ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

21.07.2010Вячеслав Александрович Ягубкин

Мнение эксперта по итогам конкурса

Вячеслав Ягубкин
член жюри конкурса
к.п.н., политический обозреватель
газеты «Городские вести» (Волгоград)

Чтобы не ожидать не ожидаемого 

Предлагаемые заметки являются лишь попыткой несколько упорядочить те мысли и чувства, которые возникали в ходе прочтения работ, представленных на конкурс. Скорее, это попытка поставить вопросы на обсуждение специалистами в сфере международных отношений, образования, молодёжной политики, чем претензия на то, чтобы на основе итогов проведённого конкурса делать категоричные и обобщающие выводы. 

Актуальность проведения конкурса по данной теме обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, отношения России с Североатлантическим альянсом являются одним из краеугольных камней всей конструкции современного миропорядка. Во-вторых, специфику текущего момента в развитии этих отношений определяют как развернувшаяся в НАТО подготовка к ноябрьскому саммиту в Лиссабоне, где будет принята новая стратегическая концепция, а, следовательно, и концепция политики альянса по отношению к России, так и политические установки на коррекцию российской позиции по отношению к Западу в свете задач модернизации нашей страны. Но есть и ещё одна важная причина воздать должное организаторам конкурса: исследования и подготовка кадров в области международных отношений - одно из наиболее востребованных и активно развивающихся в настоящее время направлений деятельности российских вузов. Растущая взаимозависимость современного мира ведет к тому, что эта сфера затрагивает интересы все большего числа субъектов, среди которых не только государства, но и общественные организации, частные компании, отдельные люди. Если в советские времена география вузов по подготовке спецов для внешнеполитических ведомств ограничивалась несколькими  элитарными заведениями в Москве и Ленинграде, то в 2009 году членами УМО по образованию в области международных отношений состояли 142 вуза Российской Федерации от  Санкт-Петербурга до Владивостока[1].  В конкурсе приняли участие студенты, аспиранты и молодые преподаватели из 45 вузов России, в том числе и тех, где эта специальность не преподаётся. Организаторам удалось дотянуться даже до Тихоокеанского ГЭУ, однако представителей большей части членов УМО в числе участников не оказалось. Я не знаю, почему, и далёк от мысли, что творческие конкурсы становятся лучше от принудительно-массового участия, но, может быть, такая статистика побудит кого-то написать на сайт и объяснить, по каким причинам они не приняли участия.  

Что касается содержания подавляющего большинства работ, то бросается в глаза их похожесть друг на друга: одни и те же затёртые тезисы из Интернет – ресурсов при минимальном стремлении сформулировать собственное видение проблемы. Работы представителей профильных по международным отношениям вузов и факультетов отличаются от работ «неспециалистов» разве что несколькими фразами из  учебников.    Лишь в 3-4 работах из 72 присутствует попытка теоретической интерпретации, т.е. попытка применить на практике полученные в вузе профессиональные знания.  Уж не потому ли, что «в современной России после 1992 г. исчез пласт исследований в сфере теории внешней политики и международных отношений, а без знания теории все рассуждения на международные темы могут носить или чисто эмпирический характер, или оставаться на уровне здравого смысла, который хорошо действует в быту, но крайне вреден в понимании стратегических явлений в любой области»?[2]  Складывается впечатление, что наша молодёжь, наблюдая за тем, как российские и натовские политчиновники клянутся в том, что больше не считают себя врагами и угрозами, но одновременно ещё больше упрекают друг в друга в неспособности освободиться от стереотипов «холодной войны» и стать «настоящими партнёрами», перестала понимать, чего же хотят добиться обе стороны и насколько это возможно. Понятие «партнёрство», ставшее доминирующим ярлыком для российско-западных отношений, однако плохо и по-разному расшифровываемое как самими политиками, а тем более простыми гражданами, похоже, делает внешнеполитическую сферу, политику безопасности всё более недоступными и закрытыми для общественности – уделом узкого круга политиков, дипломатов и военных.  Если, как говорил Ж. Клемансо, «война слишком важное дело, чтобы доверять её военным», то стоит ли всецело полагаться исключительно на политиков в более благородном деле – обеспечении мира и налаживании сотрудничества?

Конкурс  предоставил возможность молодёжному сегменту нашего гражданского общества и будущего профессионального сообщества поразмышлять на эту тему. Получилось то, что получилось – существенные затруднения в формулировании гражданской и профессиональной позиции при множестве языковых ошибок. Не об этом ли сигнализируют учёные: «Большинство людей – в том числе, правителей, политиков, ученых, тружеников – руководствуются в своей жизни, в политическом выборе набором сиюминутных факторов, случайных интересов, преходящих, случайных эмоций. Мы стремительно утрачиваем общее представление о смысле жизни, о логике истории, о задачах человека, о судьбе мира»?[3] И вполне логически напрашивается вопрос: кто же и как вместо нас, седовласых, будет вскоре оттаивать российские национальные интересы?

Не пора ли в таком случае, следуя совету И. Валлерстайна, вступить на  «очень трудную, очень неустроенную дорогу задавания вопросов о сути нашего знания, наших представлений о времени и пространстве»[4], в том числе и путём проведения такого рода молодёжных конкурсов?  Иначе мы рискуем подтолкнуть нашу молодёжь к  ожиданию не ожидаемого.



[1] Персональный состав Совета УМО при МГИМО(У) МИД России ( на 07 сентября 2009г.).

URL: http://www.mgimo.ru/science/757/docs/document8973.phtml

[2] Арин О. Проблемы образования в России или иллюзия бурной деятельности (ИБД).

URL: http://olegarin.com/olegarin/Problemy_obrazovania_v_Rossii.html

[3] Eвразийский взгляд (основные принципы доктринальной евразийской платформы). Манифест ОПОД «Eвразия». Кризис идей в современной России.

URL: http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=62

[4] Валлерстайн И. Реалии открытого пространства-времени: к пониманию нашей исторической системы. URL:http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/period/walspace-w.htm

 

blog comments powered by Disqus