ru
Новости
  • 04.10.2017

    Студенческая конференция “Архитектура европейской безопасности: основные акторы и перспективы сотрудничества” прошла в Москве 28-29 сентября 2017 г.

    Подробнее
  • 02.08.2017

    А.В. Грушко о российско-белорусских учениях «Запад-2017»

    Подробнее
  • 30.07.2017

    Заместитель генерального секретаря НАТО и специальный представитель США проводят переговоры об Украине

    Подробнее
  • 20.07.2017

    Генеральный секретарь рассказывает о заседании Совета Россия–НАТО

    Подробнее

19.04.2012Галак Мария Владимировна, Пятигорск

Эссе на конкурс 2012 г.

Галак Мария Владимировна
студентка 2 курса факультета международных отношений
Пятигорского Государственного Лингвистического Университета
г. Пятигорск.

Во второй половине XX века происходит кардинальное изменение типа мирового устройства: переход от многополярной к биполярной системе международных отношений. Квинтэссенцией данной системы стала «холодная война», в которой существовал баланс сил, сохранявшийся благодаря ядерному паритету двух сверхдержав: СССР и США.

С распадом Советского Союза в 1991 г. прекратила свое существование биполярная система, и закончилось противостояние по линии ОВД-НАТО. Наступает исторический период, который впоследствии был назван «однополярным моментом», когда Соединенные Штаты стали воплощать в жизнь «Доктрину Буша» – стратегию доминирования в мировой политике.

В период президентства Джорджа Буша-младшего США де-факто берут на себя функции ООН, выступая гарантом мировой стабильности и распространяя в мире ценности, которые на их взгляд являются универсальными для всех. Однако, практика показала, что большинство инициатив было артикулировано национальными интересами Соединенных Штатов, а не идеями «демократического мессианства».

Во многом поэтому на современном этапе международная обстановка далека от стабильности. Выросло число локальных конфликтов, терактов, актов агрессии и т.д. С учетом процессов глобализации и увеличения разрушительной силы  применяемого оружия, последствия такого рода деструктивных действий становятся все более опасными.

Вышеприведенная аргументация служит доказательством того, что Pax Americana не универсален и не учитывает интересов остальных членов международной системы.

В  этой связи, примечательно выступление президента России В.В. Путина  на конференции в Мюнхене в 2007 году[1], где он четко дал понять о невозможности существования подобной системы, охарактеризовав ее как «один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения». По его мнению,  подобная система не сможет господствовать  долго, т.к. «это мир одного хозяина, одного суверена. И это в конечном итоге губительно не только для всех, кто находится в рамках этой системы, но и для самого суверена, потому что разрушает его изнутри».

Не вызывает сомнения тот факт, что места демократии, так усердно продвигаемой Соединенными Штатами, в подобном мире нет, ведь демократия – власть большинства, гарантирующая меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав. Для этого при решении международных проблем нужно учитывать мнение других государств, которые  также как и США являются частью мировой системы. Такова рода политика способствовала бы дальнейшему становлению и укреплению многополярности. Несмотря на то, что говорить о полностью сформировавшемся многополярном мире не приходится, но и отрицать предпосылки к его формированию нам видится нелогичным. В этой связи, мюнхенская речь Путина считается окончанием «однополярного момента» в международной системе.

Сейчас происходит становление таких международных центров силы как Китай, Евросоюз и, конечно же, Россия, государство, занимающее приблизительно 11,5% площади всей суши Земли, обладающее одним из двух в мире крупнейших ядерных арсеналов и крупнейшими месторождениями энергоресурсов.

С одной стороны окончание «холодной войны» открыло горизонт для новых противостояний, таких как борьба за контроль над энергоресурсами, обусловленная современным укладом жизни и устройством современной экономики. С другой стороны, появилась возможность перейти от антагонизма к стратегическому партнерству по линии Россия-НАТО.

Перспективы установления партнерских отношений стали более отчетливыми, после прихода к власти Барака Обамы и начала проведения им политики «перезагрузки». Более того, назначение послом США в России Майкла Макфола, является четким намерением продолжить и углубить «перезагрузку» отношений между нашими государствами. По мнению Макфола, сейчас главная задача сотрудничества заключается в обсуждении проблем, связанных с ПРО. Он  верит, что вполне возможно не только обсуждение, но и решение данного вопроса. Смысл «перезагрузки» он видит не только в расширении сотрудничества с представителями российской государственной власти, но также и в установлении контакта с гражданским населением страны в целом[2].

Вопрос сотрудничества России и НАТО всегда вызывает дискуссии и спорные моменты. Оно было официально оформлено в  1997 г., после подписания  Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. С тех пор, границы проблем, требующие совместного решения,  расширяются. В 2002 г произошло подписание в Риме декларации «Отношения между НАТО и Россией: Новое качество», в результате чего было принято решение об образовании  Совета Россия-НАТО. За годы его существования удалось прийти к согласию по ряду важных вопросов, касающихся проблем терроризма, борьбы с наркотрафиком, оборонно-промышленного сотрудничества, вопросов, относящихся к противоракетной обороне, контролю над вооружениями, нераспространению ОМУ и ядерного оружия и т.д.

Однако, несмотря на все преимущества сотрудничества с  НАТО, есть примеры, когда действия альянса несут односторонний характер и являются угрозой нарушения существующего баланса сил.

Стоит упомянуть военную операцию НАТО против Союзной Республики Югославии, которая была проведена без мандата ООН, в связи с чем законность её проведения оспаривается и характеризуется в некоторых источниках как военная агрессия.

Нельзя обойти стороной затяжную войну в Афганистане, начатую в 2001 г. За одиннадцать лет пребывания НАТО в Афганистане альянсу так и не удалось остановить нелегальный поток наркотиков из страны. Афганистан превратился в крупнейшее в мире наркогосударство, где контролировать наркотрафик с каждым годом становится все труднее.

Еще одним примером является военная операция в Ираке, целью которой было свержение режима Саддама Хусейна, т.к. по мнению Соединенных Штатов, этот режим представлял опасность для международного сообщества. Данная операция нарушила существовавший баланс сил на Ближнем Востоке, что привело к усилению Ирана и его попыткам доминирования в регионе, а также к реанимированию курдского вопроса.

Не менее яркий пример – операция НАТО в Ливии в 2011 г., во время которой административные здания и гражданское население было подвергнуто авиационным ударам. Такого рода действия являются ярким примером нарушения принятых ООН резолюций.

После каждого из данных событий незамедлительно следовала международная реакция. Мнения варьировались в зависимости от государства, но в целом прослеживалось осуждение односторонних действий НАТО мировым сообществом.

Подобного рода действия вызывают недовольство и у российской стороны, и ведут к ухудшению отношений с НАТО.

Тем не менее, на сегодняшний день Россия старается решать глобальные проблемы совместно со странами НАТО, т.к. их решение в одностороннем порядке невозможно – необходима консолидация сил всех ведущих держав.

В отношениях между Россией и НАТО после Лиссабонского саммита наметилось существенное сближение. В новой Стратегической концепции НАТО[3] государства-члены Североатлантического союза подчеркнули значимость развития «настоящего стратегического партнерства между НАТО и Россией», а также свою решимость «углублять политические консультации и практическое сотрудничество с Россией в областях, представляющих взаимный интерес».

В перспективе для НАТО очень важно становление России как стратегического партнера, ответственного и способного брать на себя значимую долю обязательств по поддержанию региональной безопасности и стабильности в мире в целом.

Практическое сотрудничество России и НАТО уже стало частью международной практики. Прежде всего, это касается  организации двусторонних форумов, встреч, конференций, а так же проведение совместных учений. Особенно это касается вопроса о противоракетной обороне и запланированных учений в Брюсселе в марте 2012.

Значительный прогресс был достигнут по линии развития сотрудничества в области планирования использования и реагирования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий террористических актов стала одним из основных направлений деятельности. Два учения, проведенных в России – в Богородске (2002 г.) и в Калининграде (2004 г.), а также учения, состоявшиеся в Монтелибретти в Италии (2006 г.) способствовали выработке конкретных рекомендаций по ликвидации последствий.

В рамках Комитета «Наука ради мира и безопасности» в формате СРН ведется перспективная работа по противодействию новым угрозам и вызовам в рамках технического сотрудничества. К ключевым рассматриваемым областям относятся экологическая безопасность, экологический терроризм, психологические последствия терроризма, кибернетическая безопасность, защита от химических, биологических, радиоактивных и ядерных веществ, а также обнаружение взрывчатых веществ.

Еще одним шагом на пути укрепления отношений может стать налаживание прямых рабочих контактов между НАТО и Организацией Договора о коллективной безопасности. Сложение потенциалов этих двух организаций может дать значительный позитивный эффект.

Особое внимание необходимо уделять углублению сотрудничества в таких областях, как военная и военно-техническая деятельность, оперативная совместимость войск, совместное участие в ликвидации техногенных катастроф, стихийных бедствий, терроризм и пиратство.

Вопрос о противоракетной обороне останется на повестке дня, т.к. это большой  и долгосрочный проект, который требует пристального внимания  и больших усилий по  его  осуществлению. Общая противоракетная оборона, несомненно, приведет к созданию общей архитектуры безопасности,  необходимость которой сегодня очевидна.

Принимая во внимание вышеприведенный анализ, мы считаем, что отношения между Россией и НАТО на сегодняшней день можно охарактеризовать как «избирательное партнерство». Однако, в перспективе, они должны продолжать укрепляться и вести к более тесному сотрудничеству. Это поможет использовать совместные усилия для решения ряда международных проблем, касаемых, главным образом, глобальной безопасности. Поэтому, на наш взгляд, необходимо оставить в прошлом противостояние и совместными усилиями строить безопасное будущее.

 



[1] Путин В.В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.kremlin.ru

[2] Макфол М. «Я ученый, а не профессиональный революционер» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru

[3] Организация Североатлантического договора. Отношения НАТО с Россией [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nato.int

 


blog comments powered by Disqus