ru
Новости
  • 04.02.2018

    20 летний юбилей диалога Россия-НАТО в Волгограде

    Подробнее
  • 04.02.2018

    20 летний семинаров в Волгограде

    Подробнее
  • 15.12.2017

    Statement by the North Atlantic Council on the Intermediate-Range Nuclear Forces (INF) Treaty

    Подробнее
  • 13.12.2017

    Грушко: России навязывают военное соревнование в центре Европы

    Подробнее

01.08.2012

Северо-западный проход и арктический шельф – зона конкуренции или сотрудничества

Игорь Чернов
Директор
Информационного центра
международной безопасности
Г. Волгоград

 

Северо-западный проход и арктический шельф – зона конкуренции или сотрудничества?[1]
(Доклад на ежегодной конференции Французской ассоциации канадских исследований, 15-18 июня 2011г., г. Монпелье.)

У Канады и России есть много общего в решении проблем управления Северо-Западным проходом и Северо-Восточным проходом. Это также верно и в отношении вопросов управления Арктическими территориями, включая предстоящий раздел дна Северного ледовитого океана (Arctic Ocean). Известно, что Россия и Канада занимают доминирующее географическое положение в Арктике. На долю этих  двух  крупнейших в мире по территории стран приходится три четверти[2] побережья Северного Ледовитого океана. Я считаю данную тему чрезвычайно интересной и перспективной не только с точки зрения дальнейших исследований, но и с точки зрения перспектив развития международной политики и политики безопасности в 21 веке. Хотелось бы верить в то, что страны, заявившие о своих интересах в Арктике, смогут найти разумное решение спорных вопросов.

Я согласен с мнением о том, что решение многих спорных вопросов в Арктике в большей степени зависит от науки и экономики, чем от политики, а также с тем мнением о том, что в ближайшие годы заинтересованные страны должны найти оптимальное правовое решение проблем управления Арктикой. Важной задачей является выработка взаимоприемлемого для всех полярных стран режима освоения и использования имеющихся ресурсов.  Современным геополитическим реалиям должно соответствовать умение переводить потенциальные конфликты в совместные, коллективные действия, с безусловным уважением суверенных прав той или иной стороны[3].

Между Арктическими и не Арктическими государствами объективно существует конфликт интересов. Арктические страны, объединившиеся в такой авторитетной международной организации, как Арктический Совет,  хотели бы сохранить исторически сложившийся характер правового управления Арктикой. Большинство Арктических стран устраивает Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г., в рамках которой можно решить и территориальные споры.  Другое предложение касается разработки нового международного соглашения по Арктике. Важным фактором является также способность конкретного государства осуществлять реальный контроль  над территорией.

Большинство стран, участвующих в деятельности Арктического Совета[4], соглашается с тем, что общим подходом, основой разрешения существующих споров в Арктике должен стать экологический подход, сохранение хрупких экосистем Арктики, как наследие всего человечества. Канада играет в этом ведущую роль, и я хотел бы сконцентрировать внимание именно на этом вопросе.

Особое внимание к северным маршрутам - Северо-Западному и Северо-Восточному проходам - было привлечено после того, как в сентябре 2007 года  Европейское космическое агентство заявило о значительном сокращении арктического морского льда за последние 30 лет, что сделало Северо-Западный проход судоходнымКанадское правительство заявило о том, что этот проход входит в территориальные воды Канады. Международным сообществом данное заявление было принято неоднозначно[5]. Резкая активизация интереса к районам крайнего Севера связана с изменениями климата, активным таянием ледников в Арктике, с перспективами освоения природных ресурсов Арктики и открытием для коммерческого судоходства Северных морских маршрутов.

Именно на этот период 2007-2009 гг. приходился основной информационный поток конфронтационного и даже милитаристского характера.  Судя по всему, изменение климата и изменения в Арктике стали для многих неожиданными. Именно этим можно объяснить довольно нервную реакцию в некоторых странах, включая Канаду, Россию, США. Международные союзы, такие как ЕС и НАТО также вынуждены реагировать на ситуацию. ЕС активизировал переговоры о вступлении Исландии в страны-члены с перспективой усилить влияние ЕС в Арктике. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер[6] (Jaap de Hoop Scheffer) и Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе адмирал Джеймс Ставридис (Admiral Stavridis)[7] сделали ряд важных заявлений по поводу участия НАТО в обеспечении безопасности в Арктике и необходимости сотрудничества с Россией, чтобы противостоять общим вызовам в регионе Крайнего Севера.

Один характерный пример дискуссии в СМИ того времени. В начале августа 2007 г.  газета "The Wall Street Journal", например, писала: «…недавнее заявление Оттавы о намерении построить патрульные корабли для обеспечения канадского суверенитета над Проходом, было выдержано в воинственном тоне, нехарактерном для нашего мирного соседа… Канада заявляет, что проливы, формирующие Северо-западный проход, по сути представляют собой 'внутренние моря', а потому Канада имеет на них такие же суверенные права, как США - на озеро Мичиган. Вашингтон в ответ утверждает, что проливы представляют собой часть открытого океана, а значит любые суда могут свободно плавать по ним, не испрашивая разрешения Канады»[8]. В прессе Северной Америки, Европы, России появилось много эмоциональных статей о борьбе за богатства Арктики, о военно-политическом соперничестве между ведущими региональными державами и их союзами, о превращении Арктики в один из наиболее милитаризованных регионов мира, о новой холодной войне[9]. Однако, тенденции последних двух лет показывают, что, судя по всему, здравый смысл берет верх и будет найдено конструктивное решение проблем.

Управление Северо-Западным проходом и законодательное закрепление границ Арктического шельфа, раздел дна Северного ледовитого океана – это вопросы, стоящие в международной повестке дня на ближайшие годы. Какова же роль Канады в этих процессах?

Для Канады остро встает вопрос сохранения суверенитета над частью своих Арктических территорий, а также о возможном расширении своей зоны влияния за пределы 200 мильной экономической зоны за счет Арктического шельфа. Возможность расширить границы экономической зоны в Арктике позволяет ратификация Канадой в 2003[10] г. Конвенции ООН по морскому праву от 1982 г. Эта Конвенция определяет морские границы государства и процедуру расширения экономической зоны за счет континентального шельфа. При этом США, заявившие о своих национальных интересах в Арктике, до настоящего времени не ратифицировали данную Конвенцию и  ограничивают протяженность своего континентального шельфа лишь положениями Конвенции о континентальном шельфе от 29.04.1958, в соответствии с которой континентальный шельф прибрежного государства заканчивается там, где глубина вод не позволяет разработку природных ресурсов дна[11].

Канада конкурирует с Россией и Данией по вопросам принадлежности участков Арктической шельфовой зоны в основном из-за хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Все стороны пытаются доказать, что эти подводные хребты являются продолжением их континентальной плиты. От решения данного спора зависит, в частности, кому достанется Северный полюс.

Северо-Западный проход является предметом спора Канады с США, Данией и ЕС. Оттава настаивает, что по большей части он пролегает через внутренние воды Канады. США, испытывающие интерес к этому транспортному коридору, утверждают, что на него распространяется право международного пролива, открытого для свободного плавания, т.к он удовлетворяет определению: 'водный путь, соединяющий друг с другом участки открытого моря или же эксклюзивные экономические зоны'[12]. Отмечается, что если данный проход благодаря техническому прогрессу или таянию льдов станет судоходным, Канаде будет всё труднее утверждать, что он не является международным. В конечном счете, Канада может пойти на уступки, перейдя к регулированию режима прохода совместно со своими союзниками[13]. Практика последних трех лет подтверждает тенденцию развития судоходства в районе Канадского арктического архипелага: 17 судов[14] прошли по Северо-Западному проходу в 2009 г.

Исторически правовой режим Арктики определяется национальным законодательством арктических стран и международно-правовыми соглашениями. Большинство международных договоров, посвященных Арктике, регламентируют именно защиту окружающей природной среды. Канада активно участвует в деятельности Арктического Совета и  с ее участием были подписаны, в частности:

- Нуукской Декларации об окружающей среде и развитии Арктики от 16.09.1993 г. (Nuuk, Гренладия),

- Илулиссатской Декларация от 28.05.2008 г., подписана в Илулиссате (Ilullissat, Гренландия)[15].

Можно привести отдельные примеры международных споров Канады, связанных с Арктикой.

Канада уже долгое время ведет переговоры с США по поводу территории, площадью 16,2 тыс. кв. км в море Бофорта  к Северу от Аляски и Канадского Юкона. При этом Канада ссылается на договор между Великобританией и Россией 1825 года, когда Аляска еще принадлежала России. Договор устанавливает границу между Аляской и Юконом по 141-му меридиану, и утверждает, что морская граница должна проходить по этой же линии "так далеко, как замерзает океан". По мнению Вашингтона морская граница должна проводиться на равном расстоянии от двух берегов – как обычно и принято проводить водные границы[16]. Какова же цена вопроса? Согласно исследованию, которое в 2009 году провел Арктический совет, контрактные предложения по аренде участков для разработки нефтяных и газовых месторождений в районе моря Бофорта в июне 2008 года достигли рекордной отметки — одно из них было на сумму 1,2 млрд. канадских долл[17].

Спорной территорий между Канадой и Данией является также маленький островок Ганса (Hans Island), расположенный между Гренландией и канадским островом Элсмир (Ellesmere Island). В канадском арктическом меморандуме, он описывается как «канадский остров площадью 1,3 кв. км, на который претендует Дания»[18]. От решения данного вопроса зависит, кто в будущем будет получать выгоды от изменения границ.

В настоящее время Канада ставит перед собой приоритетную задачу добиться прогресса в области пока не разрешенных пограничных вопросов в Арктике[19]. Об этом в августе 2010 г. заявил министр иностранных дел Канады Лоренс Кэнон (Lawrence Cannon)[20].

На мой взгляд, приоритетным вопросом для Канады в настоящее время все же является не Арктический шельф (вопрос о принадлежности спорного участка дна Северного Ледовитого океана будет решать «Комиссия ООН по границам континентального шельфа», куда Канада до 2013 г. подаст свою заявку), а суверенитет в управлении Северо-Западным проходом и защита своих национальных интересов в данном вопросе. На мой взгляд, Канада имеет на это право не только по историческим причинам, но и в связи с особой ответственностью за безопасность маршрута, экологическую безопасность территорий. Некоторые эксперты считают, что Канада должна подтвердить свой 'правовой титул' на Северо-Западный проход. Хотел бы привести мнение профессора юриспруденции из Чикагского университета Эрика Познера (Eric Posner), который в одной из своих статей[21] писал, что «исход спора решит не международное право, а военная мощь заинтересованных сторон. Этот факт признается и в самом международном законодательстве, где 'правовой титул' страны на ту или иную территорию зависит от ее способности контролировать эту зону…Там, где государство способно контролировать ситуацию, оно должно осуществлять свои полномочия, поскольку это позволяет избежать проблем, связанных с принципом 'общее - значит ничье'. Поэтому контроль Канады над Северо-Западным проходом соответствует интересам всего мирового сообщества, даже если она получит от этого экономическую выгоду и формальное право не допускать туда иностранные корабли. Канада заинтересована в защите Прохода и эксплуатации его ресурсов, которые другие страны смогут у нее закупать. Однако, учитывая ее слабый военный потенциал, эта страна не в состоянии его контролировать без помощи США». Это одно из мнений профессора из США, заслуживающее, на мой взгляд, внимания.

Хотелось бы привести также мнение и экспертов из России. Российские эксперты высоко ценят опыт Канады по разработке правовых норм и договоров, касающихся сохранения арктических экосистем. В экспертных оценках в частности отмечается следующее[22]:

- правопритязания Канады в отношении Арктики подкрепляются комплексом юридических оснований: теорией арктических секторов, теорией прилегания, теорией отождествления льдов и земель, обязанностью защитить интересы коренного населения и окружающую среду, продолжительной эффективной оккупацией,

- канадская арктическая политика дает свои положительные «плоды» в контексте международно-правового обоснования прав этого государства на заявленный ею в 1907 году арктический сектор,

- в Канаде создан эффективный юридический механизм в целях регулирования судоходства по Северо-Западному проходу.

Российские эксперты считают, что усилия Канады с позиций охраны природы нацелены против «бесхозности» Северо-Западного прохода, против безучастности к порядку в нем, его экологическому состоянию выглядят справедливыми[23]. Обращается внимание на то, что природоохранная позиция Канады обоснованна, тем более что она не сдерживает международное судоходство по Северо-Западному проходу. Объективно позиция Канады выглядит убедительной, отвечающей современному международному праву. Эта позиция признается отчасти и США. Пример тому Соглашение между Правительством Канады и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в Арктике, подписанное в 1988 г., которое охарактеризовано как крупная юридическая победа Канады. Соглашение 1988 г. содержит ключевую для позиции Канады формулировку: «Правительство Соединенных Штатов обещает (pledges), что любое судоходство ледоколов США в водах, считаемых Канадой внутренними, будет осуществляться с согласия Правительства Канады[24].

Возвращаясь к названию темы хотел бы в заключение привести пример того, что ситуация развивается по пути конструктивного сотрудничества между Арктическими государствами. В конце 2010 г. представители восьми стран Арктического совета завершили в исландской столице Рейкьявике переговоры по соглашению о сотрудничестве в области поисково-спасательных операций в Арктике[25].  Эта важная договоренность позволит сделать зону Арктики более безопасной и даст импульс к развитию нового международного сотрудничества.

 



[1] Доклад на ежегодной конференции Французской ассоциации канадских исследований, 15-18 июня 2011г., г. Монпелье. В переводе на французский язык опубликована в сборнике AFEC 2012-72, https://eccs.revues.org/418 . Перевод- Галина Барышникова.

[4] http://arctic-council.org/article/about (8 стран-членов, наблюдатели - 6 стран, постоянные участники – 6 организаций)

[15] там же

[18] там же.

[23]  там же

[24] там же

blog comments powered by Disqus