ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

20.07.2016

Комментарий Постоянного представителя Российской Федерации при НАТО А.В.Грушко по итогам заседания СРН

Комментарий Постоянного представителя Российской Федерации при НАТО А.В.Грушко по итогам заседания СРН

14 Июля 2016

Особенностью сегодняшнего заседания стало то, что в нем впервые после длительного перерыва приняли военные. Разговор был открытым и откровенным: был сконцентрирован в основном на последствиях для европейской и региональной безопасности решений НАТО по усилению военного потенциала и наращиванию военной активности на «восточном фланге». Мы считаем эти меры необоснованными, избыточными, контрпродуктивными. Они носят конфронтационный характер, ослабляют общеевропейскую и региональную безопасность, возвращают нас к схемам обеспечения безопасности времен «холодной войны». Россия не представляет угрозу для членов альянса. Мы не заинтересованы в навязываемой нам конфронтационной модели сосуществования, которая противоречит коренным интересам безопасности европейцев и целям формирования общеевропейской безопасности без «разделительных линий». Хочу также заметить, что это не НАТО адаптируется к новым условиям безопасности, а сам альянс своими решениями фактически создает такие новые условия и вынуждает нас своими действиями адаптировать наше военное строительство к этой новой ситуации в области безопасности. Это не наш выбор абсолютно, но, разумеется, с нашей стороны будет сделано все необходимое, чтобы надежно обеспечить обороноспособность страны на этом направлении.
Опасность состоит в том, что конфронтационная политика, выстроенная на «мифической угрозе» со стороны России, приобретает формы военного планирования и реализуется теперь в военных приготовлениях у наших рубежей. Территория восточноевропейских членов альянса, объявивших себя «прифронтовыми», превращается в плацдармы для военных развертываний и оказания военно-политического давления на Россию. В наши отношения с непосредственными соседями вводится военное измерение, которого раньше не было. С точки зрения классических военных угроз регион ЦВЕ всегда был самым спокойным, где отрабатывались прогрессивные формы обеспечения безопасности. Очевидно, что все это не укрепляет, а, наоборот, ослабляет безопасность «восточной периферии». НАТО вынуждает нас рассматривать эти страны как территории, где сосредотачиваются потенциалы, создающие риски для безопасности России. Это относится и к объектам системы ПРО США/НАТО, несущей в себе долгосрочный дестабилизирующий потенциал не только для европейской безопасности, но и для стратегической стабильности.

Мы исходим из того, что путь к стабилизации ситуации, оздоровлению обстановки, пролегает не через разработку каких-то косметических мер доверия, хотя и об этом у нас был разговор во время заседания, а через замораживание военных развертываний, которые осуществляют страны НАТО вблизи российских границ, сокращение там военной активности. И в дальнейшем - отвод уже развернутых подразделений в места постоянной дислокации.
Именно такой подход содействовал бы резкому снижению рисков опасных инцидентов и созданию атмосферы, необходимой для конструктивного диалога.

Вместе с тем, мы открыты к разговору о том, как минимизировать риски опасных инцидентов военного характера. Еще раз подтвердили, что готовы совершенствовать имеющиеся двусторонние механизмы со странами НАТО. Наши военные объявили о том, что мы поддерживаем план финского президента по повышению безопасности полетов в воздушном пространстве над Балтикой. Готовы к предметным консультациям на военном уровне с представителями стран альянса и другими странами, которые осуществляют военно-воздушную деятельность в этом регионе. Посмотрим, готовы ли члены НАТО двигаться по этому пути.
Мы также обсудили кризис на Украине. Выразили озабоченность деградирующей ситуацией на юго-востоке страны, продолжающимися нарушениями режима прекращения огня, усилившимися обстрелами населенных пунктов со стороны ВСУ. Около 80 процентов приходится на пункты под контролем ополчения. Стоило П.Порошенко уехать из Варшавы, как украинские вооруженные силы совершили варварский обстрел Горловки из подлежащих отводу артиллерийских систем.

Прочное урегулирование невозможно без движения в сфере  безопасности и политическим аспектам урегулирования. Мы рассказали о поддерживаемых Россией предложениях по разведению сторон. Призвали всех членов СРН использовать влияние на Киев с тем, чтобы побудить его отказаться от силовых методов решения кризиса и полностью выполнить политические обязательства. Указали и на то, что, оказывая политическую и военную поддержку киевским властям, альянс подыгрывает «партии войны», которая все еще рассчитывает урегулировать кризис на Донбассе военным путём. Особую тревогу вызывает то, что украинские силовики, получившие подготовку инструкторов из США, Канады и других стран НАТО, перебрасываются к линии соприкосновения. Появляется информация о поставках иностранной военной техники на Украину, предназначенной для корректировки артиллеристского огня, включая беспилотники.

Безопасность невозможно обеспечить без прогресса по политическим аспектам урегулирования. Необходимо закрепить на постоянной основе особый статус Донбасса, принять законы об амнистии и выборах, внести изменения в Конституцию. Все это должно согласовываться в пакете и в прямом диалоге Киева с ДНР и ЛНР, а не избирательно, как это предлагают киевские власти.

Из позитива отмечу: все признавали, что украинский кризис может быть урегулирован только политическими методами на основе полного выполнения Минских договоренностей. Военного решения нет и быть не может. Другой вопрос – готовы ли все этому содействовать не на словах, а на деле.
Мы также обсудили ситуацию в Афганистане. Для нас это представляет не только интерес с точки зрения общей ситуации с безопасностью на южной периферии, но и необходимости обезопасить не только наши рубежи от угроз терроризма, но и обеспечить безопасность наших ближайших союзников. Здесь, думаю, наши оценки совпадают. В НАТО высказывают тревогу в связи с развитием ситуации с безопасностью. У нас есть нюансы, в частности относительно числа боевиков "Исламского государства", которые в настоящее время находятся в Афганистане, и количества территорий, контролируемых талибами. Тем не менее, очевидно - этот сигнал был четко до нас донесен, - что НАТО будет продолжать оказывать необходимое содействие правительству Афганистана, в т.ч. в рамках миссии «Решительная поддержка», и финансовое содействие силовому сектору вплоть до 2020 года.
Очевидно, что долгосрочная стабилизация Афганистана требует объединения усилий международного сообщества. К сожалению, решение НАТО о приостановке сотрудничества по проектам практического сотрудничества, в т.ч. по вертолетному и антинаркотическому проектам, негативно сказалось на безопасности всех членов СРН, ударило по интересам самих европейцев. По сути, стало еще одной упущенной возможностью совместно противостоять общим вызовам.

Источник: http://www.missiontonato.ru/news/942/

blog comments powered by Disqus