ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

07.06.2017С. Игнатьев, г. Москва

Конкурс 2017 - «Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы»

Игнатьев Сергей
аспирант 2 курса
Национального исследовательского института мировой экономики
и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
г. Москва

 Современная система европейской безопасности:
основные факторы и перспективы развития

В настоящее время изменение архитектуры европейской безопасности носит комплексный характер и происходит под воздействием целого ряда вызовов и угроз, которые, в свою очередь, имеют собственные причины возникновения (как внутреннего, так и внешнего характера) и логику развития.

Система европейской безопасности, будучи составным компонентом системы международных отношений, подвержена происходящим фундаментальным изменениям мирового глобального порядка, таким как кризис лидерства на международной арене, отношения между великими державами, проблема терроризма, новая экономическая ситуация в мире и др.

Как отмечают сами европейские эксперты, основными вызовами и угрозами европейской безопасности являются:

внутрение (рост популистских, праворадикальных и центробежных сил в странах Европейского союза);

внешние (политика России, угроза терроризма и неопределенность, касающаяся будущего трансатлантических отношений) [1].

Нам представляется, что еще одной проблемой, которая не была упомянута в работе европейских специалистов, является отсутствие теоретического описания современной системы европейской безопасности, ее границ и путей дальнейшего развития. В связи с этим, следует ввести в нашей работе пять уровней анализа, а именно:

1. Внутренний уровень

2. Трансатлантические отношения

3. Отношения между Россией и НАТО

4. Первый внешний контур – Ближний восток

5. Второй внешний контур – Центральная Азия

Данный подход позволяет определить тип вызовов и угроз, присущих каждому уровню анализа.

Внутренний уровень: проблемы европейского дома

Одной из главных проблем европейской безопасности является рост популярности праворадикальных сил. В этом плане, главным событием начала 2017 г. стали парламентские выборы в Нидерландах, где правые националисты проходили своего рода политический "тест" [2]. Однако, несмотря на то, что им не удалось одержать победу, партия Г. Вилдерса увеличила свое присутствие в парламенте на 5 мест [3].

Сложно предсказывать как будет развиваться внутренняя ситуация в странах ЕС, однако можно констатировать тренд на увеличение праворадикальных настроений в Европе, что, безусловно, представляет угрозу целостности Европейского союза.

Трансатлантические отношения: неопределенность сохраняется

Вопрос о том, какой будет политика Трампа по отношению к своим европейским союзникам в рамках НАТО, находятся в поле зрения экспертов, некоторыми из которых, после прихода новой администрации США, даже ставилось под сомнение решение Североатлантического альянса разместить военные батальоны в странах Прибалтики и Польше [4].

Кроме того, высказывались такие мнения, что НАТО не способно решать конкретные задачи, но при этом дает гарантии от гипотетических угроз, таких как угрозы со стороны России. Такая ситуация возникла за счет того, что население России и Европы принимает повестку безопасности [5], забывая при этом решать более конкретные проблемы, такие как, например, вопросы экономики.

Однако было бы преждевременным говорить о крахе трансатлантических отношений. Как показали последние события, администрация Трампа подтвердила свои союзнические обязательства по НАТО, а встреча президента США с Генеральным секретарем Североатлантического альянса показала, что, несмотря на проблемы, существующие между сторонами (прежде всего такие, как расходы на оборону стран-членов НАТО), показала важность НАТО в решении вопросов европейской безопасности [6].

Россия и НАТО: ближе к конфронтации, дальше от сотрудничества

Отношения между Россией и НАТО остаются, пожалуй, основным фактором, дестабилизирующим систему европейской безопасности. Остаются нерешенными следующие проблемы:

- отсутствие конструктивного политического, военного и экспертного диалога между сторонами;

- риск военной конфронтации;

- неопределенная судьба "основополагающего акта Россия – НАТО", которому в мае 2017 г. исполнится 20 лет. Остается открытым следующий  вопрос – на чем будет строиться политическое взаимодействие между сторонами в случае его краха?

За пределами Европы: Ближний Восток

Ситуация на Ближнем Востоке продолжает оказывать непосредственное влияние на европейскую безопасность. Проблема потока беженцев и террористическая угроза, исходящая из этого региона, негативным образом влияют не только на формирование системы безопасности в Европе, но и на отношения между Россией и США.

Ближний Восток может стать для Москвы и Вашингтона как ареной противоборства, так и площадкой для сотрудничества. Совместное противоборство с террористическими организациями – один из основных потенциальных элементов возобновления отношений между Россией и США.

Однако расхождение политических интересов по таким вопросам как будущее политическое устройство Сирии и отсутствие политической воли, которое наблюдается с обеих сторон, не дает обеим сторонам прийти к плодотворному сотрудничеству. Это приведет к тому, что фактор нестабильности Ближнего Востока будет продолжать оказывать негативное влияние на европейскую безопасность.  

Новые контуры европейской безопасности

Традиционно считалось, что система европейской безопасности ограничивается европейским регионом, а также наличием российского и ближневосточного факторов и трансатлантического партнерства. Однако на сегодняшний день в этом плане происходит серьезное изменение. Оно характеризуется географическим расширением границ системы европейской безопасности и усложнением ее конфигурации за счет увеличивающегося влияния новых субъектов безопасности.

На экспертном уровне данный процесс фиксируется в работах зарубежных и отечественных экспертов, которые указывают на то, что, учитывая нестабильность в странах Центральной Азии, ЕС заинтересован в создании зоны безопасности в этом регионе [7].

Кроме того, эксперты отмечают, что Европейскому союзу следует серьезно отнестись к китайской инициативе "Один пояс, один путь" с целью привлечения ее ключевых игроков (Китая, Россию и Индию) к созданию более стабильного глобального порядка за счет (1) предложения своего собственного стратегического взгляда, касающегося безопасности в Евразии, (2) мониторинга основных аспектов данной инициативы и (3) выдвижения предложений для его институционального оформления [8].

Китайская инициатива "Один пояс, один путь", а точнее говоря один из ее компонентов – стратегия "Экономического пояса Шелкового пути" (ЭПШП), заключающаяся в создании транспортных и экономических коридоров из Китая в Центральную Азию и Россию, имеет своей конечной целью выход на рынки европейских стран. Стоит отметить, что стратегия ЭПШП помимо экономических и инвестиционных целей имеет ряд других, не менее важных измерений, таких как гуманитарные аспекты и аспекты безопасности.

Учитывая выше изложенное и принимая во внимание заинтересованность ЕС к региону Центральной Азии, а также к глобальной китайской стратегии, мы можем говорить о процессе усложнения системы европейской безопасности. Все это делает актуальными попытки определить ее новую конфигурацию, выявить факторы, оказывающие на нее влияние, и субъектов, непосредственно участвующих в ее функционировании. 

Рекомендации для построения новой системы

европейской безопасности

Процесс формирования инклюзивной, равной и неделимой системы европейской безопасности может быть основан на следующих рекомендациях:

1. Проведение экспертной работы на основе междисциплинарного подхода с привлечением специалистов из разных научных областей и дисциплин, таких как ученых-международников, регионоведов, политологов, экономистов, специалистов по военной науке, психологов и др. Это позволит, во-первых, выработать теоретико-методологическое обоснование контуров европейской безопасности, определить ее границы и факторы, и, во-вторых,  выявить субъектов данной системы.

2. Задействование возможностей дипломатии второго трека, которая предполагает:

- наличие совместной работы экспертов, дипломатов и государственных служащих;

- обсуждение вопросов и проблем актуальной повестки дня;

- участники дипломатии второго трека не имеют официального статуса,  но пользуются большим авторитетом у тех, кто непосредственно принимают решения.

3. Стратегическое использование потенциала дипломатии второго трека, т.е. создание условий для работы молодых представителей экспертного сообщества, что будет благоприятствовать проведению откровенного разговора и обмену мнениями, а также налаживанию контактом среди будущего поколения.

4. Экономический аспект, часто выпадающий из поля зрения наблюдателей из-за того, что большее внимание уделяется вопросам безопасности, должен быть учтен. Принимая в расчет тот факт, что основными компонентами системы европейской безопасности является не только военная сила, но так же экономика и энергетика, видится необходимым поиск экономических точек соприкосновения. Достичь этого можно с помощью формирования рабочих групп из числа экономистов и представителей делового сообщества с целью поиска, разработки и реализации совместных проектов экономического и инвестиционного характера.

5. Исследование гуманитарного аспекта рассматриваемой проблемы. Нам представляется, что система международных отношений в целом и европейская система безопасности в частности – это, прежде всего, люди, их жизнь, права и свободы. В своей политике всем субъектам следует задействовать такие инструменты как обмены студентами и преподавателями, совместные образовательные, научные и культурные программы. 

6. Вовлечение институтов гражданского общества во внешнеполитический процесс с целью развития человеческого капитала.  Данная идея, что важно отметить, обозначена в основных документах России и Европейского союза, касающихся внешней политики [9, 10].

Список литературы и источников

1. Munich Security Report 2017: Post-Truth, Post-West, Post-Order? // Munich Security Conference. P. 16.

2. Невская А. Правые националисты «провалили тест» на выборах в Нидерландах // ИМЭМО РАН [Электронный ресурс] - http://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=2995

3. Там же.

4. Joyce P. Kaufman. The US perspective on NATO under Trump: lessons of the past and prospects for the future // Chatham House: International Affairs Think Tank URL - https://www.chathamhouse.org/sites/files/chathamhouse/publications/ia/INTA93_2_01_Kaufman.pdf

5. Барабанов О., Бордачев Т., Лукьянов Ф., Суслов Д., Сушенцов А., Тимофеев И. Глобальный бунт и глобальный порядок. Революционная ситуация в мире и что с ней делать // Доклад международного дискуссионного клуба "Валдай". Стр. 16.

6. Пресс-конференция президента Трампа и генсека НАТО в Белом доме // Служба новостей "Голоса Америки" [Электронный ресурс] - https://www.golos-ameriki.ru/a/cn-trump-/3807313.html

7. Алексеенкова Е. В ЕС готовят евразийскую стратегию // РСМД [Электронный ресурс] - http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=8740#top-content

8. Ghiasy R., Zhou J. The Silk Road Economic Belt: Considering security implications and EU–China cooperation prospects // Stockholm International Peace Research Institute / The Friedrich Ebert Foundation. 2017. P. 45.

9. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) / Официальный сайт МИД РФ [Электронный ресурс] - http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248

10. Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union’s Foreign And Security Policy // European Union Institute for Security Studies URL - http://www.iss.europa.eu/uploads/media/EUGS.pdf

 

blog comments powered by Disqus