ru
Новости
  • 04.10.2017

    Студенческая конференция “Архитектура европейской безопасности: основные акторы и перспективы сотрудничества” прошла в Москве 28-29 сентября 2017 г.

    Подробнее
  • 02.08.2017

    А.В. Грушко о российско-белорусских учениях «Запад-2017»

    Подробнее
  • 30.07.2017

    Заместитель генерального секретаря НАТО и специальный представитель США проводят переговоры об Украине

    Подробнее
  • 20.07.2017

    Генеральный секретарь рассказывает о заседании Совета Россия–НАТО

    Подробнее

21.06.2017

Даниил Петров, Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы

Петров Даниил
студент 1 курса
Экономический факультет СПбГУ
г. Санкт-Петербург     

Характер угроз безопасности Европы имеет четкое географическое разделение. Уникальные политические, экономические и национальные особенности каждого субрегиона определяют вызовы, с которыми сталкиваются страны-представители конкретных территорий. Прежде всего, необходимо произвести районирование стран с доминированием угроз различного характера. Объективная реальность утверждает основным вызовом Восточноевропейского пространства внешние опасности, связанные с вероятным военным столкновением с потенциальным противником (прим. Российской Федерацией). В то же самое время экономически развитые страны «старой» Европы испытывают трудности в обеспечении внутренней безопасности, в частности, подвергаются террористическим атакам и росту межэтнических противоречий. Отметим также существование третьей группы стран (прим. Польша, Венгрия, Чехия и пр.) которые, объективно говоря, на данный момент не находятся в фазе острого кризиса безопасности.

Восточная Европа: Русская Угроза

Первым делом обратимся к Восточноевропейской теме, поскольку, на мой взгляд, проблематика региона имеет решение в плоскости дипломатических контактов. Конструктивный диалог сторон и наличие доброй воли участников переговоров должны привести к урегулированию кризиса и нахождению консенсуса.

Военные доктрины стран Восточной Европы носят оборонительный характер и называют сохранение национальной  независимости и территориальной целостности приоритетной задачей[1]. По мнению ряда западных экспертов, политика РФ может угрожать основам безопасности и конституционного строя стран Балтии, Украины и в меньшей степени  Восточной Европе в целом. Одновременно политика НАТО в регионе ставит под угрозу российские территории: Калининградскую Область, Приднестровье, Крымский полуостров. Взаимные противоречия России с западными «партнерами» приводят к нарушению спокойствия в регионе.

Абстрагируясь от «мейнстрима» российских и зарубежных СМИ, обратимся к реальным фактам, проанализируем ситуацию. Диспозиция российских войск вдоль границы с государствами членами альянса на данный момент носит сугубо оборонительный характер, однако это не умаляет вероятность недружественных действий в сторону Прибалтики. Действия России в Ю. Осетии (2008 г.) и на Украине (2014-н. в.) продемонстрировали решимость Москвы в использовании своих ВС за рубежом. Страны Прибалтики имеют основания для обеспокоенности действиями России вдоль своих границ.  До недавнего времени Эстония, Латвия и Литва находились в опасном положении, несмотря на членство в НАТО, поскольку присутствие сил альянса в регионе не было значительным. К 2017г. конфигурация войск в регионе претерпела изменения, НАТО осуществило переброску внушительных сил  в Восточную Европу (прим. более 3000 единиц бронетехники и тд.). Военные эксперты заявляют, что на данном этапе вероятность прямой российской интервенции минимизирована.

При всей военной мощи Восточноевропейского крыла НАТО, сил альянса не достаточно для нанесения глобального удара по России и союзникам. ОДКБ может концентрировать внушительную военную мощь на опасном направлении.

В сложившейся ситуации временного взаимного паритета требуется предпринять меры по обеспечению безопасности региона в будущем. Позитивная повестка дня в отношениях Россия-НАТО должна стать началом длительного переговорного процесса, в ходе которого требуется:

1)Организовать консультации сторон, с максимально широким представительством заинтересованных субъектов.

2) Закрепить численность Войск в Восточной Европе на уровне разумной оборонительной достаточности.

3) Достигнуть договоренностей по безопасности Калининграда и Прибалтики.

Разумеется, перечисленные шаги станут возможны только после полномасштабного возобновления контактов России с Западными военными структурами. Судя по предварительным заявлениям новой американской администрации, переговорный процесс может вскоре начаться.

Западная Европа: Враг в отражении

При всей серьезности противоречий России и НАТО, основы будущей системы безопасности Европы сейчас закладываются в экономически развитых странах Старого Света. Обладая мощным военно-экономическим потенциалом, регион не подвержен прямым военным угрозам. Антироссийская риторика в европейских медиа призвана отвлечь население от более реальных угроз: терроризма, миграции, этнической преступности.

Патриотические силы в европейском обществе открыто рассуждают о беспрецедентных вызовах, с которыми страны столкнулись в последние годы. Неконтролируемая иммиграция и провал интеграционной политики ЕС привели к росту числа радикальных элементов в обществе. Системный кризис европейской «мультикультурной» модели  стал главным вызовов старой системе безопасности на Западе.

Что же происходит в глубинах зажиточных европейских обществ? Внешнее благополучие стран скрывает в себе глубинные противоречия, последствия которых Европе еще предстоит познать. Экономический взлет Европы последних десятилетий объясняется эксплуатацией рабочих из развивающихся стран и политикой выкачивания ресурсов из бывших колоний. Эти действия привели к резкому наплыву трудовых мигрантов и беженцев в Европу. Ошибочная политика «открытых дверей» стала катализатором роста противоречий между мигрантами и всей системой европейских ценностей. Замедление темпов роста экономики Старого Света и снижение общего спроса на низкоквалифицированную рабочую силу сделали менее целесообразным дальнейшее использование труда мигрантов. Миллионы новых граждан Европы оказались лишними на рынке труда. Дальнейшее нахождение представителей других культур в Европе стало источником проблем в области национальной безопасности.

Выходцы из иммигрантской среды, оставшись без работы, находят себе применение в преступных группировках или, что страшнее, попадают под влияние радикальных исламских сект, призывающих к терроризму.

Статистические данные свидетельствуют, что от 3 до 7 тысяч граждан ЕС отправились воевать на стороне ИГ, третья часть из которых уже вернулась домой[2]. Естественно, эти цифры не учитывают сочувствующих лиц, число которых в разы больше. Перспективы тревожны – в скором времени боевики-граждане ЕС вернуться в свои страны и начнут создавать экстремистские ячейки в бедных озлобленных тяжелой жизнью этнических гетто. Ситуация может перейти в критическую фазу в случае начала массового индивидуального террора, остановить джихадистов будет не просто, поскольку терроризм на «атомарном» уровне не поддается контролю.

Европейские правительства предпринимают меры по снижению террористической угрозы, однако все действия носят непоследовательный характер и не могут противостоять самоорганизации радикалов. Время работает против Европы, правительствам еще только предстоит понять, что полумеры не эффективны. Действовать необходимо быстро и, вполне возможно, предельно жестко.

До последнего времени  лица, призывавшие к систематической борьбе с религиозным фанатизмом, клеймились ксенофобами, исламофобами и пр. Отход от «Европейских ценностей» и системы «Тотальной толерантности» виделся левым политическим силам нарушением основ европейской свободы и прав человека. Маскировка и консервация проблемы радикального ислама привела к громким атакам по всей территории ЕС. СМИ начали нехотя признавать правоту оценок ситуации правыми экспертами. К сожалению, проблема достигла точки бифуркации, на данный момент необходимы решительные действия, проводить которые сможет власть смелых и сильных людей. Требуется:

1) Резкое ужесточение миграционной политики.

2)Тотальный контроль спецслужб за подозрительными лицами, склонными к вступлению в ряды террористов.

3)Ведение массовой социальной работы с группами риска (школьниками, студентами), особенно в иммигрантских районах.

4)Начало реальной борьбы с терроризмом за пределами Европы.

Многое уже сделано, особенно, что касается физической охраны опасных мест, но объем предстоящих работ по обеспечению безопасности населения колоссален.

В завершение темы, хочется отметить еще один очень важный критерий будущего безопасности в Европе. Террористические акты – это яркие внешние проявления конфликта местного и пришлого населения в Европе, в то же самое время бытовая преступность являет собой главную угрозу среднестатистическому французу, голландцу или немцу.  Сокрытие органами внутренних дел преступлений мигрантов создает иллюзию мирного сосуществования разных этнических групп, между тем, противоречия создают опасную среду обитания в ряде районов высокоразвитых стран[3].

В перспективе с ростом числа потомков иммигрантов и сокращением числа коренных жителей, может произойти ряд конфликтов на национальной почве, вплоть до открытых столкновений последователей разных религий и культур. Основой предотвращения будущего кризиса должны послужить действия ближайших лет. В связи с искажением и частичным отсутствием статистики по данному вопросу, выводы и прогнозы делать пока еще очень сложно. Тем не менее, должное внимание на нарастающую проблему требуется обратить именно сейчас, привлечь широкие народные массы к диалогу с целью недопущения вражды и взаимной ненависти.

Подведем итоги.

Кризис безопасности в Европе на данном этапе является очень серьезным. Решение накопившихся проблем может быть выработано только в ходе взаимодействия всех стран региона. Изоляционистское мышление и закрытие границ не являются выходом, поскольку они лишь отсрочивают острый кризис безопасности. Совместными усилиями всех стран и народов Европы можно предотвратить крупные потрясения, которые могут на десятилетия оставить старый свет на периферии динамично развивающегося мира.



[1] Официальный сайт министерства обороны Эстонии. National Security Concept of Estonia. 
[Электронный ресурс].  http://www.kmin.ee/en/objectives-activities/defence-policy

[2] Сайт RT. Most European ISIS fighters come from France, Germany, UK – study. [Электронный ресурс].https://www.rt.com/news/338080-europe-isis-foreign-fighters/

[3] The Federalist Papers Project. Police Ordered To COVER UP Massive Migrant Crime Wave
[Электронный ресурс].
http://thefederalistpapers.org/us/police-ordered-to-cover-up-massive-migrant-crime-wave