ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

09.08.2010Ольга Александровна Шевлякова

Мнение эксперта по итогам конкурса

    Ольга Александровна Шевлякова,
    сотрудник Информационного центра
    международной безопасности,
    эксперт конкурса

Заметки о Всероссийском молодежном конкурсе эссе

    21 июля 2010 года были подведены итоги Всероссийского молодежного конкурса эссе на тему: "Россия и НАТО: Общие угрозы, вызовы и перспективы сотрудничества".

   Задача, стоявшая перед участниками, была непростой. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, в политических и политологических кругах принято достаточно сдержанно и с настороженностью дискутировать на данную тему. С другой стороны, в рамках академических курсов проблемы взаимоотношений Россия-НАТО рассматриваются преимущественно в исторической ретроспективе, тогда как будущее этих отношений преподносится как неопределенное.

     Несмотря  на специфичность темы, 72 конкурсные работы были представлены экспертам. По характеру работы можно разделить на три категории: реферат, реферат с элементами эссе и эссе. Последняя категория наиболее интересна для рассмотрения не только потому, что соответствует требованиям, предъявленным оргкомитетом, но и потому, что демонстрирует живой взгляд на проблему и индивидуальное видение происходящих событий.

     Однако  можно заметить, что написание  эссе как вариант задания узко распространено в России, поэтому и в понятие эссе каждый участник вкладывал собственное понимание. В итоге значительная доля работ по многим признакам более соответствовала формату академической статьи, нежели предлагала острое, динамичное рассуждение, созвучное с форматом журналистских сообщений.

     Следует подчеркнуть, что во многих работах, в том числе и приближенных к форме эссе, авторская позиция была выражена размыто, а конкретные предложения по проблеме практически или полностью отсутствовали. Однако подобная растерянность студентов и молодых ученых не удивляет на фоне того, что и в среде российского истеблишмента до сих пор нет четкого представления о перспективах отношений с Альянсом.

     В работах, представленных на конкурс, участники  рассуждали либо в рамках общей темы, либо останавливались на анализе одного из аспектов отношений России-НАТО. Так, наиболее часто выделялась проблема Афганистана, пиратства, возможное сотрудничество по линии ОДКБ-НАТО. Однако как в рамках общей, так и частной темы многим участникам так и не удалось уйти от пересказа исторических событий или содержания документов. Для многих работ было также характерно использование клише, которые подавались как новаторские рассуждения.

     Интересно проследить, как отличался подход к общей теме в работах молодых международников, историков, политологов, юристов. Так, если юристы уделяли большее внимание юридическим формальностям и тонкостям, соизмеряли происходящее с нормами международного права, то международники старались представить комплексное видение вопроса. Для историков важно было отразить историческую связь событий, а для политологов – апеллировать к теориям и концепциям.

     Следует отметить, что разговор о подходах не имеет целью определить лучший. Важным представляется показать лишь то, как специфика высшего образования определяла рамки, в которых велось рассуждение.

     Независимо  от специфики образования большинство участников говорили о возможности сотрудничества России и НАТО. Часто употреблялся термин партнерство. Участники предлагали не отталкиваться в анализе отношений России и НАТО от реалий Холодной войны. НАТО не представлялась врагом, однако в работах сохранялось определенное настороженное видение Альянса, заложенное в конструкциях «если НАТО сделает так, только тогда мы сможем дружить».

     Особое  внимание необходимо уделить грамотности. Речь здесь идет не только о русском языке, который с трудом узнавался в ряде работ, но и о невыверенности дат, событий, неточности цитат и ссылок. Хотелось бы, чтобы конкурсанты подходили с большей ответственностью к качеству представляемых эссе.

     Однако  несмотря на ряд замечаний к работам, необходимо отметить активный интерес, который проявили участники к конкурсу и к заявленной теме. Несмотря на то, что уровень эссе достаточно разный, каждый вынесет из участия в конкурсе что-то индивидуальное. Но можно предположить, что для всех это будут прежде всего навыки критического мышления, анализа, сопоставления, формулирования собственной взвешенной позиции. Главное – не останавливаться на достигнутом. И даже если первый шаг для кого-то был не вполне успешным, необходимо развиваться, используя полученный опыт.

blog comments powered by Disqus