ru
Новости

07.06.2017А. Ефименко, г. Владивосток

Конкурс 2017 - «Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы»

Алина Ефименко
студентка 3 курса  
Школы региональных и международных исследований, 
направление Международные отношения, 
Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФУ),
г. Владивосток

«Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы»

«Мы живем в мире предсказуемой непредсказуемости». Настолько кратко и точно, на мой взгляд, описывает современный международный порядок строчка из «Глобальной стратегии внешней политики и безопасности Европейского Союза», принятой в июне 2016 года. Действительно, все угрозы, преследующие современный европейский континент, не устранены и продолжают свое распространение: терроризм, неконтролируемая миграция, кибератаки, экономическая нестабильность и т.д. Между тем за прошедший год произошли некоторые особенно важные события, оказавшие еще большее влияние на европейское сообщество, а именно: решение Великобритании о выходе из ЕС, избрание Дональда Трампа на пост президента США и очередной виток напряженных отношений с Россией. Все вышеперечисленные факторы отразились в основных концепциях европейской внутренней и внешней политики.

Выход Великобритании из ЕС, известный как Brexit, вновь ставит вопрос о состоянии целостности союза и выявляет проблемы сотрудничества между европейскими государствами. Историческое сознание не позволило британскому обществу стать неотъемлемой частью ЕС, вдобавок экономические интересы взяли верх, и правительство больше не видит смысла во вливании больших средств в европейский бюджет. Представляет опасность то, что сторонниками прекращения существования ЕС являются не только граждане Соединенного Королевства, но и граждане других стран Европы, поддерживающие националистические партии, как, например, французский Национальный фронт или Датская народная партия. Для Североатлантического альянса Brexit означает уменьшение влияния одного из его самых сильных звеньев, а также ослабление роли Великобритании как посредника, некого переводчика с «американского» языка на «европейский».

Усугубляются демографические проблемы и трудности, связанные с увеличивающейся миграцией. Экономически активное население стремительно стареет, в то время как около десяти миллионов мигрантов стремятся обеспечить свою жизнь всеми благами ЕС, не всегда желая работать и платить налоги. Миграционная политика удовлетворяет не всех мигрантов, большинство стремится в наиболее развитые страны, тогда как программа по расселению беженцев распределяет их в страны с не самым лучшим экономическим положением. Европейская толерантность скоро превратилась в неприязнь, все чаще случаются конфликты, провоцируемые в равной мере обеими сторонами.

Наряду с конфликтами между европейским населением и мигрантами, по сравнению с прошлыми годами сильно возросло количество терактов и погибших в них людей. Под прицел террористов в большинстве случаев попадают Германия и Франция, как основные двигатели ЕС, а также наблюдается опасная активность террористов в Бельгии, являющейся центром европейского единства и базирования НАТО, что вызывает особенную тревогу, как у обычных граждан, так и у представителей властей. 

Большой резонанс был вызван избранием Дональда Трампа на пост президента США. Из его предвыборных речей стало ясно, что Североатлантический альянс он считает устаревшей и весьма затратной структурой, ему как представителю, прежде всего, экономической элиты важно знать, во что он вкладывает деньги и приносит ли это пользу. Средства США составляют порядка 1/3 всего бюджета НАТО, и лишь четыре европейских государства выплачивают установленную минимальную норму в 2% от ВВП, тогда как остальные страны-участницы, не выплачивают данный минимум и только наращивают долг. Слова Трампа о возможном прекращении деятельности НАТО скорее были необдуманным высказыванием, которое в дальнейшем сменилось на призыв к реформированию альянса, а главное, к выплате европейскими странами всех долгов. Тем более, реально ли на сегодняшний день отказаться от такой организации как НАТО лишь из-за недовольства президента, которого ограничивает его собственное государство? Все же европейские политики обычные люди, и им свойственно волноваться и искать альтернативные варианты обеспечения собственной безопасности. По этой причине популярным стало обсуждение о необходимости создания собственной оперативной военной структуры, независимой от США. Однако официальных заявлений о планах создания подобной структуры сделано не было, тем более что данную точку зрения разделяют лишь некоторые европейские деятели. Европа после Второй мировой войны ни разу не справлялась с вооруженными конфликтами в одиночку. Из «Глобальной стратегии внешней политики и безопасности» видно, что и в дальнейшем Европейский союз намерен решать конфликты лишь с партнерами по НАТО, главным образом с США, или другими партнерскими организациями: «… ни один из конфликтов не может быть решен только ЕС. Мы будем придерживаться многостороннего подхода, в котором задействованы все участники конфликта, необходимые для его разрешения. Устойчивый мир может быть достигнут только на основе всеобъемлющих соглашений, основанных на широком, глубоком и прочном региональном и международном партнерстве». Более того, в ближайшем будущем ЕС не сможет организовать еще одну структуру, которая потребует больших вложений, когда речь заходит о дополнительных тратах, дела на европейском континенте практически не двигаются. Государствам ЕС будет трудно без собственного опыта, поэтому с точки зрения практичности, лучший вариант – остаться под бдительным присмотром Соединенных Штатов. 

Один из немногих вопросов, на который, по моему мнению, никогда не найдется ответа: возможно ли полноценное сотрудничество России и НАТО. Отношения трудно назвать перспективными, если даже в Заявлении альянса по итогам встречи на высшем уровне в Варшавеугрозы в отношении евроатлантической безопасности, исходящие от России, стоят наряду с террористическими. Лучшая защита – это нападение, данное правило хорошо известно руководителям НАТО, поэтому по большей части там, где существует нестабильность, так или иначе фигурирует Россия, а свои ошибки натовцы предпочитают скрывать, если вообще признают их. Расширение НАТО до границ с Россией, огромные миграционные потоки, украинский кризис и другие серьезные проблемы стали менее острыми на фоне терроризма, что еще больше затягивает процесс их разрешения. Интересно, до какой степени должна ухудшиться ситуация, чтобы российские и натовские представители перестали тратить силы на споры друг с другом, и перешли к совместным решительным действиям. 

Нельзя предсказать с точностью до мелочей исход тех событий и угроз, которые настигнут мир, поэтому решать проблемы по мере их поступления – не самый лучший вариант для современных лидеров. Сегодня можно заметить, что долгосрочные планы строятся все реже, а спектр проблем становится шире и сложнее. В ЕС, НАТО, России над внутренними и внешними угрозами работают обычные люди, которым также свойственно совершать ошибки, бояться или напротив быть слишком самоуверенными. Также им свойственно, во что бы то ни было, оставаться при своем мнении, что, безусловно, вызывает проблемы в объединении сил против глобальных угроз. С одним можно согласиться точно – терроризм на сегодняшний день представляет самую страшную угрозу, и все силы должны быть направлены на борьбу с ним. Но также нельзя забывать о других проблемах, которые затормаживают сотрудничество между странами Европейского союза, а также ЕС с его ближайшими партнерами.

Сложно упрекать НАТО в бездействии в отношении терроризма, так как против данного явления до сих пор не придумано ни одного по-настоящему эффективного оружия. Однако создание дополнительных структур, увеличивающих лишь число чиновников, постоянных заседаний, переговоров, на которые тратятся огромные средства, не сможет вывести имеющиеся проблемы из тупика. Ситуация может измениться тогда, когда из выступлений политиков будут постепенно исключаться выражения: нам необходимо, следует, мы надеемся, мы готовы к диалогу и т.п., а подчеркиваться больше реальные результаты, и тогда станет ясно, эффективно ли работает та система обеспечения безопасности, которую создали европейские страны и их партнеры.

Несомненно, такие организаций как ЕС и НАТО в большинстве своем преследуют благородные цели обеспечения мира и всеобщего процветания, однако цель не всегда оправдывает средства, и поэтому порой мы можем не соглашаться с действиями той или иной стороны. Тем не менее, стабильная и безопасная Европа выгода всем акторам международных отношений, следовательно, сотрудничество с ЕС в области безопасности должно продолжать свое развитие. 

Список источников и литературы: 

1. A Global Strategy for the European Union’s Foreign And Security Policy. Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. 2016. С. 60 .

2. Trump Puts Blame on Cruz Over National Enquirer Report. 27.03.2016. ABC News. [URL: https://russian.rt.com/inotv/2016-03-28/Tramp-YA-uveren-chto-NATO]

3. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве. Главы государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Варшаве 8-9 июля 2016. 09.07.2016. Эл. ресурс:

[URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_133169.htm?selectedLocale=ru]

4. Тимофеев, И. Россия и НАТО: «новая нормальность»? РСМД. 20.10.2016. Эл. ресурс: [URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=8250#top-content]

5. Андреева, Т. Брекзит: причины и последствия. Полит.ру. 25.06.2016. [URL: http://polit.ru/article/2016/06/25/brexit2/]

6. Терроризм второго поколения. Почему теракты в Европе стали следовать один за другим. [URL: https://www.gazeta.ru/comments/2016/03/22_e_8137481.shtml]

 

 

blog comments powered by Disqus