ru
Новости

06.06.2017Р. Акназарова, г. Саратов

Конкурс 2017 - «Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы»

Акназарова Регина,
студентка 4 курса,
Институт юстиции,
Саратовская государственная юридическая академия
г. Саратов 

Взаимоотношения России и НАТО как основной вызов для европейской безопасности

В век быстро доступной информации мы повсеместно сталкиваемся с различного рода сообщениями о совершении террористических актов, кризисе в отношении государств и о других видах угроз. В такие моменты человек чувствует себя беззащитным перед жизненными обстоятельствами. Безопасность же служит гарантом для реализации его прав. Однако в условиях возникновения военного или иного политического конфликта возникает угроза безопасности, и соответственно осуществлению прав и свобод личности.

 НАТО, ОБСЕ и ЕС являются главными структурами по обеспечению безопасности в Европе. В своем недавнем заявлении вице-президент США Майкл Пенс и министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль выразили мнение о том, что именно НАТО играет главную роль в обеспечении безопасности не только в Европе, но и в Северной Америке[1]. 

Проанализировав заявление НАТО по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве, я пришла к выводу о том, что европейская безопасность как единая система переживает в настоящее время кризис. В документе утверждена целая группа проблем в сфере безопасности, которые требует оперативного решения. К основным из них относятся: коррупция и неэффективное государственное управление, кибернетические нападения, кризис беженцев и мигрантов, терроризм, незаконная торговля оружием, угроза морской безопасности и кризис в Украине[2].

Однако главенствующей проблемой признается агрессивная внешняя политика России. Североатлантический альянс признает, что Россия снижает стабильность, изменяет условия безопасности. НАТО обвиняет государство во всевозможных грехах, к коим причисляет незаконную аннексию Крыма, нарушение суверенных границ с применением силы, дестабилизацию восточной части Украины, провокационную военную деятельность вблизи границ НАТО, агрессивную риторику в ядерной сфере. И это еще даже неполный перечень.

На данный момент Североатлантический альянс приостановил гражданское и военное сотрудничество между НАТО и Россией, при этом оставив открытой возможность для политического диалога с Россией. Несмотря на это НАТО отмечает, что ее партнерство с Россией, основанное на международном праве, представляло бы собой «стратегическую ценность» [3]. Учитывая эти факты, можно смело говорить о том, что рассматриваемая нами тема актуальна.

А, казалось бы, как хорошо все начиналось… Как говорится, начали за здравие, а кончили за упокой.  С начала 90-х годов Североатлантический союз начал формировать отношения с Россией в духе сотрудничества, предложив диалог вместо конфронтации. В 1997 году НАТО и Россия утвердили Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, создав при этом Совместный постоянный совет Россия -НАТО, а в 2002 году Североатлантический альянс и РФ создают Совет Россия-НАТО (СРН). Последнее событие послужило толчком к совместной работе по различным вопросам, от борьбы с терроризмом и борьбы с незаконным оборотом наркотиков до гражданского чрезвычайного планирования и спасания подводных лодок. При этом ни одному партнеру подобные взаимоотношения не предлагались [4].

Как отмечается в статье одного из экспертов, в среде российских элит царит мнение о военно-экономической слабости России по сравнению с Западом, а военные российские эксперты считают, что главные угрозы для России исходят от НАТО. В публикации отмечается также, что возвращение угрозы ядерной войны в Европе стало «самым тревожным аспектом возобновившегося противоборства», так как власть опасается, что российские обычные вооружения значительно уступают таким же натовским вооружениям. В России теперь решающую роль отводят ограниченным ядерным ударам в начале возможного конфликта. Все это позволяет судить о серьезности данной проблемы [5].

Закономерным остается вопрос: какие шаги необходимо и возможно предпринять для предотвращения усиления конфликта? Следует выделить главные пути решения проблемы, после чего появится возможность для выстраивания целой стратегии по преодолению начавшегося конфликта между Россией и НАТО.

Во-первых, необходимо предпринять шаги для преодоления кризиса в отношениях между РФ и Украиной. Аннексия Россией Крыма в марте 2014 года стала отправной точкой для возникновения конфликта между двумя государствами. Данное событие привело к изменению системы европейской безопасности, возник новый геополитический перелом. НАТО считает аннексию Крыма незаконной и не изменит своего решения в будущем. Также Россию винят в дестабилизации восточной части Украины [6].

РФ, однако, располагает иными данными. Глава французской разведки Кристоф Гомар, выступая перед Национальной ассамблеей страны, сообщил о том, что Россией не было совершено действий, позволяющих осуществить военное вторжение[7].

Кризис российско-украинских отношений отразился даже на международном песенном конкурсе «Евровидение», в котором по сути не должно быть место политике. Искусство-мост, построенный между народами через века и эпохи. И в тот момент, когда политические распри проникают в искусство, становится страшно за будущее человечества. Два государства обвиняли друг друга во всевозможных провокациях: Украина -в предложенной Россией кандидатуре, РФ-в запрете для Юлии Самойловой въезда на территорию Украины на конкурс в связи с незаконным пересечением государственной границы принимающей страны. В данном случае стоит говорить о том, что такие действия двух государств наносят ущерб системе европейской безопасности, прежде всего ее информационной и социально-правовой составляющей.

Стоит решить окончательно вопрос с Крымом, предприняв для этого соответствующие меры. Так, бывалый дипломат Томас Грэм в интервью Голосу Америки говорит о следующих возможных мерах: выплата компенсаций украинской стороне, проведение повторного референдума, эксплуатация офшорных ресурсов[8].

Вторым важным моментом в разрешении возникшей проблемы касательно конфронтации России и Североатлантического союза является сотрудничество в области противодействия терроризму. Как известно, террористические акты в настоящее время не редкость. В сводках новостей часто звучат заявления о новых террористических актах. Из последних и наиболее крупных- теракты в Лондоне и Санкт-Петербурге. Как заявляет НАТО, Игил «Даиш» представляют серьезную угрозу для безопасности Европы.

Совместное обсуждение данной темы, выстраивание плана по предотвращению угрозы террористических актов способствуют укреплению политических связей и выстраиванию диалога между государствами. Россия на настоящий момент уже принимает активное участие в обсуждениях по проблеме терроризма, однако стоит выстроить более тесное сотрудничество в связи с серьезностью угрозы.

Необходимо чаще проводить встречи для обсуждения данного вопроса, заимствовать опыт стран в борьбе с этой серьезной угрозой для европейской безопасности. На мой взгляд, стоит поставить вопрос о возможном применении коллективной ответственности к родственникам террористов в случае их осведомленности о вовлеченности их близких в совершение преступления. В Израиле такие меры приводили к довольно успешному результату-сносились дома террористов по принципу коллективной ответственности. Также в государстве применялось экономическое удушение тех регионов, откуда исходит непосредственно терроризм. Такие действия в свое время позволили сократить количество террористических актов[9].

Рассмотрев данную тему, прихожу к выводу о том, что проблема в сфере взаимоотношений России и НАТО требует незамедлительного решения. НАТО и Россия -главные лица в построении системы европейской безопасности, это понимают обе стороны. Международное сообщество также признает данное утверждение. Для предотвращения регресса в области сотрудничества между РФ и Североатлантическим альянсом, да и в целом в построении системы европейской безопасности, необходимо предпринять соответствующие меры, которые были предложены ранее. Следует перейти от конфронтации к диалогу. Мы не должны повторять страшные события времен Второй мировой войны, унесшей жизни большого количества людей. Государствам следует не просто слушать, а прислушиваться друг к другу.

Библиография

1.Белый дом: НАТО играет ключевую роль в безопасности Северной Америки и Европы. ТАСС [Электронный ресурс]. -URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3993538 (дата обращения:15.04.2017)

2. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве .[Электронный ресурс].-URL:http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_133169.htm?selectedLocale=ru  (дата обращения:15.04.2017)

3.Там же.

4. Отношения между НАТО и Россией: факты. [Электронный ресурс].-URL:http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_111767.htm?#cl401 (дата обращения:15.04.2017)

5. Россия и европейская безопасность. [Электронный ресурс].-URL: http://carnegie.ru/2017/03/07/ru-pub-68185 (дата обращения:15.04.2017)

6.Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве .[Электронный ресурс].-URL:http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_133169.htm?selectedLocale=ru  (дата обращения:15.04.2017)

7. URL:http://www.kp.ru/daily/26366.7/3247143/ (дата обращения:15.04.2017)

8.URL: http://ru.krymr.com/a/28219055.html (дата обращения:15.04.2017)

9. URL: https://www.pravda.ru/world/asia/middleeast/25-01-2011/1064621-israterror-0/ (дата обращения:15.04.2017)

  

blog comments powered by Disqus