ru
Новости
  • 04.10.2017

    Студенческая конференция “Архитектура европейской безопасности: основные акторы и перспективы сотрудничества” прошла в Москве 28-29 сентября 2017 г.

    Подробнее
  • 02.08.2017

    А.В. Грушко о российско-белорусских учениях «Запад-2017»

    Подробнее
  • 30.07.2017

    Заместитель генерального секретаря НАТО и специальный представитель США проводят переговоры об Украине

    Подробнее
  • 20.07.2017

    Генеральный секретарь рассказывает о заседании Совета Россия–НАТО

    Подробнее

07.10.2013Станислав Польченко, г. Донецк, Украина

Россия – Украина – НАТО: совместное противодействие современному вызову безопасности - двусторонние отношения в трехстороннем формате

Станислав Польченко
студент 2 курса
Исторического факультета
Кафедра международных отношений и внешней политики
Донецкий национальный унирверситет,
г. Донецк
Украина 

 

Россия – Украина – НАТО: 
совместное противодействие современному вызову безопасности -
двусторонние отношения в трехстороннем формате

 

         Проблема североатлантической интеграции Украины и отношения в рамках Украина-Россия-НАТО носят достаточно сложный и противоречивый  характер. Поэтому, несмотря на заинтересованность всех трех сторон в обеспечении безопасности и усиления уровней сотрудничества, все не так прекрасно, как могло бы быть.

Одна из важнейших проблем, на мой взгляд, это отсутствие доверия между Киевом, Москвой и Брюсселем. Более того, Украина не всегда рассматривается как полноценный партнер в отношениях. Также нет скоординированности между двусторонними договорами Украина-Россия, Украина-НАТО и Россия-НАТО. Для большего понимания отношений в «треугольнике» проводятся всевозможные форумы и конференции, но они пока не имеют высшего политического представительства.

Другой аспект, требующий внимания: несмотря на то, что НАТО – организация, целями которой является обеспечение мира и безопасности, а также создания коллективной обороны Североатлантического региона, ее называют проамериканской и противопоставляют России, как во времена холодной войны между США с союзниками и СССР и странами Варшавского договора. Именно поэтому Украина имеет сугубо политический «внеблоковый статус», потому что в самой организации такого понятия просто не существует.

Через такие терминологические разногласия возникают и политические. Украина отметила курс на европейскую и североатлантическую интеграции, что не очень нравится нашему большому соседу. Украину ставят перед выбором: или ЕС и НАТО, или СНГ и Таможенный союз. Политика балансирования за долгий период времени так и не привела к серьезным изменениям в политическом плане. Поэтому пути Киева в направлении Брюсселя негативно воспринимаются Москвой, что может повлечь за ней санкции, например политическое или экономическое давление. Но и Россия не может отказаться от партнерства с НАТО, ведь она имеет общие программы и мероприятия с организацией (операции в Афганистане), так же как и Украина («Океанский щит», военные реформы и т.д.). Но это сотрудничество нуждается в совершенствовании.

Общепринятым является мнение о том, что от развития отношений России и Украины во многом зависит стабильность в регионе, что  является прямым интересом Альянса. То, что стороны отдают предпочтение двустороннему формату, во многом объясняется различными целями, интересами участников «треугольника», наличием серьезных противоречий, сгладить которые не могут даже общие интересы в сфере безопасности. Нередко эти различия приводят к конфликтам, как это было, например, когда решался вопрос о предоставлении Украине Плана действий относительно членства в Североатлантическом альянсе. Нельзя забывать и об отсутствии доверия между сторонами, о том, что Москва никогда не рассматривала Киев как равноправного партнера.

Если НАТО и Россия в сфере безопасности проводят политику с учетом своих интересов, то Украина — с оглядкой на Москву. Кремль никогда не одобрял сотрудничество нашей страны с Североатлантическим альянсом. Россия хотела бы, чтобы сотрудничество Украины с альянсом шло через российские двери, под российским патронатом. Любое самостоятельное сотрудничество вызывает негативную реакцию.

Отношения между Украиной и Россией также не лишены проблем. Корень, прежде всего, в реализации собственных интересов стран, которые конфликтуют между собой.

В соответствии со словами депутата Госдумы РФ, директора Института стран СНГ Константина Затулина, задача России в отношениях с Украиной в сфере обороны и безопасности - это пропаганда военно-политического союза между Украиной и Россией в качестве альтернативы вступлению в НАТО или, как вариант, подтверждение нейтрального статуса Украины, отказ ее от целей евроатлантической интеграции. Также это: во-первых, возвращение к проекту единого экономического пространства, во-вторых, создание валютного и таможенного союза , переход на единую рублевую валюту межгосударственных платежей .

Основным «камнем преткновения» является черноморский регион, а именно город Севастополь с его военно-морскими базами, где каждая сторона имеет свои интересы. Как уже было отмечено выше, Украина взяла курс на интеграцию в НАТО и Европейский союз, но невозможно попасть в альянс с расположенной иностранной базой на территории государства. С другой стороны базирования ВМС России обусловлено политически-экономическими интересами, но в свете последних событий пролонгация аренды Севастополя является очень сомнительным шагом. В свою очередь для продолжения сетки ПРО альянс заинтересован в размещении своих комплексов в регионе. Также при вхождении Украины в организацию в качестве полноправного члена, это позволит НАТО разместить свои базы на территории страны-участницы , а не на территории РФ на арендной основе.

Другой важный факт это военно-промышленный комплекс стран (ВПК). Значительная часть обороны России была создана на базе кооперации с украинским ВПК. Также наша страна экспортирует военно-транспортную авиацию, но при присоединении к НАТО , Украина будет вынуждена реорганизовать свое военное оборудование согласно стандартам организации , поэтому ВПК потеряет значительную долю своего рынка. Другим вопросом является конкурентоспособность наших товаров ВПК с натовскими.

Поскольку интеграция Украины в НАТО приведет к европейской интеграции Украины, то неизбежна новая проблема экономического и политического характера: Таможенный союз или Европейский рынок? На данный момент доля Украины на обоих рынках является примерно одинаковой, разница лишь в товаре. На рынок ТС поступает продукция ВПК, на европейский – сельскохозяйственная. Однако при ориентации на европейский рынок, перед Украиной открываются перспективы выхода на мировой рынок, а требования ЕС будут способствовать улучшению качества поставляемой продукции.

 Газовый конфликт между странами и намечающаяся «сырная война» – отказ России покупать украинскую сырную продукцию – все это негативно влияет на межгосударственные российско-украинские отношения в сфере безопасности, которые заблокированы «газовой проблемой».

Основные «горячие точки» в отношениях Украина- Россия: Крым (Севастополь и Керчь), Приднестровье. Эти отношения требуют совершенствования, уступок как с одной, так и с другой стороны, доброжелательного и уважительного отношения друг к другу, иначе проблемы будут только обостряться, поэтому о никакой кооперации не может быть и речи.

Безусловно, большим плюсом от евроатлантической интеграции Украины является ряд реформ, касающихся почти всех сфер общества: политическая (трансформация страны в направлении по стандартам развитой демократии, принципы ответственности и прозрачности, роль негосударственного сектора в управлении страной и др.), экономическая (модернизация и детенизация, поиск новых рынков сбыта и т.д.), военная (профессионализация армии) и другие. Однако все эти реформы требуют достаточно длительного срока для реализации. Поэтому наша интеграция  - момент не одного года и не может пройти неожиданно для заинтересованных стран.

В практической части  следует выделить следующие пункты. Официальным фундаментом отношений между НАТО и Украиной является Хартия НАТО - Украина 1997 об особом партнерстве, в соответствии с которой была создана Комиссия Украина - НАТО ( КУН ). Углубленный диалог о стремлении Украины к членству в НАТО и соответствующих реформах начался в 2005 г. В настоящее время с момента избрания на пост президента Виктора Януковича Украина не стремится к членству в Североатлантическом союзе, хотя это событие никак не сказалось на практическом сотрудничестве с НАТО. Вне большого количества саммитов, договоров, конференций, диалогов и встреч мы имеем:

• Участие в программе «Партнерство ради мира» (ПРМ)

• Комиссии Украина - НАТО (КУН)

• Гарантии на вступление Украины в НАТО

• Совместные военные учения и операции

• Демилитаризация армии и ее реформация

• Сокращение запасов оружия и боеприпасов

• Получение грантов по науке

• Информирование общественности об отношениях Украина-НАТО

В целом ряде областей сформировался устойчивый механизм диалога и сотрудничества между НАТО и Украиной. В частности, Украина вносит ценный вклад в обеспечение евроатлантической безопасности в рамках операций под руководством НАТО.

Другая важная сторона отношений - это поддержка, которую оказывает Украине Альянс и его члены в проведении реформ, особенно в оборонном и силовом секторе. Эти реформы имеют определяющее значение для развития демократии в стране.

В 1991 году РФ вступила в Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 г. - Совет евроатлантического партнерства). В 1994 в Брюсселе получила старт программа "Партнерство ради мира", в которой Россия принимает активное участие . В 1997 г. НАТО и Россия подписали «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности», в котором была заложена формальная основа отношений между НАТО и Россией. Подписание акта привело к разработке двусторонней программы консультаций и сотрудничества в рамках Совместного постоянного совета (СПС). В рамках контактов «Россия - НАТО» в настоящее время функционирует ряд рабочих групп по следующим направлениям сотрудничества:

• в воздушном пространстве

• в области тыла и материально-технического обеспечения

• в области противоракетной обороны

• обучение и подготовка персонала из Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками

• поисково-спасательные операции на море

• оборонная реформа и сотрудничество

• урегулирование кризисов

• оборонно-промышленное сотрудничество

• нераспространение оружия массового уничтожения и т.д.

Однако, несмотря на сотрудничество на данный момент обе стороны продолжают обвинять друг друга в живучести пережитков холодной войны. После выступления В.Путина в Мюнхене к ним добавились и обвинения, направленные против США, оживляющие застарелые противоречия между ними и европейскими членами альянса. Официальная позиция России направлена ​​против расширения на восток, включения в НАТО бывших советских республик. Острые противоречия (в частности, непосредственно затрагивают военные интересы России на Черном море и в Абхазии) сопровождают решение Грузии и Украины стать членами НАТО. Также вновь встает вопрос доверия между РФ и альянсом, так как у обоих сторон есть план на случай агрессии со стороны друг друга.

Эти отношения требуют снижения уровня напряжения и пережитков холодной войны, повышение уровня доверия между сторонами и объединения ПРО Североатлантического союза и ПРО стран таможенного союза для установи комплексной, архитектурной обороны. Отношения между Москвой и Брюсселем имеют сугубо прагматический характер, поэтому для дальнейшего углубления отношений необходима «перезагрузка» и изменение приоритетов внешней политики, потому, что даже такая большая страна как Россия не сможет самостоятельно противостоять угрозам современности. Также должна быть установлена ​​нормативная база, для соблюдения и неиспользование средств, с которыми борется организация.

Проанализировав двусторонние отношения в рамках «треугольника» Украина - Россия - НАТО, можно отметить, что они требуют дальнейшего углубления и совершенствования. В первую очередь это касается отношений России с партнерами, как претендента на гегемонию в регионе и установлении приоритетов во внешней политике на сотрудничество с НАТО в сфере безопасности и науки, и с Украиной в политических, экономических и других сферах. Что касается последней, несмотря на относительную молодость страны, ее следует рассматривать как полноценного партнера, уважать политический курс и выбор, а не использовать политическое, экономическое давления и проблемы в рамках государства для обеспечения своих собственных интересов. Такая политика будет способствовать доверию между соседями и снимет напряженность в отношениях.

Относительно Украины, то для продвижения в направлении Европы должны будут проведены реформы во всех сферах. Также нужно принять меры по обеспечению общества информацией на тему отношений Украина-НАТО и о деятельности альянса. Другим, на мой взгляд, важным шагом является не только интеграция в Европу, а многовекторность политики с доминирующим направлением в Европейский Союз и Североатлантический альянс. Неужели членство в одной организации полностью исключает сотрудничество с другой? Не надо оставлять старых партнеров ради новых, если можно как сохранить первых, так и приобрести вторых.

По большому счету, сколь-нибудь эффективное сотрудничество либо в формате Украина—Россия—НАТО, либо на двустороннем уровне невозможно без наличия у партнеров понимания и доверия. А вот последнего как раз и нет, несмотря на декларации политиков (например, когда речь заходит о допуске к базе данных). Весьма отчетливо взаимное недоверие проявилось во время обсуждения проблемы развертывания элементов американской системы ПРО в Европе.

Выбор Украины по вступлению в любую из организаций может быть действительно поворотным и очень важным, поэтому нужна решительность и стабильность для такого выбора, а это вновь приводит к проблеме реформ. Но несмотря на любые препятствия, на заявления политических деятелей или экспертов в этой области, налаженное партнерство не в рамках двусторонних, а трехсторонних отношений, в первую очередь в сфере безопасности, будет выгодно всем участникам, поэтому нужно выводить эти отношения на новый, еще более производительный уровень.

 

blog comments powered by Disqus