ru
Новости
  • 08.12.2017

    Выступление С.Лаврова на 24-м заседании СМИД ОБСЕ

    Подробнее
  • 04.11.2017

    По итогам заседания Совета Россия – НАТО в Брюсселе

    Подробнее
  • 27.10.2017

    СОВМЕСТНАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПОСТПРЕДА РОССИИ ПРИ НАТО АЛЕКСАНДРА ГРУШКО И СПЕЦПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПО АФГАНИСТАНУ ЗАМИРА КАБУЛОВА ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО 26 ОКТЯБРЯ 2017

    Подробнее
  • 26.10.2017

    Secretary General discusses NATO-Russia Council

    Подробнее

10.07.2014Рустамова Лейли Рустамовна, г. Москва

 

Рустамова Лейли Рустамовна
аспирантка 1 года
факультета политологии МГИМО (У) МИД России
г. Москва

 

Сложно представить себе хоть какую-либо угрозу, с которой не смог бы справиться союз, в котором соединились бы силы Североатлантического альянса и России. Однако сложно и представить, что в ближайшем будущем такое сближение было бы возможно. Не смотря на все понимание общности угроз 21-го века и даже опыт сотрудничества при решении важных проблем в мировой политике, между ними существует множество противоречий, препятствующих налаживанию сотрудничества даже в тех сферах, где присутствует взаимный интерес. Какие основные противоречия существуют и как можно их решить?

После отказа от системы блокового противостояния для сотрудничества России и НАТО сложились самые благоприятные условия, поскольку стороны перестали ждать друг от друга войны, что доказывает двухстороннее сокращение вооружения и контингента. Россия и страны НАТО предприняли практические шаги для налаживания политического диалога, результатом которого стало присоединение России к программе «Партнерство ради мира» в 1994 году и затем создание Совета Россия-НАТО, призванного стать не только площадкой для диалога, но и органом, вырабатывающим конкретные шаги по сотрудничеству по широкому кругу вопросов.

За время активного политического диалога НАТО и России были реализованы проекты в самых разных областях международного сотрудничества. С 1996 года Россия и НАТО работали над созданием механизма совместных действий в ответ на гражданские чрезвычайные ситуации. В 1998 году по инициативе России был создан Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, который координирует действия всех стран НАТО и ее партнеров в ответ на стихийные бедствия и катастрофы. После событий 11 сентября 2001 года Россия и альянс разработали систему информационного обмена для предупреждения о возможных террористических актах, провели совместные антитеррористические учения. В 2008 году российские и НАТОвские корабли провели совместные операции по борьбе с пиратством у берегов Африканского Рога. С 2005 года в связи с увеличением потока наркотиков после начала Афганской компании НАТО стороны наладили работу по организации мероприятий по борьбе с распространением наркотиков. В области военного сотрудничества стороны провели исследования оперативной совместимости ПРО ТВ Североатлантического альянса и России. В научной сфере стороны разработали ряд проектов в области экологической безопасности. В частности, в июне 2013 года была выдвинута рассчитанная на несколько лет программа по созданию сети постоянного мониторинга и оценки риска, которая позволит вести наблюдение за местами захоронения боеприпасов в Балтийском море [1]. Сотрудничество России и США в космосе,  где раньше эти страны были непримиримыми соперниками, стало подлинным примером преодоления стереотипов прошлого. К сожалению, недавно министры иностранных дел НАТО пришли к решению о прекращении всего комплекса гражданского и военного сотрудничества с Россией.

Практика прекращения сотрудничества со стороны альянса- не новое явление. В августе 2008 года в связи с военным конфликтом России с Грузией по инициативе альянса была приостановлена деятельность Совета Россия-НАТО. В 2010 году на первом саммите Совета после возобновления сотрудничества президент России Дмитрий Медведев и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен договорились о том, что Совет будет созываться в любом случае для обсуждения любых вопросов. Не смотря на договоренность, НАТО не только не призвало к совместному с Россией обсуждению конфликта на Украине, разразившегося в ноябре 2013 года вследствие противоречий по поводу подписания соглашений об экономической ассоциации Украины с ЕС, но и в очередной раз решил приостановить все контакты за исключением консультаций на уровне послов.

Прекращение сотрудничества не может служить преодолению расхождения мнений стран-членов альянса и  России по поводу истинного положения вещей на Украине. Кроме того, прекращение сотрудничества как средство политического давления на Россию нецелесообразно и в виду того, что обеспечение выполнения уже налаженных проектов ставится под угрозу и, тем самым, может иметь высокую цену для работы самого альянса.  Договоренности Саммита в Лиссабоне по поводу транзита грузов альянса из Афганистана в Европу через территорию России пока не денонсированы, но очередной этап напряженности в отношениях может привести к прекращению сотрудничества и по Афганистану.

Отказ от сотрудничества не служит и решению проблемы отсутствия взаимного доверия в отношениях между альянсом и Россией, являющимся наиболее серьезным препятствием на пути выстраивания стратегического сотрудничества России и НАТО. России не понятно продвижение НАТО на Восток и альянс не утруждает себя предоставлением гарантий того, что оно не направлено против России. Кроме того, российской стороне сложно верить заверениям альянса, поскольку он уже нарушил обещание не расширяться за счет ее восточных соседей. Опубликованный недавно на сайте Североатлантического альянса документ «Обвинения России: расставим точки над «и» утверждает, что официальные лица США и Германии не давали СССР никаких обещаний на этот счет, и «если бы такое обещание было дано НАТО как таковой, оно должно было бы быть письменно оформлено в виде официального решения всех членов НАТО» [2]. К сожалению, статья, которая должна была бы расставить все по местам, представляет собой лишь передергивание фактов, но не выглядит достаточно убедительной, чтобы ее доводам можно было поверить. Существуют задокументированные выступления официальных лиц ключевых стран НАТО, свидетельствующие о недвусмысленных обещаниях относительно недопущения расширения альянса на Восток [3]. Кроме того, доверие и заключает в себе такое поведение сторон, когда они выполняют свои обещания независимо от того, является ли оно «джентльменским соглашением» или документом, имеющим юридическую силу.

Статья затронула и позицию альянса по поводу действий России в отношении кризиса на Украине. НАТО считает присоединение Крыма по результатам референдума аннексией и не признает ее результаты, поскольку он проводился в нарушении положений конституции Украины. Взаимное обращение России и НАТО к нормам международного права, не смотря на их универсальный характер, не проясняет ситуации, поскольку стороны сразу переходят к напоминанию тех случаев, когда другая сторона нарушила то или иное положение, и трактуют его так, как это выгодно им в той или иной ситуации.

Североатлантический альянс нарушил нормы международного права, произвольно превысив свои полномочия по реализации положений резолюции СБ ООН №1973, начав бомбардировки ее территории, не смотря на запрет всех полетов в воздушном пространстве Ливии. Ранее США и ее партнеры по альянсу осуществили вторжение в Ирак без одобрения Совета Безопасности ООН. Очевидно, что апелляция к международному праву со стороны Североатлантического альянса, осуждающая Россию, не имеет никакого воздействия, поскольку субъект, постоянно нарушающий нормы международного права, не может рассчитывать на то, что эти нормы не будут иметь для других такое же «значение», как для нее самой. О возможных последствиях попрания норм международного права Россия предупреждала и перед вторжением в Ирак, и перед вторжением в Ливию, активно продолжает предупреждать в отношении текущей ситуации в Сирии.

Проблема в отношениях НАТО и России заключается в том, что Россия не согласна с попытками ее партнеров превратить альянс в основную движущую силу глобального управления, а ее стремление независимо участвовать в глобальном управлении и укреплять свои позиции на международной арене воспринимается альянсом как угроза его существованию. Ясно, что Североатлантический альянс активно вмешивается в ситуацию на Украине, поскольку у ее членов есть определенные интересы. Заявления Генерального секретаря Андерса Фог Расмуссена о том, что процесс расширения блока продолжится и альянс «укрепит партнерство с Украиной» [4]  позволяют предположить, что у блока есть планы по форсированному включению Украины в свои ряды, не смотря на то, что Юго-Восточная часть Украины желает остаться ближе России и отказывается от интеграции в западные структуры. Включение же Украины не станет дружеским актом по отношению к России, поскольку не оставит никакого пространства между альянсом и ее территорий, что увеличит вероятность трений.

России как «братскому» Украине государству и стране с своеобразной культурой и своими особыми цивилизационными ценностями, отличными от западных, не понятно, почему страны, заверяющие ее в желании сотрудничать с ней, все же продвигают свои войска к ее границам. Видимо, у России и НАТО совершенно разное понимание того, что является сотрудничеством, и как оно должно выглядеть. Для России оно предполагает, прежде всего, дружеское отношение, отсутствие угрозы, затем взаимные интересы и их практическую реализацию. России нужны от НАТО практические шаги, устраняющие причины недоверия друг к другу, а не заверения и воздействие «мягкой силой» со стороны альянса.

Помимо указанных выше противоречий и проблем в отношениях у сторон накопился серьезный багаж плодотворного сотрудничества во многих сферах. В общем и целом, у сторон присутствует понимание, что сотрудничество выгодно и альянсу, и России, поскольку угрозы и вызовы для обеих сторон одни и те же. Природные катаклизмы становятся более частыми и более разрушительными. Аномальное наводнение на Дальнем Востоке России, на юге и западе Великобритании и, наоборот, сильная жара в ряде Европейских стран нанесли серьезный ущерб их хозяйственному развитию, привели к жертвам среди гражданского населения, нанесли ущерб инфраструктуре городов. В грядущие годы ученые предвещают только увеличение количества природных катаклизмов, к которым теперь добавляется еще и угрожающее увеличение падения метеоритов на поверхность Земли [5]. Не смотря на то, что угроза пиратства в Сомали была минимизирована, есть тенденция к увеличению регионов, опасных для судоходства, так как уровень экономического развития стран Африки по-прежнему оставляет желать лучшего. Кроме того, в мире появляются все новые очаги нестабильности, порождающие проблемы борьбы с наркотрафиком, вирусными эпидемиями, организованными бандформированиями, распространением радикализма, учащением террористических акций. Не смотря на то, что все эти проблемы включены в список взаимных угроз обеими сторонами, их уровень, видимо, не воспринимается как достаточно серьезный, чтобы послужить объединяющим фактором. Даже фактор Китая не заставляет альянс сделать сотрудничество с Россией по-настоящему стратегическим. Чтобы сотрудничество России и НАТО перешло на качественно новый уровень, видимо, необходимо появление такой общей угрозы, перед которой альянс и Россия забудут старые противоречия и выступят единым фронтом. На данный момент, нет предпосылок к тому, чтобы лидеры стран России и членов НАТО попытались друг друга понять и руководствоваться в своих поступках прагматизмом. Если эта тенденция не будет изменена, то есть угроза, что мир вернется к классическому варианту выживания в условиях “холодной войны”, а именно: балансу интересов, «передергивание союзников» на свою сторону и военно-стратегический паритет. Этот вариант развития не выгоден ни одной стране мира, поэтому было бы лучше не ждать, пока на головы граждан России и стран-членов НАТО «упадет» что-то такое, что заставит их руководителей одновременно пойти друг другу на встречу.

 

[1] Отношения НАТО с Россией// Официальный сайт НАТО, дата обращения: 28.04.2014/ URL:http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_50090.htm

[2] «Обвинения России: расставим точки над «и» // Официальный сайт НАТО, дата обращения: 28.04.2014/ URL:http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_109141.htm

[3] Das große Rätsel um Genschers angebliches Versprechen // Frankfurter -Allgemeine Zeitung 19.04.2014/ URL:http://www.faz.net/aktuell/politik/ost-erweiterung-der-nato-was-versprach-genscher-12902411.html

[4] НАТО заявило о готовности направить на Украину военных инструкторов// Деловая газета «Взгляд», 01.01.2014/ URL: http://vz.ru/news/2014/4/1/680050.html

[5] A.Bojanowski. Unbemerkte Explosionen: Experten warnen vor Meteoritengefahr für Großstädte // Spiegel-Online,15.04.2014/ URL:http://www.spiegel.de/wissenschaft/weltall/meteoriten-gefahr-fuer-grossstaedte-ctbto-mit-unbekannten-einschlaegen-a-965820.html

 

 

 

blog comments powered by Disqus