ru
Новости
  • 04.10.2017

    Студенческая конференция “Архитектура европейской безопасности: основные акторы и перспективы сотрудничества” прошла в Москве 28-29 сентября 2017 г.

    Подробнее
  • 02.08.2017

    А.В. Грушко о российско-белорусских учениях «Запад-2017»

    Подробнее
  • 30.07.2017

    Заместитель генерального секретаря НАТО и специальный представитель США проводят переговоры об Украине

    Подробнее
  • 20.07.2017

    Генеральный секретарь рассказывает о заседании Совета Россия–НАТО

    Подробнее

09.10.2014Валеев Рустам Геннадьевич, г. Благовещенск

Конкурсная работа - Всероссийский молодежный конкурс эссе не тему: «Россия и НАТО на пути к стратегическому партнерству», 2014, Валеев Рустан.

Валеев Рустам
Студент 3 курса
факультета международных отношений
Амурского государственного университета
г. Благовещенск

 

Взаимодействие России и НАТО, несомненно, является одним из самых важных аспектов внешней политики нашего государства. От уровня развития этого направления, на мой взгляд, зависит во многом решение многих проблем современного мира, в том числе и некоторых глобальных. Отношения между РФ и НАТО никогда не были идеальными, и, к сожалению, в последнее время они резко ухудшились в связи с обострением ситуации на Украине. Данная ситуация имеет огромное, как влияние на международные отношения в целом, так и на отношения России с зарубежными партнерами и может иметь далеко идущие последствия. Я считаю, что существуют два возможных варианта разворота дальнейших событий, от которых и будет, зависит судьба отношений России с Североатлантическим альянсом.

Первый вариант возможного разворота событий – это дальнейшее ухудшение отношений. Как известно, 1 апреля 2014 г. министры иностранных дел стран НАТО осудили, как они это сами назвали, незаконное военное вмешательство России во внутренние дела Украины и нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности Украины[1]. Также, министры подчеркнули, что НАТО не собирается признавать результаты референдума в Крыму, назвав его незаконной попыткой аннексировать Крым. На мой взгляд, это свидетельствует о двух вещах. Первая-это категорическое нежелание стран НАТО усилений позиций России в регионе, и вторая - элементарное незнание ситуации на Украине. В тоже время, Североатлантический альянс приостановил планирование первой совместной миссии Россия-НАТО и представил весь спектр сотрудничества на рассмотрение министров иностранных дел[2]. На мой взгляд, именно действия такого рода более всего и влияют на отношения между нашей страной и Североатлантическим альянсом. Я нахожу это крайне не конструктивным. За прошедшие 20 лет НАТО и Россия много работали над развитием более тесного сотрудничества. И это сотрудничество имело определенный успех. Например, начала работы совета Россия - Нато в 1997 г. (после принятия "Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора"). Также, в 2001 г. в Москве было открыто Информационное бюро НАТО, а в 2004 г. в Брюсселе открывается представительство МО Российской Федерации. Это говорит о том, что стороны могут договориться, что возможным остается поиск компромиссных решений и достижение определенных, устраивающих всех договоренностей между нашей страной и Североатлантическим альянсом. 

Далее, 2 марта, НАТО обвинили РФ в эскалации конфликта на Украине. Результаты, в таких аспектах как, укрепление доверия и развитие сотрудничества, на мой взгляд, были сведены на нет. Это является ярким примером того, что НАТО не стремится урегулировать отношения, учитывая интересы обеих сторон. Действия, подобные этим, никоим образом не способствуют дальнейшему сближению, и можно даже сделать вывод, что в ближайшей перспективе России не стоит ожидать  улучшения отношений с данной организацией.

Второй вариант возможного разворота событий - это дальнейшее развитие недоверия между Россией и НАТО, но в тоже время, начало сотрудничества в некоторых аспектах, таких как борьба, мировым терроризмом и оборотом наркотиков, борьба с киберпреступностью, энергетическая безопасность и некоторые другие. Я считаю, что вариант развития отношений между РФ и НАТО, как полноправных партнеров сегодня очень маловероятен. Во-первых, потому что НАТО учитывает исключительно интересы своей безопасности, при этом забывая, что у России они могут быть другими. Во-вторых, перспективы политики «открытых дверей» НАТО, включая расширение на постсоветское пространство. Я считаю, что НАТО понимает обеспокоенность России по этому вопросу. Если исходить из сложившихся реалий, Североатлантический альянс, по сути, является ключевым геополитическим и силовым фактором, напрямую влияющим на ситуацию возле государственной границы России. И, на мой взгляд, позиция России по этому вопросу, заключающаяся в неодобрении усиления позиций НАТО в Восточной Европе,  основывается исключительно на прагматизме и желании защитить своих граждан. В-третьих, неопределенность намерений использования силового потенциала НАТО с основными принципами международного права. Мир уже являлся свидетелем неправомерных действий Альянса. Одним из самых ярких моментов можно назвать конфликт в Югославии в 1990-ых гг. Об этом. Конечно, можно много дискутировать, но факт  бомбардировки городов,  вследствие которых погибло большое количество мирного населения, скрыть невозможно. Также, непонятными остаются мотивы стран НАТО, выступающих в поддержку сегодняшнего правящего режима на Украине, явно нелегитимного, пришедшего к власти благодаря государственному перевороту. К власти приходят люди, недавно еще сидевшие в тюрьме, а также националисты правого сектора и русофобы.  Далее это «новоиспеченное» правительство пытается притворить в жизнь крайне недемократические меры, типа запрет русского языка. И, на мой взгляд, самым удивительным остается тот факт, что НАТО, пропагандирующая по всему миру главенство принципов демократии, поддерживает эту власть и продолжает выступать с обвинениями в адрес России.                         Отношения между РФ и НАТО нельзя назвать стабильными. К сожалению, любое решение, принятое что Россией, что НАТО сильно отражается на всей динамике отношений и ведет к ухудшению отношений. Например, после начала событий на Украине, НАТО сразу приостановил планирование первой совместной миссии и учений Россия-НАТО. На мой взгляд, партнерские отношения должны сохраняться, не смотря ни на какие вызовы современного мира, иначе есть риск возврата к биполярному типу международных отношений.

В тоже время, мне видится возможным вариант сотрудничества России и НАТО по некоторым вопросам. На мой взгляд, Россия и НАТО осознают, что решение таких вопросов, как, например, борьба с мировым терроризмом не могут быть решены в рамках какой-либо организации или отдельной страны. Решение такого рода вопросов должно быть комплексным, а инициатива и желание сотрудничать должно исходить с обеих сторон, иначе вопрос так и останется нерешенным. В свою очередь нерешенность такого рода вопросов, заключающих в себе колоссальную важность для мира, может привести к осложнениям развития всего мирового сообщества.

В заключении, мне хотелось бы добавить, что Россия и НАТО должны искать возможности выхода из сложившейся тупиковой ситуации. Обоим сторонам следует стремиться к развитию конструктивного диалога, в благоприятную сторону меняя общественное мнение по поводу российско-натовского взаимодействия. Обе стороны должны стремиться к поиску взаимоприемлемых решений, как на концептуальном уровне, так и на уровне практического взаимодействия. На мой взгляд, результативным способом поиска совместных решений мог бы стать постоянный диалог  в форме круглого стола. Таким образом, каждая из стран имела бы возможность не только высказать свое мнение по какому-либо вопросу, но и решить этот вопрос в максимально короткий срок. Также, России и НАТО следует проводить совместные учения по борьбе с терроризмом. Благодаря этому, появится возможность решить многие трения,  так сказать в полевых условиях. Более того, в возможной перспективе это может привести к началу проведения совместных операций, как по борьбе с терроризмом, так и с мировым оборотом наркотиков. На мой взгляд, операции подобного характера имели бы колоссальный успех. Во-первых, это позволило бы нанести более серьезный удар по терроризму, являющимся сегодня одной из основных проблем на пути поддержания мира. Следует понимать, что разрозненные действия играют на руку только террористическим организациям. Сотрудничество в данной сфере позволило бы минимизировать риски, связанные с мировым терроризмом. Более того, успешные операции и вообще совместные действия любого характера способствовали бы росту сотрудничества в других сферах, позволили бы стереть существующие стереотипы, а также забыть про существующий негативный опыт взаимодействия России и Североатлантического альянса. Одной из первоочередных возможных мер более действенного взаимодействия мне хотелось бы назвать информационную безопасность.  На мой взгляд, безопасность именно в этой сфере в современном мире начинает играть одну из ключевых ролей. Начало сотрудничества в данной сфере могло бы также привести к дальнейшему развитию отношений, более того, от него выиграли бы обе стороны, так как взаимопомощь и компромисс, на мой взгляд, и являются единственным способом начала конструктивного диалога и партнерских отношений. 



[1] Юргенс И.Ю., Кулик С.А. О перспективах отношений России и НАТО [Электронный ресурс] // www.insor-russia.ru. URL:  http://www.insor-russia.ru/files/MiniBook_NATO.pdf  (дата обращения: 25.05.2014).

[2] Перспективы сотрудничества РФ и НАТО [Электронный ресурс] // http://www.alleuropa.ru. URL: http://www.alleuropa.ru/o-perspektivach-razvitiya-otnosheniy-rossii-i-nato (дата обращения: 23.05.2014).