ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

07.06.2017М. Ващенко, г. Благовещенск

Конкурс 2017 - «Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы»

Ващенко Маргарита
cтудентка 4 курса
факультета международных отношений
Амурского государственного университета
г. Благовещенск 

С момента распада биполярного мироустройства и до настоящего времени система европейской безопасности претерпевает многочисленные изменения, вызванные различными международными и внутренними процессами стран региона и всего мира. Оптимистические прогнозы на дальнейшее развитие отношений России и НАТО в духе партнерства и взаимодействия, которые были характерны для 90-х гг. ХХ века и начала 2000-х, сейчас сменились отчетливым пониманием того, что существенное несовпадение интересов делает такое взаимодействие невозможным. Это повлекло за собой наступление состояния кризиса этой системы, которое мы сейчас можем наблюдать.

Одним из основополагающих аспектов (и одновременно проблем) взаимодействия России и НАТО, ввиду специфики организации, являющейся военно-политическим альянсом, остается военный аспект, именно его мне хотелось бы осветить в своей работе. Основой этого компонента европейской системы безопасности со стороны НАТО в настоящее время преимущественно является сдерживание России, очень напоминающее времена Холодной войны. Альянс объясняет свои действия непредсказуемостью военной активности РФ вдоль границ НАТО, а также на Украине и в Сирии[1].

Так, обеспокоенность стран-участниц вызывают учения и маневры в Крыму, размещение в Калининграде оперативно-тактических комплексов «Искандер», при этом нельзя не отметить вслед за главой Министерства иностранный дел России, С.В. Лавровым, необоснованность таких претензий в отношении последнего, потому что «Москва размещает оружие на своей территории»[2].

При этом западные страны такие действия России объясняют иррациональным и необоснованным страхом перед превосходящими ее силы державами, которые якобы никогда не планировали никаких действий, противоречащих интересам России.

В свою очередь, обеспокоенность России вызывает тот факт, что НАТО, вплотную приблизившись к границам РФ, продолжает стягивать военные силы к своим восточным рубежам. Так, продолжает увеличиваться военный контингент в странах Балтии, Польше, не за горами новое расширение НАТО – вступление в организацию Черногории (хоть у нее и нет общих границ с Россией, увеличение количества стран-участниц альянса вызывает негативную реакцию Москвы). В будущем не исключено вступление в организацию Молдовы, которое, однозначно, будет встречено куда более резким сопротивлением со стороны России из-за общих границ. Решением могло бы быть взаимное сдерживание на основе ограничивающих рост определенных видов вооружения, которое вполне могло бы устроить обе стороны, но достаточно взглянуть на военный бюджет США и количество их вооружений. Это ставит под сомнение возможность какого-либо эффективного сдерживания.

Сейчас мы можем наблюдать то, что Москва стала реагировать очень жестко на маневры НАТО у своих границ. В прошлом году были зафиксированы два эпизода с американским эскадренным миноносцем «Дональд Кук» - опасные сближения с российским самолетом Су-24 в Черном море, потом в Балтийском море. Вскоре после этого американский самолет-разведчик, следующий курсом к российской границе, был перехвачен истребителемСу-27[3]. Последним из нашумевших случаев стал инцидент, произошедший в феврале этого года. Согласно заявлению командующего Военно-воздушными силами США в Европе и Африке генерала Тода Уолтерса, за один день (10 февраля 2017 года) произошло сразу четыре опасных сближения самолетов ВВС России с эсминцем Porter в Черном море, при которых российские военные не отвечали на запросы[4]. В своем официальном заявлении Министерство обороны России отрицает эти обвинения и утверждает, что действия пилотов не выходили за рамки международного законодательства[5]. Некоторые специалисты считают, что подобное поведение обусловлено возрастанием активности авиации стран НАТО в Прибалтике - сейчас можно наблюдать увеличение количества самолетов-разведчиков альянса, ведущих деятельность непосредственно вблизи российских границ. Например, в середине марта этого года самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДЛРО) E-3F AWACS ВВС Франции был замечен в непосредственной близости от границ Калининградской области. 23 марта по этому же маршруту прошел британский разведчик RC-135W[6].

Подобные инциденты и общий тон достаточно агрессивной риторики с обеих сторон заставляют задумываться о том, что вероятность крупного военного столкновения в Европе с участием ядерных держав все-таки нельзя исключать полностью. И всевозрастающая роль высокоточного обычного вооружения вовсе не снимает напряженности в этом вопросе, так как отставание российских обычных вооружений от сил альянса, которое располагается в непосредственной близи от территории РФ, привело к появлению в России новой военной стратегии, согласно которой допускаются ограниченные превентивные ядерные удары в самом начале конфликта, так как при полномасштабной атаке НАТО российское стратегическое вооружение может быть уничтожено, лишая страну возможности нанести ответный удар[7]. В таком случае, если Москва почувствует себя загнанной в угол, ядерная война, которой боялись со времен появления ядерного оружия у СССР, действительно может произойти.

В сложившейся ситуации, которая все больше напоминает тупик, на сегодняшний день трудно говорить о каких-то выходах и способах налаживания отношений в военном плане. При наличии такого количества нерешенных проблем, к сожалению, о традиционных способах улучшения этого аспекта отношений, например, повышении уровня транспарентности, предупреждении о военных учениях и перегруппировках войск, совместных учениях и говорить не приходится. Даже борьба с терроризмом, которая еще недавно объединяла все державы, сейчас осложнена разногласиями относительно того, какие именно группы считать террористическими и против кого вообще следует бороться в Сирии. Недавний инцидент, произошедший 7 апреля на авиабазе Шайрат, когда США произвели удар по сирийским правительственным силам 59 крылатыми ракетами «Тамагавк» еще раз это доказывает. Американцы позиционировали свои действия как ответ на действия Башара Асада, которого они обвиняют в применении химического оружия против жителей небольшого поселения  Хан Шейхун. Реакция Москвы была резко негативной, несмотря на то что, по заявлениям американской стороны, российские военные были предупреждены о готовящейся операции. После этого Россия приостановила действие  меморандума с США о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операции в Сирии. Это событие, как представляется, имеет очень большое значение для дальнейшего урегулирования ситуации в Сирии и для отношений России и США, а также отношений России и НАТО, которые, очевидно, напрямую зависят от двусторонних отношений с Америкой. Однако строить какие-либо прогнозы относительно этого, также как и искать скрытые цели администрации Дональда Трампа на данный момент крайне сложно, так как действия Белого дома на сегодняшний момент часто являются сумбурными и противоречивыми.

И России, и странам Запада пока остается лишь усиливать свою оборону и продолжать политику взаимного сдерживания, что мы сейчас можем наблюдать. Однако этот путь рискован – такие меры вполне могут создать условия для серьезной эскалации какого-либо локального конфликта. Поэтому сейчас все дипломатические усилия должны быть направлены на возобновление международного диалога по европейской безопасности, к примеру, возобновление полноценного функционирования Совета Россия-НАТО. Разумеется, этот шаг не решит в одно мгновение накопившиеся проблемы в отношениях России и стран НАТО, и работа этого органа будет очень непростой, но все же такие действия необходимы для недопущения дальнейшего ухудшения ситуации и постепенного выхода из затянувшегося кризиса системы европейской безопасности, так как для этого выхода необходимы именно политические, а не военные действия.  



[1] Отношения с Россией [Электронный ресурс]  – Организация Североатлантического договора: офиц. сайт. – 2017. - Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_50090.htm (дата обращения: 27.03.2017)

[2] Москва не будет отчитываться перед НАТО об "Искандерах" в Калининграде [Электронный ресурс]  - РИА новости: офиц. сайт. – 2017. – Режим доступа: https://ria.ru/defense_safety/20170326/1490819469.html. (дата обращения: 02.04.2017)

[3] Одноколенко, О. Россия и НАТО: бесперспективный диалог [Электронный ресурс] / О. Оноколенко // Независимое военное обозрение. – Режим доступа: http://nvo.ng.ru/nvo/2016-04-22/1_nato.html (дата обращения: 28.03.2017)

[4] Losey, S. Russia buzzed NATO aircraft four times in a single day [Электронный ресурс] / Losey S. // DefenseNews. – Режим доступа: http://www.defensenews.com/articles/russia-buzzed-nato-aircraft-four-times-february (дата обращения: 02.04.2017)

[5] Ibid

[6] Истребители НАТО проверяют российскую ПВО на внимательность [Электронный ресурс] – РИА новости: офиц. сайт. – 2017. – Режим доступа: https://ria.ru/defense_safety/20170327/1490895798.html. (дата обращения: 08.04.2017)

[7] Румер, Ю. Россия и европейская безопасность [Электронный ресурс] / Ю. Румер //Московский центр Карнеги: офиц. сайт. – Режим доступа: http://carnegie.ru/2017/03/07/ru-pub-68185#_ednref150 (дата обращения: 02.04.2017)

 

blog comments powered by Disqus