ru
Новости

18.02.2020Дарко Тодоровски, Республика Северная Македония

Дарко Тодоровски, Россия и НАТО: новая парадигма отношений

Дарко Тодоровски
магистр международных отношений,
независимый эксперт,
Республика Северная Македония

Россия и НАТО: новая парадигма отношений

            Отношения между НАТО и Россией, прервавшиеся после 2014 года, обречены на многолетнее противостояние и недоверие. Сегодня с обеих сторон продолжается дорогостоящий и стремительный процесс укрепления сил и возможностей в военном плане. Соперничество обусловлено историческими факторами и непримиримыми противоречиями в видении мира со стороны руководства России, США и западных стран.
            Взгляды обеих сторон на понятия «угроза», «риск», «нарушение» отличаются, а их трактовки находятся в противоречии. На данном этапе у России и НАТО двойная политика и двойная парадигма. Обе сделали ставку одновременно на стратегическое сдерживание и на диалог. В интересах обеих сторон сделать это противостояние более стабильным и предсказуемым, сократив при этом затраты на него.
            На отношения между Россией и НАТО в негативном ключе может повлиять деятельность третьих сторон. Например, отношения между Китаем и США, которые кардинально меняют геополитический ландшафт в мире. «Правила игры» в деле взаимного сдерживания, общепринятых границ и допустимого поведения сторон становятся все более размытыми или отсутствуют совсем. Особенно это проявляется в новых областях – в интернет-пространстве, в гибридных войнах, в космосе. Впрочем, и в «старой» информационной войне тоже.
            В новой военной стратегии НАТО от 2019 года указано, что Россия и ее ядерный арсенал представляют угроза для альянса, что вынуждает его реагировать. В новой натовской военной стратегии противостояния с Россией есть четыре ключевых пункта.
            Первый пункт - это продолжение и усиление стратегического давления на Москву с помощью санкций, открытия и создания новых военных баз, и военных единиц на границе. Так НАТО и США сделали Польшу форпостом в противостоянии с Россией в Восточной Европе. Второй пункт новой стратегии – это противодействие в Черном море. Россия сделала Крым «наземным авианосцем», форпостом, через который контролирует и польностю закрывает Черном море. По мнению же военных стратегов НАТО, Черное море не «принадлежит одному государству».
Третий пункт военной стратегии НАТО — это интенсивная военная помощь союзникам на границах России, где акцент снова делается на Украину и Грузию. Четвертый пункт новой стратегии предусматривает увеличение способности стран-членов альянса противостоять российским киберугрозам.
            Военная доктрина России 2014 года и Стратегия национальной безопасности 2015 года рассматривают НАТО и США как «область риска» и «угроз» Российской Федерации и ее национальным интересам. Москва негативно воспринимает расширение НАТО на Восток, политику «открытых дверей», и размещение военной инфраструктуры вблизи своих границ. Это все она воспринимает как геополитический проект по дестабилизации и как прямую угрозу интересам своей безопасности.
            На сегодня идет конфронтация между державами, обладающими примерно около 97% мирового ядерного арсенала и крупнейшими, если брать в совокупности, вооруженными силами на планете. Военные учения НАТО и России приближаются к масштабам времен холодной войны. Обе стороны усиливают свой военный и разведывательный потенциал, расходы на оборону, модернизируют и наращивают стратегические и вооруженные силы с целью стратегического сдерживания противника.
            И Россия, и НАТО проводят военные действия в одном и том же регионе или в прилегающих и рассматривают друг друга в качестве противника. Впрочем, несмотря на продолжающийся конфликт на глобальном уровне между США и Россией, возможность военного конфликта между НАТО и Россией в Европе довольно низкая. Обе стороны понимают, что он приведет к применению ядерного оружия.
            Отношения между НАТО и Россией, США и Россией будут строиться исходя и от выстраивания отношений между США и Китаем. Трамп и его администрация взяли курс на его стратегическое сдерживание. В свою очередь, Поднебесная активно наращивает свой военный потенциал с целью глобального противостояния США. В связи с этим администрация Трампа вышла из ряда соглашений с Россией. Эти соглашения связывают руки США, а Китай не подпадает под эти договоренности.
            Дональд Трамп и его администрация рассматривают и выход из Договора по открытому небу, который разрешает специальным самолетам невооруженные наблюдательные полеты над территориями США, России и других стран. 2 августа 2019 года США вышли и из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). В 2002 году США односторонне вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны.
            На сегодняшний день Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) политически мертв, хотя и Россия, и НАТО пока соблюдают и придерживаются Контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ). Обновление Венского документа ОБСЕ «О мерах укрепления доверия и безопасности» (ВД 2011) заблокировано. Неизвестна и судьба продления Договора о СНВ III, у которого срок действия до февраля 2021 года. Если договор не будет продлен, ситуация в мире станет более опасной и менее предсказуемой. Мир находится на пороге новой холодной войны и гонки вооружений, в которые кроме США, НАТО и России будет включен Китай и ряд других стран Азии и  Ближнего Востока.
            В отличии от США и России, Китай в последние несколько лет успешно создал и принял на вооружение новые и во многом уникальные ракетные комплексы, с которыми успел догнать Россию и США в развитие ракетной технологии, так как не был ограничен разными соглашениями в развитии ракетной технологии, в отличие от России и США. Продление старых договоров или заключение новых теперь зависит не только от России и США. В этих переговорах про новые договоренности должны быть включены также и Китай, Индия, Пакистан, возможно, также Иран и Израиль.
            Россия и НАТО сегодня вернулись к открытому сдерживанию, которое сопряжено с опасностью гонки вооружений и военных рисков, прежде всего, в зонах соприкосновения в Восточной Европе. Гонка вооружений пока не полномасштабная, но продолжает набирать обороты. Есть большая вероятность, что на европейском континенте снова будут размещены и развернуты ракеты средней и меньшей дальности с стороны США и России.
            Россия и НАТО должны разработать дорожную карту стабилизации и нормализации отношений. Самое логичное – начать с повышения уровня диалога через Совет России и НАТО, а также возобновить регулярные контакты на уровне рабочих групп. Надо возобновить совместный контроль над вооружениями. Первая повестка дня между Россией и НАТО сегодня -  Украина. Недавняя смена власти в Киеве, как и подписание Формулы Штайнмайера 1 октября 2019 года в Минске дает надежду, что Минские соглашения по Донбассу начнут выполняться. Это уменьшит или вовсе устранит риск эскалации военного конфликта на Донбассе, который может вылиться в полномасштабную войну между Россией и Украиной.
            Москве стоит воздерживаться от реакции на расширение НАТО на Балканах, которое охватило Черногорию, Албанию, и в скором времени Северную Македонию. Это расширение не представляет угрозы для национальной безопасности России, в данных странах не будут размещены стратегические базы и вооружения США и НАТО.
НАТО должен воздерживаться от масштабных военных учений в Балтийских странах и сократить число разведывательных полетов на границах России. НАТО тоже должен приостановить расширение на Восток и отказать Украине и Грузии в приеме. И для России, и для НАТО вызывают беспокойство ситуация в Афганистане, Сирии, на Ближнем Востоке, статус Косово и будущее Боснии и Герцеговины, а также терроризм, ядерное соглашение с Ираном после выхода США из соглашения, безопасность полетов, вызовы гибридной войны, прекращение действие договора о РСМД и будущее Арктики.
            Военные риски можно минимизировать посредством субрегионального контроля над вооружением, в Балтике, Калининграде, Польше и Черном море и особенно над системами ПРО США в Польше, Болгарии и Румынии. Балтийский и Черноморский регион – тоже зона соприкосновения, где возможен конфликт. Стоит ограничить субрегиональные военные силы и военные учения в этих регионах, обеспечить прозрачность и проверку потенциала сил быстрого развёртывания и нанесения точеных ударов дальнего расстояния из-за пределов зоны ограничений, как и жесткий режим контроля.
            России не стоит беспокоиться по поводу новой архитектуры безопасности в Европе. Постепенно, под влиянием противостояния с США, последствий стратегического сближения Москвы и Пекина и нарастающего глобального соперничества между Америкой и Китаем она сложится сама. Взаимное сдерживание России и НАТО укрепляет безопасность в Европе, а торговые отношения и деловые связи обеспечивают сохранение экономики. События последних лет хотя и привели к окончательному развалу Ялтинско-Потсдамского порядка, новый такой порядок пока не создали, и нет ни условий, ни средства, ни возможностей для нового Хельсинкского соглашения на территории Европы.
____________________________________________ 

  1. https://carnegie.ru/commentary/80044?fbclid=IwAR2MeX5dvrWwov9Jnj8WI1yRg0lYBbyqjLNncVrDfXyHrmA2q5pOnjOrTNU
  2. https://carnegieendowment.org/files/WGP_MissileDefense_RUS.pdf
  3. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vremya-novogo-podkhoda-k-kontrolyu-nad-obychnymi-vooruzheniyami/?fbclid=IwAR3dEppcq4xC8YTzrXYvn8jiPCzBvTqRxfsgpOODc9yrFuD1ijag_-zWyzI
  4. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vremya-novogo-podkhoda-k-kontrolyu-nad-obychnymi-vooruzheniyami/?fbclid=IwAR3dEppcq4xC8YTzrXYvn8jiPCzBvTqRxfsgpOODc9yrFuD1ijag_-zWyzI
  5. https://inosmi.ru/politic/20160706/237096164.html
  6. https://carnegie.ru/2011/02/16/ru-event-3212