ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

12.06.2018Дарья Малютина, г. Москва

Конкурс 2018 - «Европейская система безопасности: возможности и пути преодоления кризиса»

Малютина Дарья Игоревна
Студентка 4-го курса факультета МЭиМП
Направление - международные отношения,
НИУ ВШЭ,
Москва 

Трансформация трансатлантических отношений как фактор нестабильности европейской системы безопасности:
вызовы и пути разрешения кризиса
 

На сегодняшний день вопрос о будущем европейской системы безопасности актуален как никогда. Однако, несмотря на активизацию работы Европейского союза по построению собственного военного потенциала и инфраструктуры, современные вызовы тормозят прогресс в данной области и приводят к кризису всей системы. К числу наиболее важных проблем для европейской безопасности необходимо отнести как внутреннюю нестабильность, связанную прежде всего, с миграционным кризисом и ростом популизма, так и внешние угрозы, включающие в себя опасность террористических актов, а также внешнюю политику России.

Тем не менее, обозначенные выше угрозы носят традиционный характер, и их разрешение всегда достигалось за счет поддержки НАТО и глобального лидерского потенциала США, однако на сегодняшний день очевидна кардинальная смена внешнеполитического курса Соединенных Штатов, которая стремится разорвать с прежними правилами игры и создает фактор неопределенности для европейской системы безопасности. 

Детально проанализировав динамику трансатлантических отношений в период администрации Дональда Трампа, автор полагает, что наиболее проблемными областями в отношениях между ЕС и США является будущее военного сотрудничества, совместные действия в отношении России и Ирана, а также кризис глобального лидерства.

Проблема будущего военного сотрудничества связана, прежде всего, с требованием Дональда Трампа увеличить расходы всеми европейскими странами на военные нужды до 2% от ВВП, пока же данный уровень финансирования соблюдается лишь пятью странами ЕС[1]. Кроме того, все более очевидно отсутствие былого доверия между партнерами, что стало следствием неопределенности отношения Дональда Трампа к военным обязательствам перед союзниками. Так, приверженность США статье 5 Устава НАТО была провозглашена лишь почти через полгода после начала президентского срока, а на Мюнхенской конференции по безопасности 2018 года, которая традиционно использовалась для обсуждения общих проблем, Советник президента по безопасности Герберт Макмастер в своем выступлении делал больший упор на необходимость вклада каждого государства в глобальную безопасность, очевидно, желая снять с США часть ответственности за мировой порядок[2].

Отношения между Россией и США, на улучшение которых многие рассчитывали с началом президентского срока Дональда Трампа, за последний год обострились до такой степени, что ряд экспертов всерьез говорят о возвращении «холодной войны»[3]. Однако несмотря на солидарность Европы и США в оценке российских действий и проведении общей санкционной политики, усугубление конфронтации между сверхдержавами и начало гонки вооружений между ними при условии снижения глобального влияния США создает ситуацию неопределенности и углубляет внутреннее разделение ЕС, часть членов которого выступают за возобновление сотрудничества с Россией[4].

Кризис вокруг продления Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе также создает прямую угрозу безопасности ЕС, в Глобальной стратегии которого уделяется отдельное внимание стремлению союза к укреплению режима нераспространения и разоружения[5]. Заключенный совсем недавно, в 2015 году, СВПД сегодня находится под угрозой полного уничтожения из-за намерения Соединенных Штатов покинуть сделку, которую президент называет не иначе как «позором для США»[6]. Однако именно эта сделка признается европейцами одним из главных достижений последних лет, демонстрирующей преимущества дипломатического подхода над военными методами. В случае же денонсации соглашения Иран обещает возобновить ядерную программу[7], что напрямую повлияет на глобальную безопасность, важной опорой которого ЕС стремится стать, а также создаст возможность полномасштабного военного конфликта в ближневосточном регионе, провоцируя новую волну терроризма и миграции, подстегиваемых также намерением Трампа вывести войска из Сирии как можно скорее.

Наконец, кризис глобального лидерства США, характеризующийся снижением вовлеченности страны в международные дела и опорой преимущественно на национальные интересы при реализации внешней политики, приводит к беспрецедентной ситуации, когда Европа должна опираться только на свои силы при разрешении внутренних и глобальных кризисов. Однако и сам Европейский союз не располагает необходимыми ресурсами для обеспечения не то, что глобальной, но и собственной безопасности. Так, для успешного функционирования Европейского Оборонного союза к 2025 году необходимы как экономические ресурсы, так и политическая воля, однако два флагмана – Франция и Германия не могут обеспечить этого. Германия, хотя и обладает большими финансовыми возможностями, ограничена в своей внутренней и внешней политике необходимостью учитывать мнение членов с трудом сформированной парламентской коалиции, а Франция, несмотря на желание ее лидера двигать Европу вперед, слаба экономически и не подпадает даже под Маастрихтские критерии.

Заявленные проблемы непосредственно влияют на состояние европейской безопасности, тормозя процесс урегулирования проблем как в рамках НАТО, являющимся центральным компонентом системы безопасности Европы, так и на международном уровне. Более того, очевидные разногласия между союзниками укрепляют позиции их противников и еще больше усугубляют нестабильность мирового порядка. В связи с этим разрешение всех кризисных вопросов внутри трансатлантических отношений носит срочный и безотлагательный характер и требует активных действий со стороны Европейского союза.

Во-первых, для достижения стабильных отношений между ЕС и США в сфере военного сотрудничества Европе необходимо укрепить свой военный потенциал. Для реализации этой цели она уже прошла немалый путь и приступила к реализации важных шагов. Так, в 2016 году была представлена новая Глобальная стратегия ЕС, в которой союзу отводилась роль глобального актора, в сентябре 2017 года глава Европейской комиссии Ж.-К. Юнкер в своем послании перед Европейским парламентом наметил создание Европейского оборонительного союза к 2025 году, а также уже 25 стран подписали договор о создании программы по постоянному структурированному сотрудничеству по вопросам безопасности и обороны (PESCO). Увеличение расходов европейских стран на оборону с воодушевлением встретили в НАТО, генеральный секретарь которого, Йенс Столтенберг, отметил, что укрепление обороноспособности «усилит европейскую основу внутри НАТО»[8], тем самым подтверждая взаимосвязь между альянсом и будущим Европейским Оборонным союзом.

Проблема безопасности, связанная с Россией, далеко не новость для Европы, однако условия, в которых с ней необходимо справляться, оказались не вполне ожидаемыми. В сложившейся ситуации для Европейского союза чрезвычайно важно снизить уровень напряжения между США и Россией и стать посредником в обеспечении пролонгации СНВ-3 и сохранении договора по РСМД, которые являются системообразующими документами стратегической стабильности и направлены на снижение рисков военной конфронтации между сверхдержавами.

Для обеспечения европейской безопасности принципиально важным условием является сохранение СВПД и гарантия участия в нем США, без которых Иран не намеревается оставаться в сделке[9]. Учитывая стремительное приближение срока продления СВПД, Европейский союз должен аккумулировать весь свой дипломатический потенциал для нахождения компромиссного решения и достижения согласия как Дональда Трампа, так и иранского лидера Хасана Роухани на новые условия. Положения нового компромиссного плана, по мнению экспертов CSIS, могут включить в себя усиление контроля за функционированием ядерных центров в Иране, гарантии возврата всех снятых ранее санкций и их усиление в случае нарушения Ираном обязательств по СВПД, а также введение санкций на ракетную программу Ирана, которая не контролируется условиями ядерной сделки[10].

Наконец, для преодоления кризиса глобального лидерства Европе необходимо стать более сильной опорой международной безопасности и разрешить свои внутренние проблемы. Безусловно, в ближайшие годы Соединенные Штаты сохранят свое первенство в военном и экономическом плане, однако, по оценкам экспертов, их лидерский потенциал уже не сможет достичь былых высот[11]. Ввиду снижения уровня американской вовлеченности в международные процессы и пустующего кресла глобального лидера в ближайшее время возможен пересмотр международного порядка, в трансформации которого Европейский союз обязан сыграть заметную роль и адаптироваться к «пост-американской» системе европейской и глобальной безопасности.

Таким образом, нынешняя непредсказуемость трансатлантических отношений наносит серьезных ущерб европейской системе безопасности. Тем не менее, несмотря на оценки скептиков, которые предрекали распад американо-европейского альянса при администрации Трампа, этого не произошло и вряд ли когда-либо будет возможно ввиду общности ценностей и видений. Однако снижение уровня доверия между партнерами и отсутствие внешнеполитического единства создает серьезный прецедент, который может негативно сказаться на будущем европейской безопасности. Для преодоления этого кризиса Европейскому союзу нужно будет развиваться по завету министра обороны Германии, высказанному на Мюнхенской конференции этого года – оставаться трансатлантичными, но стать более европейскими[12].

_______________________________________

[1] Munich Security Report 2018, To the Brink – and Back? Munich Security Conference URL -https://www.securityconference.de/en/discussion/munich-security-report/munich-security-report-2018/

[2] Ulrike Esther Franke. Five takeaways from the Munich Security Conference // European Council on Foreign Relations URL - http://www.ecfr.eu/article/commentary_five_takeaways_from_the_munich_security_conference?utm_content=buffer3e3d7&utm_medium=social&utm_source=twitter.com&utm_campaign=buffer 

[3] Dmitri Trenin. The New Cold War Is Boiling Over in Syria // The Foreign Policy URL - http://foreignpolicy.com/2018/04/14/the-new-cold-war-is-boiling-over-in-syria/

[4] Patrick Wintour. Europe sharply divided over Vladimir Putin's re-election // The Guardian URL - https://www.theguardian.com/world/2018/mar/19/europe-sharply-divided-over-vladimir-putins-re-election

[5] Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union’s Foreign And Security Policy // Official website of the European Union URL - https://europa.eu/globalstrategy/sites/globalstrategy/files/eugs_review_web.pdf

[6] Rick Gladstone. What Is the Iran Nuclear Deal? And Why Does Trump Hate It? The New York Times URL - https://www.nytimes.com/2017/10/05/world/middleeast/iran-nuclear-deal.html

[7] Bozorgmehr Sharafedin. Iran warns Trump it might withdraw from Non-Proliferation Treaty // Reuters URL -

https://www.reuters.com/article/us-iran-nuclear-rouhani/iran-warns-trump-it-might-withdraw-from-non-proliferation-treaty-idUSKBN1HV0MY

[8] Remarks by NATO Secretary General Jens Stoltenberg at the opening session of the Munich Security Conference // North Atlantic Treaty Organization URL - https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_152209.htm

[9] Parisa Hafezi. Iran Says 'Either All or Nothing' on Nuclear Deal: Zarif Tweets // The New York Times URL - https://www.nytimes.com/reuters/2018/04/23/world/middleeast/23reuters-iran-nuclear-usa.html

[10] Anthony H. Cordesman. The U.S., France, Syria, and Iran: Finding Winning Compromises // Center for Strategic and International Studies URL - https://www.csis.org/analysis/us-france-syria-and-iran-finding-winning-compromises

[11] Дмитрий Суслов. Куда идет внешняя политика США: долгосрочные факторы и перспективы //  Международный дискуссионный клуб «Валдай» [Электронный ресурс] - http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/kuda-idyet-vneshnyaya-politika-ssha/

[12]Speech by Federal Minister of Defence Dr Ursula von der Leyen on the occasion of the opening of the 54th Munich Security Conference // Das Bundesministerium der Verteidigung URL - https://www.bmvg.de/resource/blob/22180/a4b7d92394e5ff6b7689c79cc71fa9d9/20180216-download-eroeffnungsrede-englisch-data.pdf

blog comments powered by Disqus