ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

07.06.2017Я. Шевченко, г. Владивосток

Конкурс 2017 - «Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы»

Ярослав Шевченко
студент 2 курса Школы региональных и международных исследований,
направление Международные отношения,
Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФУ),
г. Владивосток 

Когда Владимир Путин на конференции по вопросам политики и безопасности в Европе произнес свою знаменитую Мюнхенскую речь 10 февраля 2007 г., мне было лишь 9 лет.  Федеральные каналы были заполнены громкими высказываниями о поднятии России «с колен» и возвращении великодержавного статуса. Я же, не разбирающийся в подобных вещах третьеклассник, совершенно не вдумывался в значимость малопонятных для меня заявлений о намерении моей страны следовать национальным интересам. Тогда мне казалось, что высокая политика, в которой формируются взаимоотношения Москвы с европейскими странами, является чем-то из другой реальности и в последнюю очередь будет касаться меня, жителя дальневосточного города Комсомольска-на-Амуре. Однако выступление Президента РФ в Мюнхене стало первой грозовой тучей, предвещающей разлад России со странами НАТО и то, что теперь часто называют «новым витком Холодной войны».

Прошло 10 лет. На сегодняшний день я являюсь студентом второго курса «международных отношений» в ДВФУ. Здесь, во Владивостоке, у меня есть возможность знакомиться с мнениями сверстников из других регионов и государств, что, в значительной степени, помогает мне формировать конструктивное видение современного мира. Безусловно, это влияет и на мое представление о значимости событий, происходящих в Европе. Так, от студентов-беженцев с юго-востока Украины мне довелось услышать о ужасах гражданской войны. Магистрант-сириец рассказал мне, насколько это больно видеть по новостям, что боевики захватили улицу, на которой прошло все детство. После того, как одного из студентов ДВФУ пытались завербовать в ИГИЛ, я осознал, что проблемы международного терроризма – это реальность. Очевидно, что подобных историй можно было избежать, если бы страны Запада всерьез восприняли то, что говорил Владимир Путин в Мюнхене. Вместе с тем, теперь я могу с уверенностью сказать, что глубочайшие деградационные тенденции во взаимоотношениях России со странами НАТО действительно выступают главным вызовом для безопасности всего пространства от «Ванкувера до Владивостока».

Что обусловило глубочайший кризис по оси отношений Россия – Западный мир? То, что у нас называется воссоединением с Крымом и конфликт на Донбассе, – далеко не главные причины. Основной фактор, по моему мнению, заключается в нежелании Брюсселя и прежде всего Вашингтона учитывать то, что Москва, пускай и проигравшая Холодную войну, вернулась в традиционный мир геополитики и отныне намерена следовать своим национальным интересам, c которыми Западу придется считаться. После 1991 г. руководство России в течение долгого времени, предпринимало попытки интегрироваться в Западный мир, и, надо признать, протягивало руку сотрудничества. Что Москва получила в ответ? Ей было недвусмысленно продемонстрировано, что, в контексте мировой политики, она теперь страна второго сорта, позиция которой более никого не волнует. Таким образом, были полностью проигнорированы российские просьбы не бомбить Югославию; на постсоветском пространстве Западом была фактически поддержана череда «цветных революций», а НАТО, вопреки данным в конце 80-х обещаниям, медленно, но верно расширялось на восток к российским границам.

Подчас откровенное игнорирование побудило Москву стать жестче в отношении того, что идет вразрез с её внешнеполитическими целями. Как показали события 2008 г. с Грузией и 2014 г. с Крымом, Россия не остановится даже перед применением силы, в случае если кто-то покусится на её исключительные стратегические интересы и впоследствии представит экзистенциальную угрозу для страны или её руководства. Исторический опыт убеждает: когда к великим державам относятся без должного уважения, они начинают вести себя крайне воинственно [1].  Если принять во внимание тот факт, что Россия обладает крупнейшим в мире запасом ядерного оружия, очевидно, что агрессивная реакция с её стороны может привести к трагическим последствиям для всего человечества.

Претерпевая неудачи в попытках наладить равноправные отношения со странами Запада, в течение последних лет Москва старательно укрепляет политические связи с Пекином. Еще в середине 85-х гг. прошлого века две страны относились друг к другу с открытой враждебностью, однако сегодня, по многочисленным оценкам, отношения России с Китаем переживают наилучший качественный период в истории и имеют потенциал для того, чтобы и вовсе перерасти в союзничество [2]. Чем можно объяснить взаимное согласие? Главным образом, – присутствием в диалоге прагматизма и взаимного уважения. И Москва, и Пекин стремятся к обоюдно выгодному сотрудничеству и, очевидно, понимая реалии международных отношений, осознают, что мирное сосуществование идет только на пользу безопасности и устойчивому развитию друг друга. При этом каждая из сторон принципиально избегает вмешательства в области, где могут быть затронуты национальные интересы и внутренние проблемы. По моему мнению, Европе следовало бы взять некоторый пример с российско-китайских отношений, для того, чтобы понять в каком русле строить бесконфликтные отношения с Москвой.

Тем не менее, признаться честно, я не испытываю особой эйфории по поводу российского «Поворота в Азию», усиленного обострением отношений со странами НАТО. Да, несомненно, нашему государству необходимо налаживать прочные связи с той же КНР и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, который, судя по всему, станет главным центром тяжести мировой экономической и политической жизни. Между тем, завязав в университете знакомство с китайцами, я понял, что Россия и Китай – представители двух совершенно разноплановых цивилизаций: мы говорим на «разных языках», разделяем непохожие ценности и воспринимаем мир совершенно по-другому, ввиду чего между Москвой и Пекином всегда будет сохраняться определенный барьер.

Я, как и подавляющая часть «думающей» российской молодежи, являюсь носителем европейских ценностей и вижу успешное будущее своей страны только в партнерстве с Западом. Но все же, при искреннем восхищении цивилизационными достоинствами Европы, я, будучи патриотом, объективно понимаю, что надлежащее сотрудничество при существующем отношении к России невозможно. Демонизация РФ в западных СМИ, игнорирование наших интересов, двойные стандарты, применение вооруженной силы в обход Совета Безопасности ООН – это подход, порождающий у россиян чувство сопротивления и глубочайшей обиды на Европу и США. В обстановке падения уровня жизни в стране, средства государственной пропаганды умело играют на этом «комплексе великодержавной неполноценности» и, гиперболизируя образ «внешнего врага», значительно сплачивают подавляющую часть населения вокруг нынешнего руководства против Запада.

Нравится это странам НАТО или нет, но Россия, в силу своего геополитического положения, сырьевых запасов и научно-технического потенциала всегда будет оставаться весомым актором на международной арене, конфронтация с которым лишь усугубит проблемы, имеющиеся сегодня, прежде всего, у Европы. В этой ситуации единственным выходом мыслится идея о движении к построению единого евро-атлантического пространства безопасности «Большой Европы», неотъемлемым и равноправным членом которой являлась бы Россия [3].

Так, о создании нераздельной зоны сотрудничества «от Бреста до Владивостока» мечтал еще Шарль де Голль [4], а позднее этот тезис был подхвачен в виде концепции «Европы от Ванкувера до Владивостока» Михаилом Горбачевым [5]. Последняя попытка воплотить эту идею в жизнь была предпринята в 2009-2010 гг. Дмитрием Медведевым, который тогда являлся Президентом, с проектом «договора о европейской безопасности» [6]. Эта инициатива была без особого энтузиазма воспринята странами Запада и впоследствии отвергнута. Однако, будь договор подписан, вероятно, можно бы было избежать кризиса с Украиной?

Как Москва, так и Брюссель с Вашингтоном определенно должны оглянуться назад, честно проанализировать шаги, оставленные ими на дороге истории, и сделать некоторые выводы о причинах совершенных ошибок. Обеим сторонам следует воспринимать отношения реалистично, с позиции поиска взаимной выгоды, без какой-либо идеологической подоплеки. России, её жителям, и в первую очередь, российскому руководству, нужно избавиться от «комплекса великодержавной неполноценности» и перестать воспринимать все, как личное оскорбление. Определенно, должны быть предприняты меры к трансформации мышления властной элиты, которой, в некотором смысле, выгодно «противостояние» внешнему врагу, как средство повышения своей легитимности. Странам НАТО, в свою очередь, следует научиться учитывать российские национальные интересы и не пытаться вмешиваться в нашу внутреннюю жизнь. Да, без всякого сомнения, Россия – неотъемлемая часть «Большой Европы» и должна восприниматься как таковая. При этом нужно понимать специфические особенности российской истории и относиться к Москве с толикой «политической толерантности». Несомненно, Западу и России предстоит долгий путь к установлению взаимного доверия. Однако, когда на кону стоит мир или война, попробовать стоит. 

Источники:

1.Mearsheimer J. The tragedy of great power politics. – NY: W.W. Norton&Company, 2001. – 535 pp.

2. J. Stokes., Russia and China’s Enduring Alliance // Foreign Affairs. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2017-02-22/russia-and-china-s-enduring-alliance (дата обращения: 4.04.2017)

3. C. Караганов., Союз Европы: последний шанс? // Россия в глобальной политике. URL: http://www.globalaffairs.ru/pubcol/Soyuz-Evropy-poslednii-shans-14943 (дата обращения: 09.04.2017)

4. France - Russian Relations // Global Security. URL: http://www.globalsecurity.org/military/world/europe/fr-forrel-ru.htm (дата обращения: 09.04.2017)

5. М. Горбачев., Приветствие М.С.Горбачева в адрес конференции в Копенгагене «20-лет со дня подписания Копенгагенского документа ОБСЕ. Статус и дальнейшие перспективы» // Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонд). URL: http://www.gorby.ru/presscenter/news/show_27442/ (дата обращения: 09.04.2017)

6. Проект Договора о европейской безопасности // Российская газета, 29 ноября 2009 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/6152 (дата обращения: 09.04.2017) 

 

 

blog comments powered by Disqus