ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

12.06.2018Денис Ивановский, г. Санкт-Петербург

Конкурс 2018 - "Европейская система безопасности: возможности и пути преодоления кризиса"

Ивановский Денис Александрович
студент 1 курса магистратуры,
факультет международных отношений,
Санкт-Петербургский государственный университет
г. Санкт-Петербург 

Европейская система безопасности: возможности и пути преодоления кризиса

До 2014 года, несмотря на многие сложности, Москва и европейский Запад всегда сохраняли потенциал сотрудничества в сфере безопасности. Ни военная операция НАТО в Югославии в 1999 г., ни расширения НАТО, ни военный конфликт между Россией и Грузией в 2008 г., который приостановил работу Совета Россия-НАТО, не приводили к такой глобальной и всеобъемлющей «секьюритизации» России в качестве угрозы для системы европейской безопасности, как это сделал украинский кризис. 2014 год стал концом периода «романтичной» дипломатии России и Запада [1].

Сегодняшняя среда системы европейской безопасности характеризуется чрезвычайной агрессивностью по отношению к России. Триггером резкого ухудшения отношений между Россией и Западом в сфере безопасности стал украинский кризис и все его последствия. Однако причины конфронтации России и Европы более фундаментальны. В этой связи, события 2013-2014 гг. стали, скорее, поводом к созданию новой конфигурации отношений в сфере безопасности по линии «Россия-Запад».

Стоит начать с того, что сам термин «безопасность» и его наполнение может восприниматься по-разному [2]. Так, для НАТО, которая на фоне недостаточно эффективной деятельности ОБСЕ [3] является крайне важным элементом системы европейской безопасности, данное понятие синонимично контролю. Такое восприятие безопасности передаётся Альянсу от США, которые занимают доминирующую позицию в организации. Для России же безопасность связана, с одной стороны, с защищённостью страны от угроз [4], а с другой, что более важно, с гарантиями самостоятельности и независимости своих действий. Такое расхождение в понимании безопасности ведёт к увеличению уровня конфликтности в европейском регионе. НАТО, таким образом, стремится укрепить свой контроль, в частности, на восточных рубежах. Для Москвы же подобная деятельность организации вызывает беспокойство не только с точки зрения непосредственно военной безопасности, но и становится угрозой независимой политики государств в европейском регионе. В свою очередь, стремление России отстаивать самостоятельность подталкивает Альянс на дальнейшее усиление контроля.

Другую причину кризиса между Россией и Европой можно найти в самой системе отношений двух сторон. Российская Федерация никогда не была полноценно интегрирована в систему европейской безопасности. Её обеспечение всегда достигалось за счёт компромиссов. Несмотря на то, что в 1990-е г. в рамках ОБСЕ и Совета Россия-НАТО было достигнуто множество политических договорённостей по вопросам неделимости европейской безопасности, в 2009 г. Д.А. Медведевым был предложен проект Договора о неделимом Евро-Атлантическом пространстве безопасности [5], отношения между Россией и Европой всегда оставались на расстоянии, которое то увеличивалось, то уменьшалось [6]. Украинский кризис в данной связи стал очередной проверкой системы отношений России и Европы, однако глубина последствий этого события не позволяет нащупать почву для поиска компромисса между сторонами. Более того, позиции сторон стали настолько отдаляться, что налаживание диалога в среднесрочной перспективе представляется всё менее возможным. Свидетельством этого стали результаты последних саммитов НАТО, прошедших в Бельгии (2017) и Варшаве (2016), где Россия позиционируется в качестве угрозы европейской безопасности [7, 8]; глобальная стратегия ЕС в области внешней политики и безопасности 2016 г., в рамках которой Москва стала «стратегическим вызовом» для Союза [9]. В концепции внешней политики РФ 2016 г. также нашла отражение проблема отношений между Россией и НАТО [10], однако её представление не является столь агрессивным, как это отражено в документах ЕС и НАТО.

Третья причина кризиса по линии Россия-Европа носит системный характер. Элементами европейской системы безопасности являются, во-первых, НАТО и ОБСЕ, чья деятельность заключается в обеспечении безопасности европейского континента, во-вторых, ЕС, в рамках которого осуществляется общая внешняя политика и политика безопасности, в-третьих, Россия как отдельный участник системы европейской безопасности. Изменения этих элементов породило трансформацию самой системы.

НАТО, будучи организацией блокового противостояния, после 1991 г. пыталась придать своей деятельности новый характер. Тем не менее, после 2014 года Альянс вновь вернулся к политике сдерживания теперь уже Российской Федерации, в то же время прокламируя открытость к диалогу с Москвой [11]. Такая политика организации напоминает события почти 40-летней давности, когда в свете кризиса «евроракет» было принято «Двойное решение НАТО». Суть решения 1979 г. можно спроецировать и на сегодняшние реалии: наращивание военной мощи на своих восточных рубежах для сдерживания России – с одной стороны, и готовность к диалогу – с другой. Тем не менее, важнейшим вопросом остаётся степень готовности Альянса к диалогу.

Другой элемент системы, ОБСЕ, демонстрирует невысокий уровень эффективности в вопросах разрешения серьёзных кризисов безопасности в Европе. Так, решения организации зачастую носят политический, нежели практический характер, а сама система организации ОБСЕ не способна обеспечить качественное управление кризисными ситуациями в регионе [12].

Стоит отметить и изменения, которые находят отражение в Европейском Союзе. ЕС, являясь комплексным элементом системы европейской безопасности, сталкивается с большим пулом проблем (Brexit, рост евроскептицизма, кризис беженцев), которые влияют на внутреннюю и внешнюю политику Союза. Кроме того, увеличивается количество голосов, выступающих за усиление независимости Европы в вопросах обеспечения безопасности [13]. Всё это влияет на генеральную линию Европейского Союза, которую сегодня в отношении России характеризуется как достаточно сдерживающая, что мы можем наблюдать, например, в позиции стран ЕС по ситуации вокруг Донбасса и Крыма, но более гибкая, что отражается в реальной готовности государств ЕС вести переговоры с Россией по ряду вопросов.

Таким образом, элементы системы европейской безопасности в виде политики сдерживания России со стороны НАТО, малой эффективности ОБСЕ в решении кризисов безопасности в Европе, сложной внутренней ситуации ЕС, влияющей на его общую внешнюю политику, а также укрепления роли России на геополитической карте мира формируют ту конфронтационную среду, в которой Россия и Европа вынуждены существовать. Несмотря на то, что после 2014 г. наблюдается наиболее значимые изменения элементов системы европейской безопасности (усугубление кризиса в ЕС, его стремление проводить более самостоятельную военно-политическую линию; провозглашение политики сдерживания НАТО и др.), сама трансформация элементов (расширение НАТО на Восток, уменьшение эффективности деятельности ОБСЕ, евроскептицизм и др.), которая влияет на систему, носит структурный и длительный характер, а не объясняется лишь последствиями украинского кризиса.

Сегодня для восстановления диалога между Россией и Европой, который крайне необходим для стабилизации системы европейской безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах (гиперпространство, борьба с терроризмом и пр.), потребуется довольно долгий и сложный процесс поиска компромиссов. Но для начала сторонам стоит нащупать точку, от которой они смогут оттолкнуться и начать конструктивный диалог. Здесь сторонам стоит понять ту грань, когда постоянное наращивание противостояния смогут привести к уже бесповоротной на долгое время глубокой вражде. В этом случае России следует посылать участникам системы европейской безопасности сигналы готовности к ведению диалога и сотрудничеству, однако они должны быть продуманны и не наносить ущерб самой России.

Учитывая зачастую бескомпромиссную позицию НАТО, ЕС и отдельных европейских стран в отношении России и понимая достаточно глубокий характер противоречий (например, по вопросам Донбасса) и невозможность быстро изменить ситуацию в лучшую сторону, Москве стоит сконцентрировать внимание на качественной работе с тем, где у России сохраняются линии сотрудничества. Это могут быть двусторонние контакты России и отдельных стран ЕС, деятельность России в рамках ОБСЕ, ООН. Положительный результат работы в этих сферах поможет сдвинуть с мёртвой точки систему отношений России и Европы в целом, что приведёт к пониманию необходимости стабилизировать систему европейской безопасности посредством диалога.

И наконец, в свете серьезной конфронтации сторон и доминирования в отношениях дипломатии принуждения, России следует более активно использовать инструменты мягкой силы. Сегодня мы наблюдаем, что чрезвычайно важную роль в усугублении диалога России и Европы играет именно навязанное формирование образа, в данном случае, «агрессивной Москвы». Представляя Россию в качестве угрозы, страны Прибалтики не отходят от идеи возможного вторжения с Востока, а в случае отравления Скрипалей образа «злой и жестокой» России достаточно для обвинения нашего государства. В связи с этим, инструменты мягкой силы (проведение международных мероприятий на территории России, качественное расширение деятельности информационных ресурсов за рубежом и др.) помогут ослабить информационное давление, оказываемое со стороны Запада. 

Список источников и литературы:

  1. Иванов И. РФ и Европа: от романтики к прагматике [электронный ресурс] / Российский совет по международным делам: РСМД. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rf-i-evropa-ot-romantiki-k-pragmatike/ (дата обращения: 26.04.2018)
  2. Цыганков П.А. Европейская безопасность в свете теории политического реализма / Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2017. № 4. – С. 7-16
  3. Мизин В.И. Перспективы и дилеммы европейской системы безопасности / Международная аналитика. 2016. № 4 (18). – С. 7-18
  4. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [электронный ресурс] / Президент России. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 26.04.2018)
  5. Проект Договора о европейской безопасности, 2009 [электронный ресурс] / Президент России. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/6152
  6. Layton, S. Reframing European security: Russia’s proposal for a new European security architecture / International Relations. 2014. Vol. 28, № 1. – P. 25-45
  7. Warsaw Summit Communiqué, 2016 [электронный ресурс] / NATO. – URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_133169.htm (дата обращения: 26.04.2018)
  8. Meeting of Heads of State and/or Government, NATO Headquarters, 25 May 2017 [электронный ресурс] / NATO. – URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/events_143956.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 26.08.2018)
  9. Russland: Vom „strategischen Partner“ zur „strategischen Herausforderung“ [электронный ресурс] / Euractiv. – URL: https://www.euractiv.com/section/global-europe/news/eu-to-label-russia-a-strategic-challenge/?_ga=2.186922792.103726810.1524937359-2028441477.1524937359 (дата обращения: 26.08.2018)
  10. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) [электронный ресурс] / МИД РФ. – Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 26.04.2016)
  11. Back from the brink: Toward restraint and dialogue between Russia and the West [электронный ресурс] / Brookings. – URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/07/Deep-Cuts-Commission-Third-Report-June-2016-1.pdf (дата обращения: 26.04.2018)
  12. Воронков Л.С. ОБСЕ и европейская безопасность. Что дальше? / Современная Европа. 2018. № 1 (80). – С. 69-79
  13. Голуб Ю.Г., Алексеев Д.С. Европейская безопасность в новых условиях взаимодействия России и Запада / Современная Европа. 2017. № 2 (74). – С. 55-64
blog comments powered by Disqus