ru
Новости
  • 04.10.2017

    Студенческая конференция “Архитектура европейской безопасности: основные акторы и перспективы сотрудничества” прошла в Москве 28-29 сентября 2017 г.

    Подробнее
  • 02.08.2017

    А.В. Грушко о российско-белорусских учениях «Запад-2017»

    Подробнее
  • 30.07.2017

    Заместитель генерального секретаря НАТО и специальный представитель США проводят переговоры об Украине

    Подробнее
  • 20.07.2017

    Генеральный секретарь рассказывает о заседании Совета Россия–НАТО

    Подробнее

22.06.2015

Клочихин Максим, г. Москва

Конкурсная работа

Всероссийский конкурс рефератов и эссе не тему
:«Новые
тенденции в формировании архитектуры европейской безопасности
в
контексте «Украинского кризиса»

 

Клочихин Максим
Студент 1 курса магистратуры
по направлению «Международные отношения»
МГИМО (У) МИД России
г. Москва

 

В конце 2013 года Европа столкнулась с сильнейшим политическим кризисом со времен окончания холодной войны. События на Украине де-факто раскололи континент на два лагеря: Россию и страны, поддержавшие переворот на Украине.

В мире появилось большое количество журналистов, политологов, которые заявляют, что началась новая  холодная война.[i]

С одной стороны, в текущих условиях отношения между Россией и странами Запада являются, мягко говоря, недружественными.

С другой стороны, данные отношения все-таки не носят столь масштабный конфронтационный характер, как в кризисы времен холодной войны. Существует еще один важный аспект: в основе нового кризиса между Россией и Западом не лежит идеология.

В сложившейся ситуации отношения между РФ и НАТО вновь стали холодными. Практически все совместные проекты в военно-политической сфере, а также в области борьбы с международным терроризмом были свернуты. Деятельность Совета Россия-НАТО, в рамках которого осуществляется взаимодействие Москвы и Запада, приостановлена.

Были также заморожены проект «Стандекс», который был направлен на создание устройства, способного дистанционно обнаруживать  взрывчатку[ii], а также Инициатива по совместному использованию воздушного пространства (ИСВП), нацеленная на предотвращение совершения террористических актов, подобных тем, что произошли 9 сентября 2001 г.[iii]

В сентябре 2014 года в Уэльсе, Великобритания, был проведен саммит НАТО, на котором страны-члены Альянса заявили о необходимости развертывания сил быстрого реагирования в странах Восточной Европы.[iv]

Иными словами, НАТО приняло решение концентрировать свою группировку на границе с Россией, что не отвечает интересам Москвы в области безопасности. Более того, проведение совместных учений НАТО вблизи российской границы является крайне опасной демонстрацией силы.

Вследствие переброски американских войск в Европу, в частности, в Прибалтику, когда резко изменился баланс сил на континенте, Россия вышла из ДОВСЕ (11 марта 2015 года)[v], который устарел и перестал отвечать тем требованиям, ради которых он был разработан, а именно, посредством ограничения вооруженных сил в Европе минимизировать опасность возникновения вооруженного конфликта в Европе.

НАТО, заявляя о незаконности присоединения Крыма к России, требует вернуть его Украине, а также вывести российские войска с полуострова. [vi] Жители Крыма, в ситуации дефицита власти на Украине, возникшего в связи с государственным переворотом, т.е. нелегитимной сменой власти в стране, добровольно на референдуме выразили свою волю к вхождению Крыма в состав России.

Более того, между Россией и странами Европы и США началась «санкционная война». В отношении РФ были введены несколько пакетов санкций, целью которых являлось вызвать недовольство не только населения, но и элиты внешней политикой Владимира Путина. Конечно, санкции ухудшили экономическую обстановку в стране, но, тем не менее, они не являются эффективным инструментом диалога. Разве была решена ядерная проблема Корейского полуострова, после того как в отношении КНДР было принято несколько пакетов санкций? Наоборот, Пхеньян принял решение продолжать свою ракетно-ядерную программу, которая позволит обеспечить безопасность страны от иностранного вторжения, а также в условиях, когда шестисторонние переговоры прерваны, внес положение о ядерном статусе страны в свою конституцию,[vii] что закрыло путь для ликвидации ядерного оружия КНДР.

Как мы видим, НАТО и США, в первую очередь, необходимо понять, что санкции не являются действенным инструментом решения политических конфликтов, а лишь способны усугубить ситуацию.

С Россией невозможно говорить с позиции силы: санкции, постоянная демонстрация силы со стороны США, а именно «драгунский выезд», заходы кораблей американского ВМС в Черное море, регулярные полеты американских разведывательных самолетов хоть и в нейтральном воздушном пространстве, но все же в непосредственной близости от наших границ[viii] не привели к уступкам со стороны России.

Стоит отметить, что в настоящее время как в НАТО, так и в США Россию стремятся выставить основным противником. В США наличие такого противника необходимо для предвыборной кампании, в НАТО – для оправдания целей существования организации.

Если мы обратим внимание, то после окончания холодной войны НАТО, будучи организацией, созданной для гипотетической войны с СССР (хотя в 1949 она еще казалась вполне реальной), встала перед сложным вопросом: чем заниматься дальше? Брюссель предпринимал попытки заниматься миротворчеством (на Балканах), борьбой с терроризмом (операция «Active Endeavour» в Средиземном море, направленная на обеспечение невозможности осуществлять перевозку материалов, которые могут использоваться террористами,[ix] по морю; антитеррористическая операция в Афганистане), борьбой с пиратством в районе Африканского рога (операция «Ocean Shield»[x]).

 Сейчас же, когда отношения с РФ резко ухудшились, НАТО стало рассматривать РФ в качестве противника, что создает угрозу для безопасности в Европе.

Минские договоренности создали благоприятную возможность для урегулирования острого политического кризиса на Украине. Тем не менее, как и после событий в Южной Осетии в 2008 году в отношениях России и стран Запада, в первую очередь, членов НАТО усугубился кризис доверия, который вряд ли будет разрешен в ближайшее время.

Причин в пользу подобного сценария существует достаточно много. Одна из наиболее значимых – роль США в Европе. Несмотря на то что представители НАТО отмечают, что организация – это союз равных и все решения принимаются консенсусом, если проанализировать решения, которые принимались в НАТО за последние десять лет, то можно обратить внимание, что в большинстве случаев европейские члены Альянса поддерживали инициативы, предложенные США.

После событий 2008 года в улучшении отношений РФ и НАТО немаловажную роль сыграла политика «перезагрузки» отношений Барака Обамы, которая, стоит признать, привела к реинтенсификации сотрудничества России и НАТО, а отношения между Москвой и Вашингтоном были нормализованы.

В 2016 году в США пройдут президентские выборы.[xi] Отношения с Россией станут «козырной картой» для всех претендентов на пост президента США. При этом, как предполагается, как демократы, так и республиканцы будут стремиться выставить РФ в качестве противника на международной арене. Новой «перезагрузки» в российско-американских отношениях ожидать не стоит. Таким образом, представляется маловероятным улучшение отношений России-НАТО.

Для нормализации сотрудничества необходимо, чтобы у России и стран Запада появилась новая угроза.

С одной стороны, за последнее время проблема международного терроризма приобрела особую значимость в связи с активизацией в 2014 году на Ближнем Востоке террористической группировки «Исламское государство».

С другой стороны, Россию на официальном уровне никто не приглашал в международную коалицию по борьбе с «Исламским государством». Де-факто США и их союзники в Европе и Азии решили проигнорировать богатый опыт России в борьбе с терроризмом, поэтому выступать с просьбой о принятии РФ в состав международной коалиции означает потерю лица для России на международной арене. Более того, участие в коалиции повлечет людские и материальные потери.

Наиболее оптимальным вариантом сотрудничества для России, стран Европы, США и стран Ближнего Востока является взаимодействие не посредством создания «коалиции желающих», а в рамках Совета Безопасности ООН.

Сейчас многих интересует вопрос: как будут развиваться отношения между Россией и НАТО в будущем?

С высокой долей вероятности стоит отметить, что начало военных действий между Россией и НАТО, которое активно пропагандируют некоторые журналисты, не представляется возможным. Европейские лидеры прекрасно понимают, что в случае начала войны их страны пострадают более всего. Немалую роль в предотвращении любых военных действий в отношении России играют ее силы ядерного сдерживания, способные ответным ударом нанести неприемлемый ущерб любому агрессору.

Что касается кардинального улучшения отношений между Россией и НАТО, то ее ждать не придется даже в среднесрочной перспективе. Существует кризис доверия между сторонами, спровоцированный информационной войной. Тем не менее, уровень доверия можно повысить, если воздерживаться от «навешивания ярлыков» и острой критики действий противоположной стороны.

С достаточной долей уверенности можно предположить, что, по крайней мере, в 2015 году какого-либо заметного потепления климата в области военно-политической безопасности не предвидится. Более того, не исключено, что в мае-июне столкновения на Украине могут возобновиться, что приведет не только к дальнейшему обострению между Россией и НАТО, а также к введению новых санкций в отношении Москвы.

В заключение, стоит отметить, что с кризисом на Украине в европейской системе международных отношений произошел ряд крупных изменений. Обстановка в области безопасности резко ухудшилась. Сотрудничество России и НАТО в большинстве сфер, представляющих взаимный интерес, свернуто, а стороны начали рассматривать друг друга в качестве противников на международной арене. Пока никаких перспектив потепления политического климата в Европе не предвидится.



[i] URL: http://topwar.ru/55404-novaya-holodnaya-voyna.html. (Дата обращения: 07.04.2015)

[iii] URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_50090.htm (Дата обращения: 07.04.2015)

[iv] URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_50090.htm  (Дата обращения: 07.04.2015)

[v] URL: http://ria.ru/radio_brief/20150311/1052052203.html (Дата обращения: 10.04.2015)

[vi] URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_50090.htm  (Дата обращения: 07.04.2015)

[vii] URL: http://ria.ru/world/20120530/660648563.html  (Дата обращения: 10.04.2015)

[viii] URL: http://ria.ru/defense_safety/20150411/1057914677.html (Дата обращения: 11.04.2015)

[ix] URL: http://www.globalsecurity.org/military/ops/active-endeavour.htm (Дата обращения: 11.04.2015)

[x] URL: http://www.globalsecurity.org/military/world/war/ocean-shield.htm (Дата обращения: 11.04.2015)

[xi] URL: http://www.cis-emo.net/ru/taxonomy/term/2428/all (Дата обращения: 12.04.2015)


blog comments powered by Disqus