами государств и правительств стран Североатлантического союза на встрече на высшем уровне в Уэльсе в сентябре 2014 г.

Они заявили, что «Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России. Но мы не можем и не будем идти на компромиссы, когда речь идет о принципах, на которых зиждутся наш Североатлантический союз и безопасность в Европе и Северной Америке». (Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Уэльсе можно прочитать здесь.)

Таким образом, ни политика Североатлантического союза, ни его действия не представляют угрозу для России.

Утверждение: Противоракетная оборона НАТО нацелена на Россию.

Факт: Официальная политика НАТО по противоракетной обороне была изложена главами государств и правительств на встрече на высшем уровне в Лиссабоне в ноябре 2010 г., где они «решили разработать потенциал противоракетной обороны для защиты всего населения, территорий и сил стран-членов НАТО в Европе и пригласили Россию сотрудничать с нами» (текст декларации здесь).

Об этом было вновь заявлено на встречах на высшем уровне в Чикаго в мае 2012 г. (здесь) и в Уэльсе в сентябре 2014 г., где руководители подчеркнули, что «противоракетная оборона НАТО не направлена против России и не подорвет российские средства стратегического сдерживания. Противоракетная оборона НАТО предназначена для обороны от потенциальных угроз, возникающих за пределами евроатлантического региона».

Помимо этого НАТО предложила режим прозрачности, включая создание двух совместных центров противоракетной обороны Россия–НАТО. Россия отклонила эти предложения.

Эти заявления, принятые по итогам встреч на высшем уровне, больше, чем политические обещания: они определяют политику НАТО. Вместо того чтобы откликнуться на предложения НАТО о сотрудничестве, Россия выдвинула доводы, игнорирующие законы физики и четко обозначенную политику НАТО.

Российские независимые военные эксперты ясно указали на то, что программа противоракетной обороны НАТО не могла представлять никакой угрозы для России или снизить эффективность ее стратегических сил сдерживания. Российское правительство использовало противоракетную оборону как предлог для обвинений, а не как возможность для партнерства.

Утверждение: Вступление новых членов в НАТО угрожает России.

Факт: Каждая страна, которая вступает в НАТО, обязуется соблюдать принципы и политику Североатлантического союза, а также выполнять обязательства, которые уже взяла на себя НАТО.

Это включает обязательство о том, что НАТО не представляет угрозы для России, как было недавно заявлено на встрече на высшем уровне в Уэльсе.

Поэтому, по мере того, как растет число стран, вступающих в НАТО, растет и число стран, согласных с тем, что «Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России».

Обещания и обязательства

Утверждение: НАТО обещала не создавать инфраструктуру и не развертывать войска в новых государствах-членах в Центральной и Восточной Европе.

Факт: Отношения между НАТО и Россией регламентированы Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, согласованным странами НАТО и Россией в 1997 г. и подтвержденным на встречах Россия–НАТО на высшем уровне в Риме в 2002 г. и Лиссабоне в 2010 г. (Основополагающий акт можно прочитать здесь.)

В основополагающем акте обе стороны договорились о том, что: «в нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил. Соответственно он будет полагаться на адекватную инфраструктуру, соизмеримую с вышеупомянутыми задачами. В этом контексте, при возникновении необходимости, усиление может происходить в случае защиты против угрозы агрессии и действий по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН и руководящими принципами ОБСЕ, равно как для учений в соответствии с адаптированным Договором об ОВСЕ, положениями Венского документа 1994 года и взаимосогласованными мерами транспарентности. Россия будет проявлять соответствующую сдержанность в развертывании своих обычных вооруженных сил в Европе».

Поэтому и инфраструктура и усиление прямо допускаются положениями Основополагающего акта.

Утверждение: Реакция НАТО на незаконные действия России в Украине является нарушением Основополагающего акта.

Факт: В ответ на новую стратегическую реальность, вызванную незаконными действиями России, НАТО усилила оборону союзников в Центральной и Восточной Европе и обеспечила способность при необходимости повысить усиление, в том числе посредством модернизации инфраструктуры.

Все это соответствует Основополагающему акту, процитированному выше.

В Основополагающем акте все подписавшие его стороны, в том числе и Россия, согласовали принципы, которые включают: «отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости любым образом, противоречащим Уставу ООН и содержащейся в Хельсинкском заключительном акте Декларации принципов, которыми государства-участники руководствуются во взаимных отношениях» и «уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народов на самоопределение, как это закреплено в Хельсинкском заключительном акте и других документах ОБСЕ».

НАТО неукоснительно выполняла эти обязательства. Россия, с другой стороны, объявила об аннексии Крыма, настаивала на том, чтобы Украине было запрещено вступать в НАТО, и поддерживала использующих насильственные методы сепаратистов на востоке страны.

Утверждение: Во время воссоединения Германии руководители стран НАТО дали обещание, что Североатлантический союз не будет расширяться на восток.

Факт: Такое обещание никогда не давалось, и Россия никогда не представляла никаких доказательств в подтверждение своего утверждения.

В НАТО все официальные решения принимаются на основе консенсуса и подтверждаются в письменной форме. Никакого письменного свидетельства о принятии Североатлантическим союзом такого решения не существует.

Более того, в то время, когда якобы было дано это обещание, все еще существовала Организация Варшавского договора. Ее члены дали согласие на роспуск организации только в 1991 г. Поэтому неправдоподобно предполагать, что идея об их присоединении к НАТО стояла на повестке дня в 1989 г.

Это подтвердил сам бывший президент СССР Михаил Горбачев. Вот что г-н Горбачев сказал 15 октября 2014 г. в интервью «Российской газете» и «России поверх заголовков»:

«Вопрос о “расширении НАТО” в те годы вообще не обсуждался и не возникал. Говорю это со всей ответственностью. Ни одна восточноевропейская страна его не поднимала, в том числе и после прекращения Варшавского договора в 1991 году. Не поднимали его и западные руководители».

Расширение НАТО

Утверждение: Расширение НАТО следовало аналогичному процессу, что и расширение СССР и Организации Варшавского договора.

Факт: Страны Центральной и Восточной Европы приняли решение подать заявку на присоединение к НАТО в рамках своих национальных демократических процессов. Это было сделано в ходе обсуждений, в мирное время и транспарентным образом.

А их включение в Советский Союз и Организацию Варшавского договора осуществлялось в условиях военной оккупации, однопартийной диктатуры и жестокого подавления инакомыслия.

Утверждение: НАТО пыталась «втянуть» Украину в Североатлантический союз.

Факт: Когда администрации президента Кучмы и президента Ющенко ясно заявили о стремлении страны вступить в НАТО, Североатлантический союз сделал шаги, призванные помочь реализовать это стремление.

Когда администрация президента Януковича сделала выбор в пользу внеблокового статуса, НАТО отнеслась к этому выбору с полным уважением и по запросу правительства продолжила работать с Украиной в области реформ.

НАТО уважает право каждой страны выбирать свои собственные механизмы по обеспечению безопасности. На самом деле статья 13 Вашингтонского договора четко предоставляет государствам-членам право выйти из организации.

За последние 65 лет 28 стран сделали свободный выбор в пользу присоединения НАТО в соответствии со своими демократическими процессами. Ни одна не попросила о выходе из организации. Это их суверенный выбор.

Утверждение: Россия имеет право требовать 100-процентную гарантию того, что Украина не вступит в НАТО.

Факт: В соответствии со статьей I Заключительного акта (здесь) 1975 г., на основе которого была создана ОБСЕ, каждое государство имеет право «принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров». Все государства-члены ОБСЕ, включая Россию, приняли обязательство соблюдать эти принципы.

В соответствии с этими принципами Украина имеет право сама выбирать, быть ли ей участницей каких-либо союзный договоров, включая учредительный договор НАТО.

Кроме того, когда Россия подписала Основополагающий акт, она обязалась «уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность всех государств и их неотъемлемое право выбора путей обеспечения их собственной безопасности».

Таким образом, Украина имеет право выбирать для себя союзы, а Россия, как она сама неоднократно соглашалась, не имеет право диктовать этот выбор.

Утверждение: Расширение НАТО на Балканы является дестабилизирующим фактором.

Факт: Все страны Центральной и Восточной Европы, вступившие в НАТО за последнее десятилетие, живут с тех пор в условиях мира, безопасности и сотрудничества со своими соседями.

Страны региона, которые стремятся к членству, проводят реформы, чтобы приблизиться к стандартам НАТО. Эти реформы укрепляют демократию и безопасность в каждой стране.

Страны региона играют важную роль в операциях НАТО в Афганистане и Косово, осуществляя учебную подготовку афганских сил и помогая создавать безопасную и защищенную обстановку для всего населения Косово. Это прямой вклад в обеспечение стабильности в широком евроатлантическом регионе.

Базы и инфраструктура НАТО 

Утверждение: НАТО продвигает свою инфраструктуру к границам России.

Факт: Отношения между НАТО и Россией регламентированы Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, согласованным в 1997 г. и подтвержденным на встречах НАТО на высшем уровне в Риме в 2002 г. и Лиссабоне в 2010 г.

В основополагающем акте стороны договорились о том, что:

«В нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил. Соответственно он будет полагаться на адекватную инфраструктуру, соизмеримую с вышеупомянутыми задачами».

Это как раз то, что делает НАТО, на транспарентной основе и в полном соответствии с Основополагающим актом.

Утверждение: НАТО планировала разместить корабли и ракеты в Крыму.

Факт: Эта идея никогда не выдвигалась, не предлагалась и не обсуждалась в НАТО.

Утверждение: НАТО намерена создать военную базу в Грузии.

Факт: На встрече на высшем уровне в Уэльсе НАТО приняла решение предложить существенный пакет мер по содействию Грузии для укрепления ее оборонного потенциала и потенциала ее оперативной совместимости с Североатлантическим союзом. В соответствии с договоренностью с Грузией там будет создан учебный центр для содействия учебной подготовке и обеспечения оперативной совместимости военнослужащих Грузии и стран НАТО.

Это будет учебный центр, а не военная база.

Эта инициатива будет способствовать более тесному сотрудничеству с суверенным и международно признанным правительством Грузии и более совершенной учебной подготовке и демократическому контролю над ее вооруженными силами. По существу, инициатива будет делать вклад в стабильность, делая грузинские вооруженные силы более профессиональными и укрепляя контроль над ними.

Утверждение: НАТО имеет базы по всему миру.

Факт: Военная инфраструктура НАТО за пределами территории государств-членов ограничена теми районами, где Североатлантический союз проводит операции.

Поэтому у Североатлантического союза имеются военные объекты в Афганистане в поддержку миссии ИСАФ и предстоящей миссии «Решительная поддержка», а также в Косово для миссии Сил для Косово (СДК).

У НАТО есть гражданские бюро по связи в таких государствах-партнерах, как Грузия, Украина и Россия. Их нельзя считать «военными базами».

Операции НАТО

Утверждение: Операция НАТО в Афганистане потерпела неудачу.

Факт: В 2003 г. НАТО приняла на себя командование Международными силами содействия безопасности в Афганистане, действующими в соответствии с мандатом ООН.

Под командованием НАТО миссия постепенно распространилась по всему Афганистану, к ней присоединились 22 страны, не входящие в НАТО. В ходе миссии практически с нуля были созданы Афганские национальные силы безопасности, численность которых сейчас достигла 350 000 военнослужащих и полицейских.

Угрозы безопасности Афганистана по-прежнему существуют. Однако афганские силы сегодня готовы принять на себя полную ответственность за обеспечение безопасности по всей стране в соответствии с договоренностью с властями Афганистана.

НАТО приняла решение продолжать осуществлять учебную подготовку, консультирование и оказывать содействие афганским силам и с этой целью запланировала начать с 1 января миссию «Решительная поддержка».

Утверждение: Миссия под руководством НАТО в Афганистане не смогла остановить незаконный оборот афганских наркотиков.

Факт: Как в случае с любой суверенной страной основная обязанность по поддержанию законности и правопорядка в Афганистане, в том числе по противодействию незаконному обороту наркотиков, возложена на афганское правительство.

Международное сообщество всячески поддерживает правительство Афганистана, чтобы оно смогло выполнить эту обязанность, в том числе через Организацию Объединенных Наций и Европейский союз

НАТО не является основным действующим лицом в этом регионе. Эта роль была согласована с международным сообществом.

Утверждение: Операция НАТО в воздушном пространстве Ливии была незаконной.

Операция под руководством НАТО была осуществлена на основании двух резолюций Совета Безопасности ООН – 1970 и 1973; обе резолюции ссылаются на Главу VII Устава ООН, и Россия не возражала ни против одной из них.

Резолюция СБ ООН 1973 уполномочила международное сообщество «принимать все необходимые меры» для «защиты гражданского населения и мест его проживания, находящихся под угрозой нападения», что НАТО и сделала при политической и военной поддержке государств региона и членов Лиги арабских государств.

После конфликта НАТО сотрудничала с Международной комиссией ООН по расследованию событий в Ливии, не выявившей никаких нарушений резолюции 1973 СБ ООН или международного права и заключившей, напротив, что «НАТО провела высоко точную кампанию, характеризующуюся наглядным стремлением избежать жертв среди гражданского населения».

Утверждение: Операция НАТО в Косово была незаконной.

Факт: Операция НАТО, связанная с Косово, была проведена вслед за продолжавшимися более года интенсивными усилиями ООН и Контактной группы, в которую входила Россия, направленными на достижение мирного урегулирования. Совет Безопасности ООН неоднократно характеризовал этническую чистку в Косово и растущее число беженцев, вынужденных покидать свои дома, как угрозу международному миру и безопасности. Проведение операции НАТО «Эллайд форс» началось, чтобы предотвратить крупномасштабные и непрекращающиеся нарушения прав человека и гибель гражданских лиц.

По окончании военно-воздушной кампании в соответствии с мандатом ООН (резолюция СБ ООН 1244) СДК была проведена миротворческая операция под руководством НАТО с целью обеспечить безопасную и защищенную обстановку в Косово, в которой изначально участвовала Россия.

Утверждение: Случаи Косово и Крыма идентичны.

Факт: Операция в Косово была проведена после исчерпывающего обсуждения с участием всего международного сообщества, которое пыталось урегулировать затянувшийся кризис.

После операции в течение почти десяти лет международное сообщество вело дипломатическую работу, под эгидой ООН, направленную на достижение политического решения и определение окончательного статуса Косово, как предписано резолюцией 1244 СБ ООН.

В Крыму не было существовавшего до этого кризиса, не было попыток обсудить ситуацию с правительством Украины, привлечь ООН, и не было попыток прийти к урегулированию на основе переговоров.

В случае с Косово усилия международного сообщества по поиску решения продлились 3 000 дней. В случае с Крымом Россия аннексировала часть территории Украины менее чем за 30 дней.

Утверждение: Российская аннексия Крыма была оправдана решением Международного суда по независимости Косово (онлайн здесь).

Факт: Суд заявил, что его заключение не было прецедентом. Суд заявил, что ему был поставлен «ограниченный и конкретный» вопрос о независимости Косово, под который не подпадают более широкие правовые последствия этого решения.

Утверждение: Украинские власти незаконны.

Факт: Президент Украины Порошенко был избран на этот пост 25 мая, набрав явное большинство голосов на выборах, которые были охарактеризованы ОБСЕ (заявление здесь), как свидетельствующие о «четком намерении властей провести настоящие выборы, которые в целом соответствовали международным обязательствам, с соблюдением основных свобод граждан». Серьезные ограничения были зафиксированы только в областях, контролируемых сепаратистами, предпринимавшими усиленные «попытки сорвать процесс».

Нынешний парламент был избран 26 октября в ходе выборов, которые, по мнению ОБСЕ (заявление здесь), характеризуются «высокой конкуренцией среди участников избирательного процесса, предложивших избирателям настоящий выбор, а также общим уважением к основным свободам». ОБСЕ вновь отметила, что «органы, ответственные за подготовку и проведение выборов, прилагали решительные усилия для проведения выборов на всей территории страны, но это оказалось невозможным на значительной части Донецкой и Луганской областей и на Крымском полуострове».

И наконец, российские официальные лица продолжают утверждать, что в украинском парламенте и правительстве преобладают «нацисты» и «фашисты». Однако на парламентских выборах те партии, которые Россия назвала «фашистскими», не смогли преодолеть 5-процентный барьер, необходимый для прохождения в парламент. Украинские избиратели явно проголосовали за единство и умеренность, а не за сепаратизм и экстремизм, и это нашло отражение в составе парламента.

Иными словами, президент и парламент являются законными, а действия сепаратистов – нет.

Источник: http://www.nato.int/cps/ru/