ru
Новости
  • 08.12.2017

    Выступление С.Лаврова на 24-м заседании СМИД ОБСЕ

    Подробнее
  • 04.11.2017

    По итогам заседания Совета Россия – НАТО в Брюсселе

    Подробнее
  • 27.10.2017

    СОВМЕСТНАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПОСТПРЕДА РОССИИ ПРИ НАТО АЛЕКСАНДРА ГРУШКО И СПЕЦПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПО АФГАНИСТАНУ ЗАМИРА КАБУЛОВА ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО 26 ОКТЯБРЯ 2017

    Подробнее
  • 26.10.2017

    Secretary General discusses NATO-Russia Council

    Подробнее

20.06.2017

Оксана Прядкина,

Прядкина Оксана Александровна
студентка 1 курса магистратуры
факультета государственного сектора
Новосибирского Государственного Университета
Экономики и Управления «НИНХ»
г. Новосибирск

 Миграционный кризис, захлестнувший Европу летом 2015 г., на сегодняшний день стал одним из ключевых вызовов европейской безопасности: произошла резкая интенсификация и смешивание потоков мигрантов и беженцев на пути в Европейский союз (далее ‒ ЕС). По данным уполномоченного Верховного по делам беженцев Организации Объединенных Наций (далее ‒ УВКБ ООН) в 2015 г. число беженцев из стран Ближнего Востока, запросивших убежище в ЕС, составила 1 322 825 чел., в 2016 г. ‒ 1 170 145 чел. Ведущим государством-донором беженцев в Евросоюз является Сирия: 300 225 чел. являются выходцами из Сирийской Арабской Республики, 83% которых были размещены в Федеративной Республике Германия (далее ‒ ФРГ)[4]. 

Ключевыми маршрутами беженцев по достижению ЕС являются центральный средиземноморский и восточный средиземноморский. Беженцы переплывают Средиземное море либо на перегруженных лодках, либо вплавь, что может привести к их гибели. Так в по центральному средиземноморскому маршруту в 2015 г. достигли Европы 153 846 чел., из которых 2 913 чел. погибли или пропали без вести, что составляет около 2%, в 2016 г. достигли Европы 181 436 чел., из которых 4 527 чел. погибли или пропали без вести, что составляет около 2,5%. По восточному средиземноморскому маршруту в 2015 г. достигли Европы 856 732 чел., из которых погибло или пропало без вести 799 чел., что составляет 0,09%, в 2016 г. достигли Европы 173 447 чел., из которых 441 погибли или пропали без вести, что составляет 0,25%[5]. Более того, уже в 2017 г. по всем средиземноморских маршрутах достигли стран ЕС 6 734 чел., из которых 254 чел. погибли или пропали без вести, что составляет 3,77%. Конечной точкой центрального средиземноморского маршрута является Греция, а восточного средиземноморского ‒ Италия. 

Данный миграционный кризис выявил объективную несостоятельность Шенгенской зоны, предполагающей пересечение границ государств, присоединившихся к Шенгенскому соглашению, подписанному в деревне Шенген в Люксембурге в 1985 г., без пограничного контроля внутри зоны, но с сохранением контроля на внешних границах. Институты, призванные обеспечивать реализацию Шенгенского соглашения такие как «Фронтекс» («Frontex») и Управление ЕС по вопросам предоставления убежища (European Asylum Support Office) не располагают полномочиями и финансовым обеспечением для преодоления кризиса. Более того, в рамках ЕС отсутствует единый механизм миграционной политики предоставления убежища нуждающимся лицам, что приводит к тому, что государства-члены ЕС все чаще прибегают к индивидуальным действиям, например, к восстановлению пограничного контроля. 

Также в краткосрочной и долгосрочной перспективах не следует ожидать ослабления миграционных потоков в Европу: очень мала вероятность окончания боевых действий в Сирии, а также стабилизации экономической обстановки в государствах Ближнего Востока, более того, по прогнозам Организации Объединенных Наций (далее ‒ ООН) население стран Африки к 2050 г. может увеличиться вдвое[7], что вместе с политическими, экономическими аспектами неминуемо приведет к интенсификации миграционный потоков из Африки. 

С одной стороны, с учетом низкого уровня рождаемости в странах Европы иммигранты могут быть необходимы для сохранения потенциала устойчивого экономического роста, с другой стороны, массовый приток иммигрантов для принимающих стран может стать поводом для роста националистических и ксенофобских настроений. 

Более того, прирост мигрантов в государства-члены ЕС усиливает давление на бюджет блока, что непосредственно может сказаться на экономической безопасности. В первую очередь, государства-члены вынуждены обеспечить усиленный пограничный контроль на внутренних рубежах, также многие государства, например, ФРГ открыли на своей территории распределительные центры и временные приюты для иммигрантов, которые предполагают регистрацию приезжих, медицинское обследование в том числе и вакцинацию беженцев с целью предотвращения распространения вирусных заболеваний в стране, что, в свою очередь, требует финансовых затрат.

Выплата пособий иммигрантам также является значительной частью расходов бюджетов государств-членов ЕС, которые выплачиваются на основании Женевской конвенции о статусе беженцев от 1951 г., при этом каждое государство может самостоятельно определять размер выплачиваемого пособия, что создает своеобразные «полюса притяжения» иммигрантов, формируя своеобразные очаги миграционного кризиса в Европе и подрывая общий механизм европейской безопасности. 

Следующим фактором, дестабилизирующим архитектуру безопасности ЕС, является транспортировка боевиков террористических группировок, таких как Исламское Государство Ирака и Леванта (далее ‒ ИГИЛ, запрещенная в России организация), которые могут затеряться среди десятков тысяч беженцев из стран Ближнего Востока. Например, на основании данных доклада американского центра Raw Research Center, большинство жителей Европы считают, что приток мигрантов способен увеличить вероятность организации и осуществления террористических актов в странах ЕС: 56% опрошенных обеспокоены тем, что распространение терроризма в странах блока может быть связано с наплывом мигрантов[3].

Ряд террористических атак, произошедших в государствах-членах ЕС: тройной теракт в Париже в ноябре 2015 г., когда возле стадиона «Стад де Франс», концертного зала «Батаклан» и в нескольких ресторанах погибли почти полторы сотни человек, двойной теракт в аэропорту и метро Брюсселя в марте 2016 г., теракт в Ницце в июле 2016 г. и др. ‒ стали своеобразными катализаторами роста социальной напряженности среди европейцев. 

Финансирование программ по приему и интеграции иммигрантов, мероприятий по усилению пограничного контроля на внутренних рубежах, а также по противодействию распространения экстремизма и терроризма на территории европейского союза осуществляется как в рамках бюджета ЕС, так и в рамках национальных бюджетов государств-членов блока, что неминуемо затрагивает интересы граждан ЕС и выражается в росте налоговых сборов и перераспределении статей бюджетного финансирования не в пользу интересов налогоплательщиков. 

Совокупность вышеуказанных последствий миграционного кризиса привела к застою процесса евроинтеграции: среди граждан и правительств государств-членов ЕС все чаще отмечается рост евроскептицизма, что проявляется в падении доверия к идеи дальнейшего развития и укрепления блока. Недоверие к существующим институтам наглядно проявилось в результате референдума о выходе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии из блока. Референдум состоялся 23 июня 2016 г. и был проведен по инициативе 75-го премьер-министра страны Дэвида Кэмерона: так, из 33 577 342 проголосовавших британцев 51,9% выступили за выход из ЕС[6]. Данное решение британцев поддержала лидер французской партии «Национальный фронт» и кандидат в президенты Франции Марин Ле Пен и призвала провести аналогичный референдум во Франции[2], схожие намерения проявил и лидер крайне правой голландской «Партии за свободу» Герт Вилдерс, заявив о праве голландцев на восстановление государственного суверенитета над бюджетом Нидерландов, границами и иммиграционной политикой.[1]

Раскол в европейском обществе по вопросу углубления интеграционных процессов также ставит под удар безопасность блока: внимание руководства ЕС и лидеров государств-членов союза устремляется не только на непосредственно проблему миграционного кризиса, но и на последствия, которые он за собой влечет. 

Таким образом, текущий миграционный кризис в ЕС можно понимать как массированный удар по более чем полувековой истории евроинтеграции. Неконтролируемые потоки иммигрантов являются как угрозой традиционной безопасности Европы, проявляющейся в виде роста числа террористических актов, совершенных на территории союза выходцами из стран Ближнего Востока, так и угрозой нетрадиционной безопасности ЕС ‒ рост евроскептицизма на фоне несовершенства пограничного контроля на внешних и внутренних рубежах блока, резко возросшего объема финансирования программ поддержки и интеграции иммигрантов в социально-экономические реалии союза. На сегодняшний день остается открытым вопрос по перспективе разрешения миграционного кризиса, который на данный момент не сплачивает европейское общество, а, наоборот, разобщает.

Сноски на источники 

  1. В Голландии лидер крайне правых призвал провести референдум о членстве в ЕС. РИА Новости. [Электронный ресурс] - URL: https://ria.ru/world/20160624/1450689535.html (дата обращения: 3.04.17)
  2. Марин Ле Пен призвала провести референдум по членству Франции в Евросоюзе. РИА Новости. [Электронный ресурс] - URL:  https://ria.ru/world/20160624/1450680540.html (дата обращения: 3.04.17)
  3. Europeans Fear Wave of Refugees Will Mean More Terrorism, Fewer Jobs. Pew Research Center. 2016. [Электронный ресурс] - URL:  http://www.pewglobal.org/2016/07/11/europeans-fear-wave-of-refugees-will-mean-more-terrorism-fewer-jobs/  (дата обращения: 1.04.17)
  4. Key Data Europe 2015-2016. UNCHR - The UN’s Refugee Agency [Электронный ресурс] - URL: http://data.unhcr.org/mediterranean/regional.php#  (дата обращения: 29.03.17)
  5. Mediterranean: Dead and Missing at sea January 2015 ‒ 31 December 2016. . UNCHR - The UN’s Refugee Agency  [Электронный ресурс] - URL:  http://data.unhcr.org/mediterranean/regional.php#  (дата обращения: 29.03.17)
  6. Official result of the EU Referendum is declared by Electoral Commission in Manchester [Электронный ресурс] - URL: http://www.electoralcommission.org.uk/i-am-a/journalist/electoral-commission-media-centre/news-releases-referendums/official-result-of-the-eu-referendum-is-declared-by-electoral-commission-in-manchester (дата обращения: 3.04.17)
  7. World Population Prospects The 2015 Revision Key Findings and Advance Tables. P. 1. 2015. [Электронный ресурс] - URL: https://esa.un.org/unpd/wpp/publications/files/key_findings_wpp_2015.pdf  (дата обращения: 1.04.17)

 

 

 

blog comments powered by Disqus