ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

08.06.2017О. Тимакова, г. Москва

Конкурс 2017 - «Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы»

Ольга Тимакова
Аспирант Дипломатической академии МИД России
г. Москва

МЮНХЕНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 2017 И БУДУЩЕЕ НАТО: 
РАБОТА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ ИЛИ ФАТАЛЬНОЕ ОПОЗДАНИЕ? 

Мюнхенская конференция по безопасности ежегодно становится ключевым событием для всех специалистов в области безопасности. Центральной темой Мюнхенской конференции по безопасности в этом году стала озабоченность трансатлантических союзников по поводу трех главных трендов: ослабление основ международного либерального порядка; риски глобального вакуума власти, вызванного стратегией Д. Трампа «Америка прежде всего» и внутренним кризисом в Европе; и трансграничные угрозы демократии. Сам факт, что защита «Запада» и НАТО оказались в центре обсуждения на конференции в Мюнхене, означает, что эти институты находятся под ударом, а параметры безопасности мирового порядка уже начали меняться.

Ключевой вопрос конференции можно сформулировать как: «Находимся ли мы в начале эпохи Пост-Запада, или даже эпохи Пост-Порядка и Пост-Правды? Как мы могли бы противостоять замещению проверенных союзов на политику сфер влияния?»

НАТО в таких условиях одновременно сталкивается сразу с несколькими вызовами и угрозами своей безопасности как внутри, так и за пределами Европы, как с востока, так и с юга.

 Успехи военизированных террористических организаций несут лидерам Запада предельно четкое сообщение – даже такие относительно небольшие группировки, как ячейки Аль-Каиды и ИГ, могут втянуть США в конфликты и войны, победа в которых видимо не достижима. Кибератаки и другие ассиметричные меры становятся оружием слабых против сильных держав. В 2017 году большинство, если не все, государства-члены альянса сталкиваются именно с такими – новыми, гибридных, угрозами.  

В таких сложных обстоятельствах роль НАТО в обеспечении безопасности Европы стала одновременно определяющей и неоднозначной.

НАТО превратилась в альянс, преследующий глобальные цели, но одновременно неспособный явно согласовать и выразить их – не в последнюю очередь из-за разницы потенциалов, нужд и восприятия угроз. НАТО – это громоздкая бюрократическая структура. Она функционирует на основе консенсуса между странами-членами, что значительно замедляет процесс принятия решения. Несогласие между странами-членами и общественное неведение о целях альянса создает путаницу относительно того, как должен функционировать альянс, и кто должен оплачивать расходы на операции. Тем временем, стратегические интересы Вашингтона и поддерживающих его элит – такие как, обеспечение «наших важных энергетических инфраструктур» [4], включая морские пути и трубопроводы, для поддержания потока жизненно важных ресурсов и сохранение гегемонии – все чаще вызывают возможность конфликта с Китаем и Россией.

С 2014 года НАТО значительно изменила свои действия. Саммит в Ньюпорте адаптировал НАТО в условиях украинского и сирийского кризисов – ориентировал альянс обратно к основам т.е. традиционным оборонным возможностям [1]. Принципиальную новизну этой ситуации чиновники альянса зафиксировали и обсудили в июле 2016 года в Варшаве на очередном саммит альянса. Саммит в Варшаве согласовал более постоянные изменения – он стал началом долгосрочной адаптации альянса в мире, который в обозримом будущем будет нестабильным. Особенно это заметно в отношениях НАТО с Россией и т.н. «восточным флангом». Конечно, южному флангу также было уделено внимание в коммюнике по итогам саммита, но роль НАТО в борьбе с терроризмом и потоками мигрантов не такая определенная как на востоке.   

В развитии дальнейшей стратегии НАТО особо значимое место занимает позиция нового Президента США Дональда Трампа.

На протяжении 2016 года, во время своей предвыборной кампании Д. Трамп не скрывал скептицизма относительно союзников США – в особенности европейских стран-членов НАТО. В знаменитом интервью газете Нью-Йорк Таймс [7] в марте 2016 г. он подчеркнул свое разочарование в союзниках, которые не платят свою справедливую долю. Д. Трамп поставил под вопрос значимость альянса в борьбе с угрозами 21 века, как то терроризм, а в последующем интервью предложил [6], что обязательства ст. 5 Вашингтонского договора будут распространяться только на союзников, выполняющих требование по оборонным расходам в размере 2% ВВП.

В период «первых 100 дней» администрации Д. Трампа многие видные аналитики и исследователи США выразили беспокойство и неуверенность в будущей политике Президента. В газете Вашингтон Таймс, например, было опубликовано коллективное письмо, которое подписали, в частности, Мадлен Олбрайт, Николас Бёрнс и Весли Кларк – в нем четко указывалось, что «безопасность США неотделима от безопасности наших демократических союзников в Европе» и оспаривались некоторые предвыборные заявления Д. Трампа об альянсе. В письме также подчеркивалось, что «торжественное обязательство президента США – вести НАТО, оставаться непоколебимым в отношении безопасности союзников и убедить потенциальных противников, что Америка будет стоять за НАТО без страха и сомнения. Каждый президент, без исключений, принимал мудрость данной стратегии» [5].

Команда Трампа во время Мюнхенской конференции по безопасности, ставшей для них первым официальным выступлением перед Европейскими союзниками, принесла [3] заверения о своей приверженности трансатлантической солидарности.

Вице-президент Майк Пенс в своей мюнхенской речи заявил, что он передает сообщение самого президента Д. Трампа – обязательства Америки перед НАТО безусловны и недвусмысленны. Между тем в дальнейшей своей речи он повторил призыв Президента увеличить расходы, аргументируя это тем, что именно сейчас настало время Европе взять на себя больше обязательств.

С аналогичной речью выступил и министр обороны США. Он поддержал традиционный призыв США о больших расходах европейских союзников, но также повторил слова Д.Трампа – если Европа не увеличит свои расходы, Америка пересмотрит свои обязательства.

Аналитики и эксперты Европы очень постарались представить его речь как традиционный призыв США. Но, в реальности, слова генерала Мэттиса, по существу, закрепляли, что обязательства Америки перед НАТО оказываются в прямой зависимости от увеличения выплат Европы. Позже генерал Мэттис объявил, что его слова были услышаны некоторыми из союзников – министр обороны Германии подтвердила, что ее правительство увеличит оборонные расходы [8].

В основном же европейские лидеры продолжают возлагать надежды на защиту и заверения Соединенных штатов, тем самым сопротивляясь принятию новых «политических реалий» США.

Очередной раунд дебатов о разделении бремени в НАТО продемонстрировал трансатлантический разрыв в концептах: европейцы надеются на ответственного лидера в лице США, который бы уважал и защищал демократические ценности, в то время как Вашингтон просит Европу стать ответственным партнером и увеличить своей военный потенциал. В результате, обе стороны скорее всего окажутся разочарованы. Все это приведет к очередному кризису солидарности, когда США начнет устанавливать сроки достижения оговоренных «2%».

Отношения в европейском стратегическом сообществе по этому вопросу разнятся. Политики, СМИ и общественность в Европе сходятся во мнении, что они должны увеличить свои обязательства по отношению к своей собственной безопасности. Статья на первой полосе немецкой газеты Дер Шпигель [2] утверждающая, что «Дональд Трамп прав» говорит о сильных изменениях в мире и Европе.

Мюнхенская конференция стала также значимым событием года. Встреча в феврале 2017 года стала переломным моментом для «европейской семьи» и для альянса. Возможно, в будущем эта встреча будет считаться моментом пересмотра не только обязательств и ответственности, но и надежности трансатлантических союзников. Да, Европа получила заверения о приверженности Америки альянсу от трех министров администрации Д. Трампа – вице-президента М. Пэнса, министра обороны Дж. Мэттиса и министра внутренней безопасности Дж. Келли. Вице-президент более того повторил эти обещания Европарламенту.

На конференции были четко обозначены позиции разных лагерей в администрации Д. Трампа. Хотя, наверное, победит позиция про-НАТО, но солидарность союзников теперь будет оцениваться размерами оборонных расходов. Выработка единой позиции в администрации Д. Трампа займет столько времени и усилий, что европейцам придется в одиночку справляться с опасностями и угрозами на своих границах.

В первую очередь, лидеры Европы должны принять проблемы безопасности такими, какие они есть, а не какими они хотели бы их видеть.

Во вторую очередь, Европа и Россия должны совместно работать над восстановлением правил игры или согласовать новые. Вместо того, чтобы поддерживать вид политического контроля и имиджа, серьезный упор должен быть сделан на согласование нового политического урегулирования. Это означает разрешение ключевых проблем, включая размещение ПРО в Восточной Европе и расширение НАТО.

Без достижения примирения между Россией и Западом, основанного на стратегическом диалоге и продолжающейся демилитаризации – включая контроль над обычными и ядерными вооружениями, нераспространение и разоружение – в будущем нас ждет только затянувшийся тупик. 

Список источников

  1. Flockhart T. An agenda for NATO’s 2016 Warsaw Summit: Back to Basics or just Backwards? / DIIS Policy Brief, 2015, p.1.
  2. Hoffmann C. Europe Must Plan to Defend Itself. Spiegel Online. February 17, 2017. URL:  http://www.spiegel.de/international/europe/american-withdrawal-presents-opportunity-for-europe-a-1135172.html
  3. Jones B. Team Trump meets Europe. Brookings. February 19, 2017. URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2017/02/19/team-trump-meets-europe/
  4. Keynote speech by NATO Secretary General Jaap de Hoop Scheffer at the conference on “NATO’s Bucharest Summit – transformation of the Alliance and Polish and regional perspectives” / URL: http://www.nato.int/docu/speech/2008/s080313a.html
  5. Letter URL: https://www.washingtonpost.com/blogs/post-politics/files/2016/08/NATO-state-ment-Final-080416.pdf
  6. Sanger D.E., Haberman M., Donald Trump Sets Conditions for Defending NATO Allies Against Attack. July 20, 2016. URL: https://www.nytimes.com/2016/07/21/us/politics/donald-trump-issues.html
  7. Sanger D.E., Haberman M., In Donald Trump’s Worldview, America Comes First, and Everybody Else Pays. The New York Times, March 26, 2016. URL: https://www.nytimes.com/2016/03/27/us/politics/donald-trump-foreign-policy.html?_r=0
  8. Statement by Angela Merkel. Munich Security Conference 2017. URL: https://www.securityconference.de/en/media-library/munich-security-conference-2017/video/statement-by-angela-merkel/
blog comments powered by Disqus