ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

12.06.2018Анастасия Кононова, г. Санкт-Петербург

Конкурс 2018 - Европейская система безопасности: возможности и пути преодоления кризиса

Кононова Анастасия Александровна
Студентка 2 курса магистратуры факультета международных отношений
Санкт-Петербургского государственного университета 
г. Санкт-Петербург

Европейская система безопасности: возможности и пути преодоления кризиса

Европейская система безопасности, выстраиваемая после окончания Второй мировой войны сегодня, очевидно, проверяется на прочность. События последних лет, в частности, крупные террористические акты в самых стабильных странах, миграционный кризис, вновь возникшие конфликты в Восточной и Южной Европе, возросшая напряженность в отношениях с Россией - эти новые угрозы проверяют на прочность созданную систему безопасности. И система справляется далеко не успешно.

Говоря о европейской системе, мы говорим в большей степени о евроатлантической системе безопасности, где основным органом, который формирует и контролирует эту систему, является НАТО. С одной стороны, НАТО удалось трансформироваться после распада СССР из военно-политического блока, сдерживающего конкретную “красную угрозу” в тот же блок, но нацеленный на поддержание мира и стабильности в регионе в целом. С другой стороны, военные операции на рубеже веков, выполненные в обход ООН, а также расширение на Восток не могли не раздражать преемницу СССР Россию.

Сегодня система евроатлантической безопасности испытывает потрясения как в связи с внешними факторами, так и с внутренними угрозами. Из внешних факторов, подрывающих евроатлантическую безопасность, можно выделить: непрекращающиеся, а даже нарастающие конфликты на Ближнем Востоке, включая иранский вопрос; экономический подъем и политически рост Китая и формирование новых центров силы на Востоке; самостоятельную и агрессивную политику России, а также северокорейскую проблему. Все эти международные проблемы порождают целые комплексы последствий, которые напрямую отражаются на безопасности стран евроатлантического региона.

Внутренние угрозы являются, с одной стороны, следствием внешних проблем, но с другой стороны, исходят как раз изнутри самих стран Евроатлантики. И именно во внутренних противоречиях и вызовах скрываются фундаментальные основы проблем безопасности. Евроатлантическое пространство больше не едино в своих целях и стремлениях, когда дело касается практической политики. Конечно, обеспечение мира и стабильного развития по-прежнему является основополагающей идеей. Однако наблюдается раскол даже внутри Европейского Союза. Здесь стоит вспомнить потрясения последних нескольких лет: крупные террористические акты, совершенные не мигрантами, но гражданами и жителями европейских стран; референдум в Великобритании за выход из Европейского Союза; Каталонский кризис. Последние два события вписываются в общую канву роста националистических настроений в европейских странах: это и правительство Виктора Орбана у власти в Венгрии, и высокая популярность правой партии AfD в Германии[i], и участие Марин Ле Пен в президентских выборах во Франции, и пр.

Все эти и многие другие события и явления говорят о том, что сегодня мир еще более разделен, чем во времена холодной войны. Поскольку деление идет не только по внешним признакам мы-чужие, но по внутренним - нет больше единого «мы» внутри страны. Особенно тревожен этот сигнал из Европы. Объединенный союз стран-единомышленников, который должен быть наиболее консолидирован, сегодня более разделен, чем 10 лет назад, согласно исследованию, проведенному по запросу BBC[ii]. Не только испанцы и британцы говорили о разногласиях в обществе, но даже представители скандинавских стран отвечали, что их страна намного более разделена сейчас, и в первую очередь по политическим причинам.

Обратимся к стратегиям безопасности НАТО, ЕС и России как одного из главных антагонистов в существующих международных отношениях. Если обратить внимание на то, как указано в документах, на защиту чего направлена политика обеспечения безопасности, можно заметить интересный момент. В российской стратегии упор сделан на то, что страна находится во враждебном мире, страны Запада приближаются к российским границам в виде расширения НАТО в том числе.[iii] В связи с этим политика по обеспечению безопасности посвящена «эффективной защите национальных интересов».[iv]

Открываем стратегию НАТО 2010 года: речь также идет в первую очередь о границах и территории стран-участников, а только потом уже о населении (пункты 4,7,16 например) [v]

Европейский Союз же построен на фундаментальной идее прав и свобод человека. И это отражено во многих документах по безопасности в том числе.[vi] В частности, новая Стратегии безопасности была создана «для продвижения интересов населения»[vii] а одним из принципов является «обеспечить мир и безопасность граждан и территории» (территория на втором месте). Суть стратегии внутренней безопасности – «обеспечить запрос на большую безопасность, поступающий от наших граждан».[viii] Таким образом, в ЕС проводимая политика имеет целью улучшить уровень жизни каждого гражданина, вне зависимости от его пола, возраста и религиозных предпочтений.

Разница ощутима. Защищать граждан и защищать границы, государство (как систему, а не как объединение людей) - разные вещи. Ради защиты граждан вы минимизируете военное вмешательство и будете до последнего идти дипломатическим путем. Тогда как ради величия своей страны, наоборот, используете военные мощности, даже просто в показательных целях. Башар Асад в Сирии защищает свое государство и себя как часть государства. Если бы он защищал свой народ, народ Сирии, он бы не был заинтересован в продолжении и затягивании войны.

Можно было бы сказать, что США и ЕС в таком случае как раз защищают народ Сирии. Но здесь не так все очевидно и просто. США не следуют логике  защиты прав человека, когда дело касается реальных действий, скорее используют эти ценности как предлог. Продолжая мыслить и действовать в терминах гегемонизма. Поэтому Европа далеко не всегда абсолютно поддерживает своего союзника.

Однако сейчас можно задать вопрос, не слишком ли рано эта человеко-ориентированная политика была положена в основу развития всего региона? Когда остальной мир, в том числе и США, все еще живут в категориях национальных интересов и идеях великих держав. Конфронтация Восток-Запад по-прежнему происходит во-многом из-за желаний каждой из сторон упрочить/заявить свое положение как великой державы, взаимных недоверий и обвинений в нарушениях норм и правил.

Приход к власти Трампа с его известным лозунгом о возрождении величия Америки (обращаю внимание, не американского гражданина) свидетельствует об этом. А если вспомнить предвыборные плакаты Путина о сильной России, параллели становятся очевидны.

Таким образом, приоритеты безопасности в мире рассматриваются в двух разных плоскостях. Даже в рамках евроатлантического региона, среди государств-участников НАТО. Поэтому выстроенная система безопасности испытывает кризис. Европейские страны откатываются назад к национализму, в том числе из-за того, что внешние факторы спровоцировали рост проблем и угроз из-за продолжающегося во всем мире переходного периода.

Система международных отношений сейчас меняется. Да, она трансформировалась после 1991 года, когда США остались на позиции единственного гегемона. Но благодаря столь стремительному развитию последующих десятилетий, в том числе и в технологическом плане, система продолжает трансформироваться и сейчас. И невозможно точно предсказать, к какому мировому порядку она в итоге приведет. Однако очевидно, что старые системы и органы, как и прежний образ политического мышления безопасности в рамках обеспечения безопасности в первую очередь государств, не могут стать частью нового мирового порядка.  Новая система должна быть антропоцентричной, и политическое мышление должно повернуться именно в эту сторону. Когда безопасность человека и его свобод ставится выше безопасности государства как набора механизмов управления и территорий. Тогда есть шанс на обеспечение безопасности не только в евроатлантическом регионе, но и во всем мире. 
_________________________

[i] German election results: Disappointing victory for Angela Merkel as CDU sinks, nationalist AfD surges // Deutsche Welle, 25.09.2017// // http://www.dw.com/en/german-election-results-disappointing-victory-for-angela-merkel-as-cdu-sinks-nationalist-afd-surges/a-40666430

[ii] Глобальный опрос: Европа разделена сильнее, чем 10 лет назад // BBC, Русская служба от 23.04.2018 //  https://www.bbc.com/russian/features-43839406

[iii] Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", пункты 12-14 // Российская газета, 31.12.2015 // https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html

[iv] Там же, п.7

[v] Active Engagement, Modern Defence. Strategic Concept for the Defence and Security of the Members of the North Atlantic Treaty Organisation adopted by Heads of State and Government in Lisbon  // https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_68580.htm?selectedLocale=en

[vi] См.Например, Global Strategy for the European Union, 2016; European Security Strategy - A secure Europe in a better world, 2009; Internal security strategy for the European Union - Towards a European security model, 2010 // Все документы доступны на сайте http://www.consilium.europa.eu/en/documents-publications/publications/

[vii] Global Strategy for the European Union 2016 // https://europa.eu/globalstrategy/en/global-strategy-promote-citizens-interests //

[viii] Internal security strategy for the European Union - Towards a European security model, 2010 // http://www.consilium.europa.eu/media/30753/qc3010313enc.pdf //

blog comments powered by Disqus