ru
Новости
  • 08.12.2017

    Выступление С.Лаврова на 24-м заседании СМИД ОБСЕ

    Подробнее
  • 04.11.2017

    По итогам заседания Совета Россия – НАТО в Брюсселе

    Подробнее
  • 27.10.2017

    СОВМЕСТНАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПОСТПРЕДА РОССИИ ПРИ НАТО АЛЕКСАНДРА ГРУШКО И СПЕЦПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПО АФГАНИСТАНУ ЗАМИРА КАБУЛОВА ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО 26 ОКТЯБРЯ 2017

    Подробнее
  • 26.10.2017

    Secretary General discusses NATO-Russia Council

    Подробнее

09.10.2014Деркач Надежда Александровна, г. Благовещенск

Конкурсная работа - Всероссийский молодежный конкурс эссе не тему: «Россия и НАТО на пути к стратегическому партнерству», 2014, Деркач Надежда

Деркач Надежда Александровна
Студентка  3 курса
факультета международных отношений 
Амурского государственного университета,
г. Благовещенск

В последнее время мир все чаще потрясается кризисными ситуациями во многих странах: Грузия, Сирия, Египет, а теперь и близкая России Украина. Государственные перевороты, массовые протесты, введение военных положений – все это влечет за собой неизгладимые последствия, оказывающие огромное воздействие на мир в целом и, соответственно, требует необходимого урегулирования. Организация НАТО является «посредником» в урегулировании отношений внутри стран и сохранении безопасности на международной арене. Россия, являясь одним из сильнейших государств на международном уровне, так же не редко «помогает» странам в разрешении кризисных ситуаций[1]. Во всех событиях и конфликтах мы могли ярко наблюдать различия позиций НАТО и России: когда Грузия пыталась незаконно вернуть «свои» территории Абхазии и Южной Осетии – США осудила российское вмешательство и намеревалась отправить натовские войска против России; гражданская война в Сирии, когда Россию так же осудили за помощь Асаду и поставке оружия, хотя Россия сразу заявила, что не занимает чьей-либо позиции, лишь помогает в обороне от внешнего врага, НАТО, в свою очередь, помогали оружием и продовольственными товарами оппозиции. Но откуда такой разрыв во взглядах разберемся глубже.

В связи с последними событиями в мире, а точнее с политическим кризисом на Украине, так как он начался относительно недавно и продолжается по сей день, мировые взаимоотношения претерпевают достаточно серьезные противоречия по поводу разрешения данной и подобного рода ситуаций. Неудивительно, что абсолютно разные менталитетом и взглядами страны Североатлантического Альянса и Россия имеют серьезные разногласия по данному вопросу. Так как же влияют кризисные ситуации на взаимоотношения данных субъектов и какие перспективы взаимоотношений ожидаются в дальнейшем? Я считаю, что существует два возможных пути развития отношений. Рассмотрим подробно.

Первый путь дальнейшего развития отношений России и НАТО – полное прекращение отношений. Последние тенденции учащения кризисных ситуаций в мире все ярче выявляют противоречия во взглядах стран на решение тех или иных ситуаций. Политический кризис на Украине, являясь одной из таких ситуаций и наиболее актуальной на сегодняшний день, наглядно демонстрирует эти разногласия. Россия, будучи близким соседом Украины и имея значительную долю своих граждан на ее территории, не могла не вмешаться в содействие разрешению кризиса[2]. Североатлантический союз, в свою очередь, также не мог не отреагировать на сложившуюся ситуацию[3]. Обе стороны изначально призывали к разумному, мирному разрешению конфликта, но, когда ситуация обострилась до стадии вооруженного конфликта и государственного переворота, взгляды сторон оказались резко противоположными. Прежде всего, это связано с разными взглядами на конфликты. Россия сразу же признала государственный переворот антиконституционным и призвала к немедленному прекращению вооруженных действий. НАТО, увидев Россию как некоего конкурента, заявила, что вмешиваться нельзя, народ вправе выбирать путь дальнейшего развития самостоятельно и все должно решиться демократичным путем. Но что же здесь считать демократией? Массовые убийства и подкуп радикальных группировок псевдовластями? Совет Федерции дает одобрение на использование российских войск, находящихся на территории Украины. Бесспорно, разные регионы – разная интерпретация информации, но тем не менее, о демократии здесь не может идти и речи. Так в чем же тогда причина разногласий? Организацией НАТО, как всем известно, «управляют» две стороны – США и Европейский союз, видя усиливающееся влияние России на международной арене и, опасаясь военного мощи, сразу же вводят ряд санкций против Российской Федерации, стараясь ограничить ее доступ во внешний мир. Также НАТО приостанавливают сотрудничество с Россией до тех пор, пока вторая, как считает Альянс, не прекратит провоцирование нарастания сепаратистских настроений и не остановит незаконное пребывание военных на территории Украины. Присоединение Автономной республики Крым к РФ окончательно подорвало отношения субъектов, за которым так же последовал ряд угроз и санкций, которые заметно сказались на экономике страны. Страны НАТО опасаются того, что Россия может вернуться к своим «советским», а то и «имперским» временам, возвращая старые, давно утерянные территории, принадлежавшие нашей стране, а, возможно, и захочет «получить» новые.  Россия, в свою очередь, не понимая безразличия Запада к массовым беспорядкам в регионах Украины и поддержку новых «властей», может лишь ухмылкой отреагировать на данного рода угрозы, поэтому и «отшучивается» незначительными санкциями в ответ. Учитывая эти факты, ситуация ведет к возобновлению биполярного режима и возвращению к холодной войне.

Второй вариант развития взаимоотношений – «оттепель» и дальнейшее сотрудничество. Рассмотрим ситуацию так же на примере Украины. 25 мая 2014 года на Украине состоялись долгожданные выборы, появился законно действующий президент и власть легализировалась. О том, каковы будут дальнейшие действия этих властей можно только догадываться, но уже сейчас мы можем наблюдать бесперспективность лидера. Официально, они добились того, чего хотели и уже никто не имеет права вмешиваться во внутренние дела данного государства. Постепенно влияние России на Украину начнет ослабевать, а присутствие НАТО не понадобится. На этом основании действие настоящих санкций Запада и Североатлантического союза в частности, и введение новых, в конце концов, потеряет смысл. Также, санкции отменят по той причине, что Европа во многом зависит от энергетических ресурсов России и ее экономики. Долгое изолирование нашей страны от внешнего мира отражается на всех странах и ни к чему хорошему, в конечном счете, не приведет[4]. Плюс ко всему, Россию поддерживают и другие крупнейшие страны, в частности Китай, с которым Российская Федерация недавно заключила крупный договор о поставках газа, а экономика Китая очень важна для всего мира. Осознавая это, Европа и США будут вынуждены пойти на уступки и возобновить отношения с Россией. НАТО продолжит сотрудничество с Россией, так как укрепление мощи не помешает, а иметь такую сильную державу в статусе врага тоже не имеет смысла, в доказательство этому служит еще и то, что Россия является одной из обладателей ядерного оружия. Конечно, мы живем в современном демократичном мире, где конфликты преимущественно должны решаться дипломатичным путем, поэтому, благодаря упорной работе компетентных органов, министров иностранных дел, проводимым конференциям и переговорам, дальнейшей эскалации напряжения отношений России-НАТО вряд ли можно ожидать.

Подводя итог, я бы хотела призвать обе стороны к скорейшему диалогу и взаимопониманию, а так же полному рассмотрению обеих точек зрения на кризисные ситуации в дальнейшем. Кризис и конфликт в одной, даже самой маленькой зоне, всегда повлечет за собой вмешательство более сильных держав. В связи с этим, конфликт может разрастить до небывалых масштабов, охватывая другие страны и территории, и теперь это уже будет являться проблемой не двух государств, а целого мира, что обычно и приводит к страшным последствиям. Что касается лично моего мнения, я думаю, что отношения пойдут по более позитивному пути – перемирию сторон, и Альянс все-таки пойдет на уступки и вскоре возобновит отношения с РФ. Несомненно, это будет скорее вынужденной необходимостью во избежание конфликта, и поддержании стабильности и безопасности в мире, так как полного согласия стороны не достигнут никогда по причине разного менталитета и изначального пути  формирования стран Альянса и России. Для понимания друг друга, обязательно нужно сформировать более эффективную систему ведения переговоров и способов договориться, выработать более узкие и лояльные подходы, а так же пытаться понять точки зрения и искать выход даже там, где, казалось бы, его уже нет. И главное, при соприкосновении точек интересов не упустить тот самый «момент», после которого поворота назад уже не будет. И, напоследок, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что партнерство необходимо, ибо мы пережили сложный период биполярности, который тормозил возможности развития, и не должны возобновлять этот процесс снова.



[1] Шарвен Р. Украинский вопрос: этап в процессе разрушения основ международного права западными державами // Международная жизнь. 2014. № 4. URL:  http://interaffairs.ru/author.php?n=arpg&pg=1054.

[2] Шарвен Р. Украинский вопрос: этап в процессе разрушения основ международного права западными державами .[3] Пеллицциари И. Война за право помощи // Международная жизнь. 2014. № 3. URL: http://interaffairs.ru/author.php?n=arpg&pg=1036.

[4] Яап В. де Цван Д. Россия и ЕС: сотрудничество необходимо // Международная жизнь. 2014. №5. URL: http://interaffairs.ru/author.php?n=arpg&pg=1047.