ru
Новости
  • 04.10.2017

    Студенческая конференция “Архитектура европейской безопасности: основные акторы и перспективы сотрудничества” прошла в Москве 28-29 сентября 2017 г.

    Подробнее
  • 02.08.2017

    А.В. Грушко о российско-белорусских учениях «Запад-2017»

    Подробнее
  • 30.07.2017

    Заместитель генерального секретаря НАТО и специальный представитель США проводят переговоры об Украине

    Подробнее
  • 20.07.2017

    Генеральный секретарь рассказывает о заседании Совета Россия–НАТО

    Подробнее

31.08.2010Лачинов Лачин Айюбович, Республика Дагестан

Источник: www.4cs.ru

На правах сильного

Автор / источник: Эксперт Лачинов Л. А. (Республика Дагестан)
Опубликовано: 29 августа '10

В ходе недавнего визита Медведева в Армению, между двумя государствами был подписан протокол №5 о внесении изменений в двусторонний договор от 16 марта 1995 года, которым стороны подтвердили продление срока пребывания 102-ой российской военной базы в Гюмри до 2044 года. Ко многому обязывающим выглядело и участие президентов Армении и России в открытии Мемориала «Холм чести» в Гюмри, основанного на месте захоронения 156 офицеров русской армии, погибших в ходе русско-турецких войн, а также посещение мемориала памяти жертв геноцида армян «Цицернакаберд». Президент возложил цветы к Вечному огню и полил ель, которую он посадил в первый приезд.

Гарантии-2044

«Задача Российской Федерации, как крупнейшего государства, которое расположено в регионе — самого мощного государства и в экономическом смысле, и в смысле оборонных возможностей по обеспечению безопасности заключается в поддержании мира и правопорядка. Но при этом, естественно, у нас есть свои стратегические обязательства, которые мы имеем с членами ОДКБ. Одним из участников ОДКБ является Армения», — сказал Медведев. Президент России подчеркнул, что «продление срока пребывания в Армении российской военной базы направлено на поддержание мира в Закавказье». Напомним, задачами ОДКБ является защита территориаль-но-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, включая международных террористов.
Как военный объект, 102-я российская военная база включает в себя три мотострелковых полка, артиллерийский полк, зенитно-ракетный полк, отдельный танковый батальон, отдельный разведывательный батальон. В состав авиационной группы, расположенной на аэродроме в Эребуни, входят 18 истребителей МиГ-29. Всего на вооружении находятся до ста танков, около трехсот бронемашин, артиллерийские системы и зенитно-ракетные комплексы различных типов. Численность базы составляет не менее четырех-пяти тысяч человек. Они размещены по военным городкам в Гюмри и Ереване. Любопытно и то, что Армения, подписавшая протокол №5, теперь не сможет вступить в другой военный блок и, тем самым, оказалась прочно «припаяна» к России.
Российское присутствие в Армении, в первую очередь, является гарантом безопасности самой Армении. О том, что основной функцией этой базы будет обеспечение безопасности Армении, заявил и президент Армении. Но обращает внимание то, что в новой редакции договора России с Арменией отсутствует положение, ограничивающее применение российских войск в пределах бывшего СССР. Это значит, что российские войска в определенных случаях могут быть задействованы не то чтобы за пределом Армении (в пределах СССР), но также за пределами постсоветского пространства, то есть в Турции и Иране. Учитывая, что регион пребывает в опасении начала военных действий в Иране, данный шаг российской стороны вполне объясним.
Как следствие, Азербайджан, рассчитывающий найти соответствующую поддержку в лице минобороны Турции, становится тверд в намерении развивать и дальше взаимовыгодные отношения с братским государством.
Россия, которая в свою очередь не желает роста влияния Турции в регионе, чем бы она свою активность не мотивировала. При этом Россия, почему-то, совершенно не опасается развития более тесных отношений между Азербайджаном и Турцией? Объясняется ли это обстоятельство именно тем, что она знает силу противника, не знаю.
Пример событий 08.08.08 в Грузии, по определению, был небольшим уроком и для Азербайджана. Устав НАТО запрещает принимать в НАТО государства, у которых есть не урегулированные территориальные споры. Существующие на Южном Кавказе споры, вероятно, разрешатся, когда будут гарантии, что НАТО не вступит в левобережье Куры и Аракса или, когда Южный Кавказ необратимо станет «неотъ-емлемой частью» российской сферы влияния.

Важнейшие акценты

На фоне Турции, которая довольствуется Нахичеванью, российские военные базы в Гюмри, Абхазии и Южной Осетии, а также Черноморский флот и Каспийская флотилия, по существу, представляющие собой единое целое, являются весьма внушительной силой для региона.
Одним словом, стратегические интересы России, которые в чем-то частично совпадают с интересами Армении, продолжают частично и в чем-то не совпадать с интересами Азербайджана (и наоборот). Возможно, по отмеченной выше причине, Азербайджан вынужден одинаково «любить» и Россию, и Турцию. И такого рода полиандрию в Баку именуют не иначе как «многовекторная внешняя политика». Оно и понятно. Однако, многовекторной, на поверку, оказывается и политика внутренняя. Многовекторная внешняя политика Азербайджана — это не более чем рациональный подход азербайджанского руководства к укреплению позиции страны в стихийно меняющемся мире, где зачастую геополитика начинает зависеть от геоэкономики.
Уместно сказать, что Россия кровно заинтересована, например, в том, чтобы Азербайджан встал поперек того же самого проекта «Набукко», дабы газ и нефть из Средней Азии не поступали в Европу минуя Россию, и чтобы Россия продолжала оставаться монополистом в этом отношении.
Как видим, не только с этой точки зрения, у России найдется еще много причин питать симпатию к Азербайджану, а не к Армении. И в настоящее время в Азербайджане уже действуют более 500 российских компаний из 15 российских регионов, которые имеют соглашения по сотрудничеству с Азербайджаном в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах. Готовы подписать аналогичные соглашения с Азербайджаном также Дагестан, Карачаево-Черкесия, Башкортостан, Тамбовская, Ульяновская, Ростовская, Кемеровская, Воронежская, Новосибирская, Пензенская, Ленинградская, Нижегородская и другие области (из существующих на сегодня в Азербайджане российских компаний 170 функционирует со 100% российским капиталом, а 230 являются совместными предприятиями).
Однако, чтобы преуспеть, недостаточно любви и симпатии «внешней» — необходима также любовь и симпатия, которая пропитывали бы респуб-лику изнутри. Именно внут-ренняя опора, возможность опереться на народы, проживающие внутри Азербайджана, на внутренний ресурс, должны были бы стать основным стержнем, который поможет не только не сломиться перед давлением внешним, но и выстоять в противостоянии с конкурентами за влияние на Кавказе и победить в территориальных конфликтах. И все же этого не происходит и никогда не произойдет.

Марш турецкого

В канун визита Медведева в Армению, Президент Турции, в рамках официального визита в Азербайджан, побывал в северо-западном регионе рес-публики. В частности, глава Турецкого государства 17 августа прилетел в международный аэропорт города Закаталы, где его радушно встречали глава исполнительной власти Закатальского района Мубариз Ахмедзаде и руководители правоохранительных органов. Из аэропорта Закаталы Гюль направился в Ках, Шеки и далее, приблизительно, по тому же маршруту, которому везли и главу Дагестана Магомедсалама Магомедова, во время его визита в соседнюю республику.
О настоящей цели визита Гюля в Азербайджан, в ходе которого был подписан «Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи», нет единого мнения. Одни считают, что Гюль лоббировал неприятный для России проект «Набукко», другие думают, что это был показной визит. В любом случае, Турция — страна с большими геополитическими амбициями, которые простираются за пределы национальной территории и с этой точки зрения представляет большой интерес.
Правда, у Турции в регионе всегда все идет хорошо, пока она не конфликтует с российским присутствием в регионе. Сегодня у Анкары очень хорошие отношения и с Грузией, и с Азербайджаном, а взаимоотношения с Россией переживают какой-то новый виток в своем развитии. Но конфигурация положения Турции в регионе из года в год становится все более сложной и непредсказуемой. Процесс восстановления дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном зашел в тупик, а Турция не в силах что-то поделать. Турция угрожает военными базами в Нахичевани, а Россия уже разместила свои силы расчетливо, почти, по всему склону Большого Кавказа, на Южном Кавказе и на морях.
Но даже при всем при этом, есть люди и силы, утверждающие, что если Минская группа ОБСЕ не может решить проблему Нагорного Карабаха и восстановить территориальную целостность Азербайджана, то они сделают это, и при этом откровенно рассчитывают на Турцию. Есть люди и силы, прямо заинтересованные в том, чтобы в Азербайджане росло убеждение, что нагорно-карабахская проблема не может быть решена мирным путем. При этом прекрасно осознавая, как говорят, не правду, они продолжают утверждать, что возобновление военных действий охватит всего лишь семь азербайджанских районов вокруг Нагорного Карабаха, которые находятся под армянской оккупацией. Такие люди и силы, почему-то, считают, что Азербайджан может напасть, чтобы вернуть прилегающие к Нагорному Карабаху районы и при этом война не распространится на Нагорный Карабах. Авторы таких идей сеют предубеждение, что Россия не вмешается в конфликт, потому что она «не имеет права вмешиваться в районы вокруг Нагорного Карабаха». Но, господа, кем эти права писаны? В мире наблюдается рост националистических настроений. Причем, наиболее острыми очагами его являются не горячие точки планеты, а метрополии, являющиеся средоточием государственной власти, в прохладных офисах которых и выращивается рассада ненависти одних народов к другим, порождая на политической карте мира своего рода «гематомы». Полиэтничный, поликонфессиональный и поликультурный Кавказ на протяжении всей своей истории был и остается точкой пересечения геостратегических интересов. И мира здесь не будет до той поры, пока не перестанет практиковаться сатанизм, когда интересы государства довлеют над интересами человека, которого оно готово без всяких угрызений приносить и приносит в жертву.

Источник: http://www.4cs.ru/materials/wp-id_1109