ru
Новости

06.06.2017И. Копоть, г. Благовещенск

Конкурс 2017 - «Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы»

Копоть Илья Юрьевич
Студент 2 курса
факультета международных отношений
Амурского Государственного Университета
г. Благовещенск

 «...очень скоро жизнь заставит людей абсолютно всю информацию хранить и обрабатывать на компьютерах.
Уже завтра никто не станет просиживать часами в библиотеках, завалив стол подшивками газет и журналов: не та эпоха.
А значит, начинаются кровавые, смрадные войны между хранителями информации и теми, кто за ней охотится».
Харуки Мураками, 1Q84.

В результате политического кризиса на Украине и связанных с ним последующих событий, евроатлантическое сообщество полностью изменило свои ориентиры в отношениях с Россией. Если в период после окончания холодной войны эти отношения стремились к панъевропейской унификации, пускай и с переменным успехом, а Россия рассматривалась скорее как партнер, то действия России по украинскому вопросу 2014-2015 годов вынудили участников НАТО вернуться к позиции «Россия — угроза». Данный геополитический перелом ознаменовал раскол между евразийской и европейской системами безопасности в военно-политической сфере. Напряжение между сторонами нарастает с каждым годом и многие эксперты строят прогнозы возможной будущей войны, в том числе и с применением оружия массового уничтожения. Однако, в мире цифровых технологий гипотетический вооруженный конфликт - не единственная угроза. Так, цель моей работы - рассмотреть такое понятие как информационной война, определить ее основные угрозы и проблемные зоны в рамках европейской безопасности, а также перспективы деэскалации информационной конфронтации России и НАТО.

Информационные и коммуникационные технологии проникают во все сферы жизни нашего общества, информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества. А значит, начинается борьба за его распределение. Когда в 2014 году В. Путин заявил о том, что интернет - «спецпроект ЦРУ», а Россия должна пытаться установить контроль над своим сегментом интернета, им была четко обозначена позиция неприятия установившейся системы Интернет-сообщества и готовность бороться за российское информационное пространство. В подтверждение этому, в принятой в конце 2015 года Стратегии национальной безопасности РФ было сказано, что в интересах безопасности российская власть будет предпринимать «меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур» [1]. Таким образом можно сделать вывод, что соперничество России и Запада выходит на новый, кибернетический уровень, а мы с вами становимся современниками настоящего противостояния в информационной среде.

Ключевым отличием информационной войны от войны в физическом пространстве является то, что информационная война – это война скорее манипулятивная и разрушающая, чем поражающая [2]. Информационная война может вестись как и во время вооруженного конфликта между сторонами, так и при отсутствии оного — отличным примером этого можно считать и вышеупомянутые современные отношения России и стран НАТО.

Основываясь на данных особенностях, информационная война предполагает использование определенных средств борьбы. Эксперты в международном праве указывают на существование настоящего информационного оружия и даже выделяют его виды. Во-первых, это системы дистанционного уничтожения или искажения информации в кибернетических системах (компьютерные вирусы). Во-вторых, это системы хищения информации и несанкционированного доступа на удаленный носитель (программы-шпионы). В-третьих, это системы комплексного воздействия на психику человека (мультимедийные сайты).

Европа сегодня - это регион, в котором информационная война воплощается в полной мере, а значит весь широкий спектр средств активно применяется многими государственными структурами, спецслужбами, террористическими организациями и инициативными группами. Если оценивать текущее состояние, то за последние время можно наблюдать эскалацию конфронтации между Россией и коллективным Западом, а Европа выступает одним из основных театром ведения «боевых действий». Так, всю вторую половину 2016-го и первую 2017-го мир потрясали новые скандалы, связанные с обвинениями США о хакерских атаках со стороны России, а европейские страны в срочном порядке стали укреплять меры информационной защиты в преддверии своих ближайших парламентских и президентских выборов.

В январе, а затем и в апреле этого года в Испании правоохранительные органы задержали двух российских программистов по запросу США, под предлогом подозрения их в хищении банков Европы и Америки в пользу России [3]. Такие мероприятия показывают, что европейское сообщество очень обеспокоено возможностями России в кибер-среде и пытается показательно им противодействовать.

На самом деле, подобные опасения могут быть оправданы. Так, в марте этого года официальный Берлин заявил о возможности причастия российских хакеров из группировки «Fancy Bear» к атакам на сервера партии Ангелы Меркель и других партий бундестага [4]. Затем, кандидат в президенты Франции Эмануэль Макрон заявил о кибератаках со стороны России на свой штаб и активном влиянии Кремля на президентскую гонку [5]. Можно сделать вывод, что Россия сегодня рассматривается как основная кибер-угроза для европейской безопасности. Конечно, доказать участие Российской Федерации в этих атаках затруднительно, однако каждый подобный инцидент в первую очередь пытаются связать именно с Россией.

Все вышеперечисленные тенденции характеризуют современное состояние информационной войны в Европе. Политика государств, направленная на установление преимущества в информационной среде, требует усовершенствования системы кибербезопасности.

В этом смысле и показателен опыт ЕС и НАТО. Европейское агентство по сетевой и информационной безопасности (ENISA) уже более 12 лет успешно осуществляет защиту структур Союза, а система специализированных механизмов и институтов оперативного и стратегического назначения НАТО, во главе угла которой стоит Центр передового опыта в области киберобороны в Таллине, обеспечивает Альянс эффективными способами борьбы с информационными угрозами.

Ядром «проблемного поля» информационной безопасности является именно определение того, каковы природа и деструктивный потенциал информационных угроз. П. Корниш из лондонского Королевского института иностранных дел приводит следующую классификацию информационных угроз: 1) деятельность хакеров-одиночек; 2) организованная преступность, действующая в глобальных интернет-сетях; 3) идеологический и политический экстремизм; 4) проводимая государством информационная агрессия [6].

Весь этот комплекс угроз мировой безопасности требует совместного рассмотрения всеми сторонами информационных конфликтов, с целью их ликвидации. На данный момент примеры подобного сотрудничества весьма немногочисленны, а вероятность увеличения их числа также в ближайшем будущем также мала. Всему виной желание государств использовать информационное пространство для реализации собственной политики, а также неполноценность международно-правового механизма по данной проблеме.

Если первая причина очевидна, то вторая представляет собой довольно неоднозначную проблему. С одной стороны, вопрос информационной безопасности является приоритетным для большинства государств и обсуждается на различных уровнях. С другой, такие понятия как «информационная агрессия» или «политический экстремизм в киберпространстве» растолковываются по-разному, а правовая ответственность за подобные действия закреплена, как правило, только на национальном уровне, создавая тем самым «серую зону» в международном праве. Данная «зона» только развязывает руки террористам, спецслужбам и независимым хакерам, все больше и больше обостряя противоречия между государствами в информационной среде.

Так, следуя последним тенденциям, число информационных конфликтов только растет, а их роль на мировую политику и на отношения между Россией и Альянсом становиться колоссальной. По моему мнению, для успешного обеспечения мировой и европейской безопасности в информационной сфере и вне ее, следует минимизировать количество подобных инцидентов и начать осуществлять совместные меры по борьбе с информационными угрозами. Среди этих мер должны быть следующие шаги: 1) создание новых и активизация существующих каналов сотрудничества (в первую очередь, «Россия-НАТО») по вопросу общей кибербезопасности и борьбы с кибертерроризмом; 2) обмен цифровым опытом между сторонами и проведение совместных учений; 3) инициирование создания многосторонних международно-правовых документов по вопросам киберпреступлений.

Реализация вышеперечисленных мер позволить не только минимизировать угрозы информационного противостояние России и Запада, усилить европейскую и мировую безопасность, но также создать благоприятные условия для дальнейшего диалога между сторонами. Естественно, данная стратегия в первую очередь требует стремление сторон к сотрудничеству, что в настоящее время, к сожалению, не всегда прослеживается. Тем не менее стремительно увеличивающееся террористическая угроза в конечном счете должна подтолкнуть мировых лидеров к кооперации, в том числе и в информационной среде.

 

Библиография:

[1] Румер Юджин. Россия и европейская безопасность / Юджин Румер. - М. Московский Центр Карнеги, 2017. - 76с. Режим доступа: http://carnegie.ru/2017/03/07/ru-pub-68185 (дата обращения: 6.04.2017)

[2] Гриняев, С. Н. Поле битвы — киберпространство / С. Н. Гриняев. - М. Центр  стратегических оценок и прогнозов, 2004. - 426с. Режим доступа: http://csef.ru/media/articles/461/461.pdf (дата обращения: 6.04.2017)

[3] 1)В Испании по запросу США задержали российского программиста // РБК. - 2017. Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/09/04/2017/58e9bd819a7947562b2cf0b2?from=main (дата обращения: 9.04.2017)

2)В Испании по запросу США задержан российский программист // Лента. - 2017. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2017/04/09/levashov/ (дата обращения: 9.04.2017)

[4] Берлин заявил об атаках российских хакеров на серверы партии Меркель // РБК. - 2017. Режим доступа:
http://www.rbc.ru/politics/25/03/2017/58d5e4dd9a794749df966cfc (дата образения: 14.04.2017)

[5]В штабе Макрона обвинили Россию в попытках повлиять на президентские выборы во Франции // News.ru. - 2017. Режим доступа: https://www.newsru.com/world/14feb2017/ferrand.html (дата обращения: 14.04.2017)

[6] Нато и кибербезопасность / Казаковцев А.В. // Вестник Волгоградского Государственного Университета. – №2. – 2012. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/nato-i-kiberbezopasnost (дата обращения: 8.04.2017) 

 

 

blog comments powered by Disqus