ru
Новости
  • 04.10.2017

    Студенческая конференция “Архитектура европейской безопасности: основные акторы и перспективы сотрудничества” прошла в Москве 28-29 сентября 2017 г.

    Подробнее
  • 02.08.2017

    А.В. Грушко о российско-белорусских учениях «Запад-2017»

    Подробнее
  • 30.07.2017

    Заместитель генерального секретаря НАТО и специальный представитель США проводят переговоры об Украине

    Подробнее
  • 20.07.2017

    Генеральный секретарь рассказывает о заседании Совета Россия–НАТО

    Подробнее

13.07.2010Евсеев Владимир Валерьевич

Источник: www.vestikavkaza.ru

Российско-иранское «настороженное партнерство» -2

В истории российско-иранских отношений было много разных событий, как со знаком минус, так и со знаком плюс. Однако стороны всегда чувствовали и осознавали значимость друг для друга.

Экономические реальности

Наиболее известно российско-иранское сотрудничество в сфере атомной энергетики, которое заключается в достройке атомной электростанции в Бушере. Это сотрудничество носит исключительно мирный характер, так как строящийся реактор не предназначен для наработки плутония. Помимо этого, на Бушерскую АЭС уже распространяются гарантии МАГАТЭ, а ИРИ взяла на себя обязательства по возврату в Россию облученного на ней ядерного топлива (см. главу 2).

Строительство АЭС в Бушере, которое осуществляется ЗАО «Атомстройэкспорт», является достаточно крупным контрактом, нынешняя стоимость которого составляет 1,3 млрд. долл. В этом контракте задействовано около трехсот российских предприятий, что создало приблизительно 20 тыс. рабочих мест. Помимо этого, в период всего срока службы энергетического реактора Россия готова поставлять для него ядерное топливо.

В октябре 2007 года российской и иранской сторонами были согласованы изменения к контракту о строительстве АЭС, которые обеспечивают финансирование проекта до этапа энергетического пуска и устанавливают срок предварительной приемки блока на август 2010 года (сейчас срок передвинут на сентябрь). В декабре 2007 года - январе 2008 года была осуществлена поставка ядерного топлива, необходимого для первой загрузки АЭС. Всего было доставлено восемь партий общим весом около 82 тонн. Помимо этого был закончен монтаж циркулярных насосов, введена в эксплуатацию аппаратура по поддержанию необходимых метеорологических условий, завершаются пусконаладочные работы автоматизированной системы управления технологическим процессом. С целью подготовки технического персонала Бушерской АЭС за последние четыре года в России прошли обучение 700 иранских специалистов.

Предполагается, что для эксплуатации Бушерской АЭС в течение одного года с момента ее пуска будет создано российско-иранское совместное предприятие с участием ЗАО «Атомстройэкспорта». Его создание не предусмотрено контрактом и было инициировано российской стороной ввиду отсутствия опыта у иранских специалистов. Штат компании составит около 900 человек.

Несмотря на давление со стороны Запада, до последнего времени российско-иранское военно-техническое сотрудничество продолжалось. Так, в течение 2006 года Ирану были поставлены 29 зенитных ракетных комплексов «Тор М-1» на сумму 780 млн. долл., а в 2007 году Тегеран получил 3 штурмовика Су-25УБТ. Помимо этого на иранских верфях проводился ремонт дизельных подводных лодок проекта 877ЭКМ и осуществлена модернизация 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24МК. Одновременно был подписан контракт на модернизацию самоходных ЗРК средней дальности 2К12 «Квадрат», включая переоснащение их современными зенитными управляемыми ракетами 9М317Э. Общий объем поставок Ирану за этот период можно оценить в 1,2 млрд. долл. В тоже время подписанный несколько лет назад контракт на поставку в Иран из резервов Минобороны России пяти дивизионов зенитных ракетных систем среднего и дальнего радиуса действия «С-300 ПМУ-1» до сих пор не выполнен по политическим причинам.

В связи с принятием 9 июня 2010 года резолюции 1929 Совета Безопасности ООН возможности России по сохранению с ИРИ военно-технического сотрудничества крайне ограничены. По-видимому, такое сотрудничество будет практически полностью свернуто, за исключением выполнения ранее подписанных контрактов.

Следует отметить, что сотрудничество между Москвой и Тегераном продолжается как в областях высокотехнологической продукции, так и добычи (транспортировки) нефти и природного газа, строительства железных дорог в рамках проекта «Север-Юг», предусматривающего создание транспортного коридора от российско-финской границы до иранского порта Бендер-Аббас в Персидском заливе, а также в сфере поставок сырья, материалов, продовольствия и товаров легкой промышленности. В целом, объем товарооборота между нашими странами в 2008 году достиг 3,7 млрд. долл. (рост по сравнению с 2007 годом составил 12%). При этом экспорт РФ в ИРИ превысил 3,3 млрд. долл., а импорт – 401 млн. долл. В структуре российского экспорта в Иран за 2008 год доля черных металлов и металлоизделий составила 63%; машин, оборудования и транспортных средств - 14%; древесины и целлюлозобумажных изделий - 7%, пшеницы - 5%. Импорт из ИРИ представлен товарами народного потребления и продовольственными товарами – 55%, а также, машинами и оборудованием (30%).

Торгово-экономические отношения между нашими странами строятся в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о торговле и экономическом сотрудничестве от 14 апреля 1997 года, а также Договором об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между РФ и ИРИ от 12 марта 2001 года.

В тоже время, доля российского импорта в Иран в 2008 году не превысила 6% от величины общего объема импорта ИРИ. При этом доля ЕС в импорте составила 22%, Китая – 15%, ОАЭ – 12%. В свою очередь, иранский импорт в РФ составил всего 0,2% российского импорта.

Слабым местом нашего взаимодействия остается инвестиционное сотрудничество, объем которого сейчас составляет менее 1% товарооборота. В 2007 году стоимость инвестиционных потоков между РФ и ИРИ составила всего 1,9 млн. долл., а объем накопленных взаимных инвестиций – 177 млн. долл. В тоже время российские организации и компании осуществляют преимущественно прямые инвестиции в иранскую экономику. Накопленные же иранские инвестиции в России по данным за 2007 год составили 896 тыс. долл.

Продолжается российско-иранское сотрудничество в космической сфере. Так, в 2002 году ФГУП «Рособоронэкспорт» подписал контракт с Институтом прикладных исследований ИРИ об изготовлении и запуске на орбиту космического аппарата Sinah-1, а также поставке в Иран оборудования наземной станции и макетов указанного космического аппарата. В октябре 2005 года с космодрома «Плесецк» был запущен иранский космический аппарат дистанционного зондирования Земли Sinah-1. В январе того же года между Роскосмосом и ОАО «Авиаэкспорт» с одной стороны и Телекомуникационной компанией Ирана и Телекомуникационной инфраструктурной компанией Ирана, с другой, был подписан контракт на создание и запуск геостационарной системы спутниковой связи Zohreh.

Однако дальнейшего развития российско-иранское сотрудничество в космической сфере не получило, так как Тегеран взял курс на кооперацию с Пекином с целью создания самостоятельной космической промышленности. Как следствие, совместно с Китаем и Таиландом иранцы разработали спутник Environment-1, который был запущен в космос в сентябре 2008 года с помощью китайской ракеты. Тем не менее, в рамках заключенного ранее контракта в январе того же года в Иран был поставлен наземный пункт управления спутником Sinah-1. Сейчас продолжаются работы по контракту, предусматривающие поставку станции приема целевой информации и двух терминалов связи.

В августе 2007 года в рамках международного авиасалона «МАКС-2007» российская лизинговая компания «Илюшин Финанс Ко.» и иранская авиакомпания «Иран-Эйр-Тур» подписали контракт на продажу иранской стороне пяти самолетов Ту-204-100. Сумма контракта составила 200 млн. долл. Начало поставок было запланировано на 2009 год. А в феврале предыдущего года в Иране находилась делегация ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» во главе с ее президентом Алексеем Федоровым. В ходе переговоров с иранской стороной был подтвержден интерес к осуществлению «программы сотрудничества» по поставке и совместному производству в ИРИ в течение 10 лет самолетов Ту-214, Ту-204 и Ту-334, а также заявлено о поддержке сотрудничества между ОАО «ОПК «Оборонпром» и Организацией авиационной промышленности Ирана по проекту совместной разработки и производства гражданского вертолета на базе Ка-32.

Реализуемость вышеописанных российско-иранских контрактов в авиационной сфере сейчас находится под серьезным вопросом. Некоторые иранские политики увязывают их с выполнением контракта по поставкам в ИРИ зенитных ракетных систем среднего и дальнего радиуса действия «С-300 ПМУ-1». Кроме этого, наблюдающееся улучшение российско-американских отношений создает отрицательный фон для сотрудничества между РФ и ИРИ в экономической сфере. Подтверждением непростых отношений РФ и ИРИ в этой сфере стал факт того, что с 16 августа 2009 года был запрещен ввоз в Иран подержанных российских самолетов на правах аренды. Вполне возможно, что сотрудничество пока ограничится поставками в апреле 2010 года двух российских вертолетов Ми-17В-5 в транспортном варианте для Министерства энергетики Ирана.

В декабре 2009 года состоялось трехсторонняя встреча рабочих групп – представителей железных дорог Ирана, России и Азербайджана по вопросу строительства совместной дороги Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан). Протяженность железной дороги составит 175 км, из которых 168 км пройдут по иранской территории. Ранее прошло несколько совместных совещаний с целью устранения препятствий на пути создания совместной ирано-российско-азербайджанской компании по строительству железной дороги Решт – Астара в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг».

В феврале 2009 года в Иране президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин принял участие в официальной церемонии в честь начала работ по электрификации железнодорожной линии Тебриз – Азаршахр протяженностью 46 км, Согласно заключенному в марте 2008 года контракту с Иранскими железными дорогами, электрификацию этого участка проводит ОАО «Российские железные дороги». После реализации этого контракта возможно участие российской компании в электрификации железнодорожной линии Тереган-Мешхед протяженностью около 800 км.

В Тегеране прошло второе заседание ирано-российской рабочей группы по транспорту (октябрь 2008 года). Стороны выразили готовность подписания Приложения к Соглашению о воздушном сообщении. В ходе заседания было поддержано предложение представителей ИРИ о регулярном проведении заседаний координационного центра по транспортному коридору «Север-Юг».

Для оказания помощи в подготовке национальных кадров Министерство образования России на регулярной основе выделяет государственные стипендии для приема на обучение иранских граждан в российских вузах. На 2008-2009 учебный год выделено 20 таких государственных стипендий.

Развивается сотрудничество субъектов РФ с городами и провинциями ИРИ. Наиболее активно с российской стороны в этом участвуют Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Астраханская, Волгоградская, Нижегородская и Омская области.

В целях решения вопросов развития торгово-экономического сотрудничества двух стран действует Постоянная российско-иранская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. С января 2006 года по конец 2007 года председателем российской части Комиссии был бывший руководителем Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко. В феврале 2009 года распоряжением Правительства РФ на должность сопредседателя Комиссии был назначен министр энергетики России Сергей Шматко. С иранской стороны сопредседателем Комиссии является министр иностранных дел ИРИ Манучехр Моттаки.

В качестве успешного экономического сотрудничества можно отметить факт того, что ОАО «Газпром» в составе международного консорциума завершило работы по освоению второй и третьей очереди газоконденсатного месторождения «Южный Парс» и сейчас в рамках контракта осуществляет расчеты с иранской стороной по возврату вложенных в проект средств. Стоимость проекта составляет около 2 млрд. долл., долевое участие российской компании - 30%. «Газпром» строит в Иране подземные хранилища газа и разрабатывает генеральную схему газораспределительной сети страны, а также участвует в строительстве и обслуживании национальных газовых сетей. Сейчас «Газпром» ведет переговоры с правительством ИРИ о поставках в северную часть Ирина природного газа по схеме замещения (СВОП). Такие схемы уже реализуются в отношении российской и казахской нефти.

В августе 2008 года российская компания «Газпром нефть» представила правительству ИРИ отчет о результатах исследования месторождения «Северный Азадеган». В настоящее время ведутся переговоры с Иранской национальной нефтяной компанией о совместной разработке этого месторождения. Помимо этого, компания «Газпром нефть» предложила иранскому руководству начать разработку нефтяного месторождения «Южный Азадеган».

Существенно хуже складывается сотрудничество России, Ирана и Катара в области транспортировки газа и производства сжиженного природного газа. В течение 2008 года руководство ОАО «Газпром» провело целую серию встреч, но была достигнута договоренность только о создании технического комитета экспертов трех стран для рассмотрения вопросов реализации совместных газовых проектов, маркетинга газа и развития соответствующего рынка. По некоторым данным, реализация проекта тормозится иранской стороной, которая настаивает на создании предприятия по сжижению природного газа на собственной территории.

Российская компания «Татнефть» создала совместное (с равными долями участия) российско-иранское предприятие «Парс-Татнефть» для проведения работ в нефтегазовой и нефтехимической промышленности ИРИ. Она уже выполнила свои контрактные обязательства по геофизическому исследованию в районе месторождения «Монд». Продолжается деятельность в этой сфере другого совместного предприятия компании «Татнефть» и исламской организации «Фонд обездоленных», в частности, для очистки нефти от серы на острове Харк.

В области мобильной связи российская компания ОАО «Мегафон» предоставляет услуги международного роуминга компании Mobile Company of Iran – оператору мобильной связи Ирана.

В октябре 2003 года между российской компанией «УАЗ» и Иранской компанией развития автомобильной промышленности был подписан контракт на поставку автозапчастей из Ирана в Россию на сумму 20 млн. долл. Сейчас идет реализация этого контракта. Помимо этого, с 2005 года осуществляются поставки из Ирана в Россию легковых автомобилей «Саманд» и «Пежо 206» и ведутся переговоры с иранской компанией «Иран Ходро Дизель» о поставке в ИРИ 5 тыс. автомобилей «Соболь» в рамках программы обновления городского общественного транспорта. Активно действует на иранском рынке и российская Группа «ГАЗ», которая в 2007-2008 годах поставила туда 1,5 тыс. микроавтобусов «Газель».

В 2005 году ОАО «КАМАЗ» заключило с иранской стороной (Rakhsh Khodro Diesel Co.) лицензионное соглашение по организации сборочного производства грузовиков «КАМАЗ» в Тебризе. С 2005 года в Иран уже поставлено 330 автомобилей КАМАЗ. В мае 2007 года там была официально запущена сборочная линия КАМАЗов, а июле следующего года – введена в эксплуатацию вторая линия по сборке этих грузовиков. Предполагается ежегодная поставка по 1,7 тыс. сборочных комплектов грузовых автомобилей марки «КАМАЗ». Таким образом, Иран стал для «КАМАЗа» крупнейшим экспортным рынком вне постсоветского пространства.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о создании организации ведущих мировых производителей и экспортеров природного газа, так называемого газового ОПЕК. Выразив заинтересованность в ее создании, Москва не поддержала иранский (жесткий) вариант устава этой организации, предложив согласовывать только цены на природный газ и маршруты его транспортировки. Расхождение позиций по этому вопросу обусловлено тем, что Иран стремится решить для себя исключительно политические задачи. При этом он экспортирует относительно мало природного газа, несмотря на огромные его запасы. Россия же является крупнейшим поставщиком природного газа в Европу и выстраивает свои отношения со странами ЕС на основе долгосрочных контрактов по ценам, привязанным к мировым ценам на нефть. Поэтому она не собирается менять схему экспорта или согласовывать отпускные цены на природный газ с другими участниками картеля. Кроме этого, до сих пор рынка природного газа как такового не существует ввиду крайней незначительности, в общем объеме, экспорта сжиженного газа и его относительной дороговизны.

В настоящее время Форум стран – экспортеров газа (ФСЭГ) только формируется. Алжир, Египет, Катар, Ливия и Россия, в отличие от ИРИ, уже ратифицировали соглашение об учреждении ФСЭГ. Функции генерального секретаря этой организации на временной основе исполняет министр энергетики Катара. На заседании ФСЭГ в июле 2009 года утверждены: структура организации, список ее рабочих органов и размер первоначального бюджета. Пока на развитие организации решено выделить всего 2 млн. долл. Эти деньги пойдут на зарплату сотрудникам, формирование технической базы и закупку канцелярских принадлежностей. Катар пообещал предоставить для секретариата ФСЭГ помещение на безвозмездной основе.

Таким образом, несмотря на отдельные успехи в целом современные российско-иранские экономические отношения достаточно слабы. Перспективы же дальнейшего экономического сотрудничества между нашими странами крайне неясны, так как в отношении ИРИ уже введены санкции со стороны СБ ООН, США и ряда других ведущих государств. Препятствует этому и то, что Москва и Тегеран, как крупнейшие экспортеры углеводородного сырья, могут вступать в прямую конкуренцию, в частности, на европейском рынке. Кроме этого, российские компании, которые связаны с рынком или финансовыми организациями США, стараются максимально ограничивать свою деятельность на территории ИРИ из-за опасения попасть под американские санкции даже в условиях существенного снижения конкуренции на иранском рынке со стороны крупных западных компаний.

Подтверждением достаточно непростых российско-иранских отношений РФ и ИРИ стало фактическое блокирование вступления Тегерана в Шанхайскую организацию сотрудничества в качестве полноправного члена. Причина этого, по-видимому, состоит в том, что Москва не хочет создавать дополнительных проблем для развитии этой организации, обусловленных противостоянием Ирана и ряда ведущих стран Запада.

Вызывает у Москвы беспокойство и то, что уже в ближайшее время может быть подключена дополнительная ветка газопровода из Туркмении в Иран проектной мощностью свыше 12 млрд. м3 природного газа в год. В этом случае экспорт туркменского газа в ИРИ может вырасти с 8 до 20 млрд. м3, что позволит осуществлять его транзит в Европу через территорию Турции. Эта деятельность осуществляется в рамках соответствующего соглашения между Иранской национальной компанией по экспорту газа и турецкой компанией аналогичного профиля, согласно которого Анкара сторона взяла на себя обязательство по получению необходимой лицензии на ежегодную транспортировку до 35 млрд. м3 иранского газа. Туркменский газ предполагается использовать только на первом этапе проекта. Позднее экспортные поставки будут осуществляться за счет иранского газа по проектируемому трубопроводу «Парс» (Persian pipe line). Причем передача покупателю природного газа планируется в точке пересечения ирано-турецкой границы в Базергане. В качестве альтернативы возможно участие иранской стороны в проекте «Набукко». Реализация обеих этих проектов неизбежно приведет к столкновению интересов Москвы и Тегерана на европейской газовом рынке.

07.07.2010 / Автор: Евсеев Владимир Валерьевич, кандидат технических наук, ученый секретарь Координационного совета РАН по прогнозированию. Специально для ВК

 

Источник: http://www.vestikavkaza.ru/analytics/ekonomika/22274.html