ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

22.11.2010

Лиссабонский успех России и НАТО
Москва и Брюссель должны решить ключевую проблему в отношениях – укрепить взаимное доверие
2010-11-22 / Андрей Терехов


В минувшую субботу в Лиссабоне состоялся первый саммит Россия–НАТО после кавказского кризиса августа 2008 года. Пожалуй, главным итогом стала договоренность сторон разработать всеобъемлющий совместный анализ условий сотрудничества в области противоракетной обороны. Интересно, что ни в итоговом документе встречи в верхах, ни на пресс-конференции Дмитрия Медведева больше не было ссылок на инициативу Москвы о новом Договоре о европейской безопасности. Возможно, решено, что можно опираться на уже существующие институты.

Саммит Россия–НАТО (СРН), который состоялся в субботу в столице Португалии Лиссабоне, обе стороны называют историческим. Эти оценки выглядят обоснованно. Так, стороны дали новый шанс СРН – своему главному форуму для взаимодействия, хотя до сих пор Москва довольно негативно отзывалась о его работе. В субботнем совместном заявлении Совета Россия–НАТО говорится, что у этой структуры «огромный потенциал».

«Все мы согласны с тем, что во благо государств – членов СРН дальновидная и транспарентная политика, нацеленная на укрепление безопасности и стабильности на евро-атлантическом пространстве, в том числе через задействование существующих институтов и инструментов», – также говорится в документе. Такая формулировка выглядит реверансом Москвы в сторону альянса, который в течение последних двух лет пытается доказать российскому руководству, что в Европе достаточно институтов для обеспечения стабильности и безопасности. При этом в совместном заявлении, как и на пресс-конференции Медведева, ни разу не упоминалась инициатива российского президента о новом Договоре о европейской безопасности.

Не менее важной представляется и зафиксированная в документе решительная поддержка сторонами «восстановления жизнеспособности и модернизации режима контроля над обычными вооружениями в Европе». И Россия, и НАТО, очевидно, выиграли бы в случае реанимирования режима Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), конечно, с учетом новых реалий после распада СССР и ОВД.

Положительно можно оценить одобрение первого в истории Совместного обзора общих вызовов безопасности ХХI века. А также договоренности саммита о расширении транзита нелетальных грузов в Афганистан через российскую территорию и активизации усилий по подготовке антинаркотических кадров для борьбы с афганским наркотрафиком.

Но, пожалуй, самой резонансной новостью стало официальное приглашение альянса Медведеву сотрудничать в сфере противоракетной обороны (ПРО). «Мы поручили СРН разработать всеобъемлющий совместный анализ будущих рамочных условий сотрудничества в области противоракетной обороны. Прогресс в работе над этим анализом будет рассмотрен на встрече министров обороны стран – членов СРН в июне 2011 года», – сообщается в совместном заявлении по итогам саммита. Правда, как неоднократно признавал в Лиссабоне Медведев, России еще до конца непонятно, какой будет система ПРО и где может быть место РФ в этом противоракетном щите. Подчеркнем, что Москва и Брюссель пока по-разному называют систему: Медведев говорит о европейской ПРО, а в официальных документах альянса она называется «ПРО НАТО».

Как и ранее прогнозировала «НГ» (см. номер от 12.11.10), лидеры стран альянса договорились в пятницу о расширении действующей программы «Активная эшелонированная ПРО ТВД» (ALTBMD) для защиты от баллистических ракет территории государств НАТО, его населения и сил. План действий по региональной ПРО НАТО должен быть рассмотрен министрами обороны блока в июне 2011 года. Главным компонентом натовской системы станут американские корабли, оснащенные системой Aegis, и корабельные ЗРК SM-3.

Судя по словам Медведева, участие России в этом проекте может быть только партнерским. «Никакого другого участия, что называется, для мебели, для вида, быть не может. Либо мы полноценно участвуем, обмениваемся информацией, отвечаем за решение тех или иных проблем, либо мы не участвуем вообще. Но если мы не участвуем вообще, то, по понятным причинам, вынуждены будем защищаться», – предупредил президент России.  
Саммиты в Лиссабоне – два дня сплошных заседаний.
Фото Reuters


Как ситуация воспринимается в Европе? По словам экспертов Польского института международных дел (PISM) в Варшаве Беаты Горка-Винтер и Роберта Смигельского, Россия не может ни блокировать появление ПРО в Европе, ни сузить ее возможности посредством договорных ограничений. Поэтому единственная возможность Москвы повлиять на форму будущей системы – это присоединиться к ней на максимально выгодных для себя условиях. Собеседники «НГ» считают, что для сотрудничества по ПРО Москве и альянсу предстоит решить ряд финансовых и технологических вопросов (например, по обмену технологиями), а также политических и стратегических проблем, а это потребует времени.

«В нынешних условиях уровень недоверия друг к другу слишком высок, чтобы создать интегрированную систему», – отмечают эксперты PISM. Отметим, что как раз в преддверии саммита НАТО президент Польши Бронислав Коморовский в статье для Gazeta Wyborcza указывал на то, что нужды безопасности Польши, как государства на восточном рубеже НАТО, должны расцениваться альянсом иначе, чем для стран Западной Европы. Согласно разъяснению председателя комиссии по международным делам Сейма Польши Анджея Халицкого, президент Коморовский желает «выделить кусок земли для баз НАТО с целью обеспечения большей безопасности». Ясно, что появление баз НАТО в Польше вслед за строящимися объектами альянса в Румынии и Болгарии вызвало бы негативную реакцию Москвы. Собеседники «НГ» в Варшаве, в свою очередь, сетуют, что в НАТО есть опасения, как бы Россия в критический момент не парализовала региональную ПРО, отказавшись задействовать элементы системы… Так что России и странам НАТО еще предстоит большая работа по укреплению взаимного доверия.

Эксперты PISM полагают, что в предстоящие годы Москва и альянс могли бы сближаться благодаря совместной оценке угроз, разработке программ обмена данными систем раннего предупреждения о ракетных пусках, а также кооперации в сфере нераспространения ОМУ. «В будущем сотрудничество с РФ в этой сфере может оказаться наиболее эффективным способом построения истинного стратегического партнерства между Россией и НАТО и интеграции РФ в европейскую структуру безопасности», – заключают в Варшаве.


Бывший начальник Главного штаба РВСН Виктор Есин отметил, что участие в совместной со странами НАТО ЕвроПРО (но не ПРО НАТО) отвечает национальным интересам России. При этом определяющим условием подключения РФ к проекту является равенство всех его участников в вопросах определения облика системы, ее инфраструктуры и ресурсов, возложенных на нее задач, ответственности участников. Москва не захочет предоставлять свои ресурсы для расширения возможностей НАТО на неравноправной основе. «При таком подходе к сотрудничеству по ПРО (боюсь, что именно так это видится некоторым в НАТО) у Москвы возникнет устойчивое недоверие к намерениям Запада. И в очередной раз появившаяся возможность для вовлечения РФ в сотрудничество с НАТО будет упущена», – опасается генерал-полковник Есин.

 

Источник: http://www.ng.ru/world/2010-11-22/1_nato.html