ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

08.06.2017М. Зосимова, г. Москва

Конкурс 2017 - «Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы»

 Зосимова Марина

студентка 1-го курса магистратуры
по направлению «Мировая политика»
Московского государственного института
международных отношений,
г. Москва              

На протяжении уже трех лет в Европе идет вооруженный конфликт, мирное урегулирование которого вряд ли возможно в краткосрочной перспективе. Помимо кризиса на Украине, страны Запада сталкиваются с проблемой неконтролируемого притока беженцев и возросшей террористической активностью. Очевидно, что существующие сегодня структуры по обеспечению безопасности в Европе не способны эффективно противостоять подобным вызовам.

Система европейской безопасности, в основном, опирается на две организации – на ОБСЕ и НАТО. ОБСЕ, объединяющая 57 стран, является крупнейшей в мире региональной организацией, занимающейся вопросами безопасности. Однако на сегодняшний день ОБСЕ представляет собой лишь форум, где ведутся обсуждения международных проблем. Несмотря на довольно серьезные задачи, которые возложены на организацию, решения ОБСЕ не имеют юридической силы и носят чисто политический характер, то есть за их нарушение для государства не наступит никаких юридических последствий. Кроме того, у ОБСЕ нет устава, что является причиной отсутствия четко зафиксированных процедур и единого регламента работы. В этой связи, в условиях реального вооруженного конфликта инструментария ОБСЕ явно недостаточно.

Таким образом, задача по обеспечению безопасности в Европе, по большей части, ложится на Североатлантический Альянс. Однако, в НАТО, в отличие от ОБСЕ, не входит Российская Федерация, которая также является неотъемлемым участником системы европейской безопасности. Более того, отношения по линии РФ-НАТО во многом зависят от позиции США. Показательно, что для того, чтобы Р. Тиллерсон присутствовал на заседании министров иностранных дела НАТО, были перенесены сроки заседания [13], а министрам иностранных дел остальных членов Альянса пришлось подстраиваться под график госсекретаря Соединенных Штатов. Встреча Й. Столтенберга с Д. Трампом, вероятно, также была проведена для того, чтобы обсудить позицию США по отношению к Альянсу и согласовать повестку дня предстоящего саммита НАТО. Однако проблема такой зависимости НАТО от Вашингтона заключается в том, что новая администрация США так и определилась со своим внешнеполитическим курсом в целом и в отношении к России в частности.

Фактически с момента избрания Дональда Трампа президентом США российско-американские отношения находятся в условиях высокой неопределенности. Изначально многие испытывали сдержанный оптимизм по поводу победы кандидата от Республиканской партии, поводом к которому послужила предвыборная риторика Трампа. Так, говорилось о том, что НАТО – устаревшая организация и не исключалась возможность ее распада в случае отказа стран-членов увеличивать свои оборонные расходы [1]. Были и туманные высказывания по поводу отмены «Крымских санкций», введенных против России, а также о вероятности пересмотра позиции по Украине и признания результатов проведенного на полуострове референдума [4]. В целом, Трамп демонстрировал стремление наладить отношения с Москвой в различных областях, в том числе и по Сирии и Украине.

Но не прошло и 100 дней с момента вступления Дональда Трампа в должность Президента, как его позиция по целому ряду вопросов кардинально изменилась. Теперь Россия снова должна «вернуть Крым Украине» [2]; главным врагом в Сирии вновь стал не ИГ, а Б. Ассад [3], против которого уже открыто стала применяться военная сила. После встречи со Столтенбергом и НАТО перестало быть устаревшим, более того, на встрече речь шла о об увеличении вклада Альянса вклада в операцию международной коалиции по борьбе с «Исламским государством». Трамп также подписал документы, устранившие последние формальные препятствия на пути присоединения Черногории к Альянсу [5]. В тоже время, на восточных границах НАТО продолжается развертывание дополнительных сил НАТО в странах Балтии и Польше [9]. Таким образом, не только не произошло улучшения в отношениях России с НАТО и США, но уровень доверия деградировал при Трампе [6].

Что же мы имеем на данный момент? Во-первых, никуда не делись системные проблемы в российско-американских отношениях: стороны так и не договорились об общем понимании таких основополагающих категорий, как «суверенитет», «легитимность», «вмешательство во внутренние дела» и т.д.; по-прежнему наблюдается расхождение взглядов двух государств на устройство нынешнего мирового порядка [9], а также  отсутствие согласия по поводу того, каким стал мир после окончания холодной войны – однополярным или полицентричным; по-разному определяется и место Росси в новом миропорядке.

Во-вторых, по-прежнему сохраняется образ «России-агрессора» и линия НАТО на сдерживание Москвы, хоть и говорится о необходимости периодического, предметного и содержательного диалога с Россией [7], к примеру, в рамках Совета Россия–НАТО.

В-третьих, надежды на более прагматичную политику новой американской администрации не оправдались, а отношения между Москвой и Вашингтоном только ухудшились после ракетного удара США по сирийскому военному аэродрому. Кроме того, источником дополнительной напряженности являются и действия США по северокорейскому направлению.

В-четвертых, система европейской безопасности остается в глубоком кризисе, о чем свидетельствуют и участившиеся теракты в городах стран-членов ЕС, и рост националистических настроений.

Тем не менее, существуют и некоторые перспективы для укрепления системы европейской безопасности.  Следует принимать во внимание и тот факт, что, вероятно, действия Д. Трампа можно объяснить стремлением укрепить свои позиции внутри страны. На протяжении практически всей предвыборной кампании Трампа обвиняли в слишком пророссийской позиции и заявляли о вмешательстве Москвы в ход выборов с целью повлиять на их исход. В таких условиях, военный удар по союзнику России выглядит убедительным опровержением данных предположений. Кроме того, активные внешнеполитические действия могут быть направлены на отвлечения внимания от внутриполитических неудач: так, был отменен указ Трампа о запрете на въезд в США для граждан ряда мусульманских стран; Трамп также не смог добиться отмены реформы здравоохранения Б. Обамы, что ставит под угрозу проведение запланированной новым президентом налоговой реформы [11]. Не стоит забывать и о вынужденной отставке Советника по национальной безопасности М. Флинна уже через несколько дней после назначения.

При этом варианте, по мере роста рейтингов Дональда Трампа, возможен и возврат к обозначенной в предвыборной кампании линии поведения, например, по Крымскому вопросу. В этой связи любопытны проект экс-депутата Радикальной партии Андрея Артеменко [10] и предложения Виктора Пинчука [12], которые в разной форме предполагают отказ Украины от претензий на возвращение Крыма. Конечно же, данные предложения подверглись критике со стороны Киева, однако само появление подобных инициатив, особенно на фоне некоторого дистанцирования Трампа от украинской проблематики, вызывает интерес. Кроме того, в условиях сокращения финансовой помощи Украине со стороны США и растущего недовольства в европейских столицах и непонимания действий Киева представляется удобный момент для активизации переговорных усилий в рамках Нормандского формата с первоочередной задачей по снятию блокады Донбасса.

Урегулирование конфликта в Сирии и последующее сокращение потока беженцев также укрепили систему европейской безопасности. Как ни парадоксально, но ракетный удар по сирийскому аэродрому может поспособствовать интенсификации диалога между Россией и членами коалиции, а также НАТО в случае вовлечения организации в операцию. Во-первых, будут обсуждаться перспективы возобновления действия Меморандума о предотвращении инцидентов в Сирии и обеспечении безопасности полетов авиации, так как ни одна из сторон не желает повторения ситуации октября 2015 г. Кроме того, будут обсуждаться и проблемы наличия химического оружия в Сирии и эффективность существующих механизмов расследования инцидентов в рамках ОЗХО. Как показал 2013 г., в ходе подобных переговоров могут быть выдвинуты успешные инициативы, которые в перспективе станут основой дальнейшего диалога. 

Список источников: 

  1. Donald Trump Says NATO is ‘Obsolete,’ UN is ‘Political Game’. 02.04.2016. Эл. Ресурс: [URL: https://www.nytimes.com/politics/first-draft/2016/04/02/donald-trump-tells-crowd-hed-be-fine-if-nato-broke-up/].
  2. Trump expects Russia to return Crimea to Ukraine: White House. Feb 14, 2017. [URL: http://www.reuters.com/article/us-usa-trump-russia-ukraine-idUSKBN15T2IY].
  3. Trump on Assad: 'That's a butcher'. April 13, 2017. [URL: http://edition.cnn.com/2017/04/12/politics/donald-trump-bashar-al-assad-butcher/].
  4. Trump: Crimea's People Prefer Russia, But If He's Elected Putin Is 'Not Going Into Ukraine'. Jul 31, 2016. [URL: http://abcnews.go.com/ThisWeek/trump-crimeas-people-prefer-russia-elected-putin-ukraine/story?id=41029437].
  5. Trump’s Previous View of NATO Is Now Obsolete. 13.04.2017. [URL: https://www.nytimes.com/2017/04/13/world/europe/nato-trump.html].
  6. Владимир Путин: уровень доверия между Россией и США деградировал. 13.04.2017. . Эл. ресурс: [URL: https://www.kommersant.ru/apps]. 
  7. 7.   Годовой отчет Генерального секретаря. 2016. Эл. ресурс: [URL: http://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2017_03/20170313_SG_AnnualReport_2016_ru.pdf].
  8. Д. Суслов. Глобальные аспекты новой конфронтации России и США. 11.11.2014. Эл. ресурс: [URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Vserez-i-nadolgo-17102]. 
  9. Денежный вопрос: что обсудили министры иностранных дел стран НАТО. 31.03.2017. Эл. ресурс: [URL: http://www.rbc.ru/politics/31/03/2017/58de6cd19a79470deb23d11b].

10. Крым в аренду: украинский депутат предложил Трампу план по отмене санкций. 20.02.2017. Эл. ресурс: [URL: https://ria.ru/world/20170220/1488361632.html]. 

11. Первый провал Трампа. Чем ему угрожает неудавшаяся отмена Obamacare. 30.03.2017. Эл. ресурс: [URL: http://carnegie.ru/commentary/?fa=68450].

12. Пинчук призвал Украину пойти на "болезненные компромиссы" ради мира с РФ. 30.12.2016. Эл. ресурс: [URL: http://rian.com.ua/politics/20161230/1020132885.html].  

13. Рекс Тиллерсон и НАТО работают над переносом сроков встречи. 22 марта 2017 г. Эл. ресурс: [URL: https://www.inopressa.ru/article/22Mar2017/wsj/nato.html].

 

blog comments powered by Disqus