ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

12.06.2018Варвара Дружинина, г. Москва

Конкурс 2018 - "Европейская система безопасности: возможности и пути преодоления кризиса".

Дружинина Варвара Алексеевна
студентка 4 курса факультета международных отношений
и международного права
Дипломатической Академии МИД России,
г. Москва

 «Параметры обеспечения европейской безопасности в контексте Глобальной Стратегии ЕС-2016»

На протяжении последних лет проходит закономерный процесс трансформации системы европейской безопасности. За годы после окончания в регионе военно-политической кон­фронтации времен биполярности предпринималось немало усилий по установлению прочного мира в Европе.

Необходимо упомянуть попытку создать материальную основу обеспечения военно-политической стабильности в регионе на основе ДОВСЕ; «Парижскую хартию для новой Европы» 1990 г., преобразование в 1994 г. СБСЕ в  ОБСЕ с институтами, призванными способствовать предотвращению конфликтов; «Хартию европейской безопасности» 1999г. Коллективные усилия не разрешили проблемы «остаточного противостояния»[1], которое сохранилось в Европе. Установившаяся относительная стабильность, действительно, гарантирует невозможность развязывания «большой войны». Однако можно сделать вывод, что созданная договорная база и формальная институционализа­ция безопасности не смогли обеспечить прочного, стабильного мира на континенте в целом. И хотя исследователи Б.Бузан и О.Вэвер в своей работе[2] относят регион Европа к категории сообщество безопасности[3], нельзя говорить о европейской безопасности как об идеальном примере.

Нужно заметить, что главная проблема системы европейской безопасности заключается в нежелании европейских держав предпринимать должных усилий для восстановления и упрочения всеобъемлющей системы безопасности: адаптация Договора ДОВСЕ в 1999 году стала последним коллективным усилием стран по созданию режима контроля за обычными вооружениями в Европе, однако процесс ратификации завершили лишь четыре страны. Соглашение об адаптации не было ратифицировано ни одной страной-участницей НАТО и так и не вступило в силу. Сначала частичное в 2007, а затем полное приостановление в 2015 году Россией действия Договора констатировало глубокий кризис ДОВСЕ и неготовность государств региона реализовывать единый и комплексный подход к формированию системы европейской безопасности.

К причинам кризиса европейской безопасности также относится сокращающуюся роль ОБСЕ как площадки, посвященной вопросам безопасности, при сохранении НАТО роли ключевого игрока и непризнании европейскими странами России стратегическим компонентом такой системы.
На данном этапе современного развития, коллективные усилия стран либо блокируются отдельными игроками, либо не находят должной поддержки среди европейцев, как это было с проектом Договора о европейской безопасности(ДЕБ), предложенным Д.Медведевым в 2008 г., временно оживив дискуссию, идея не привела к решению проблемы. С тех пор подобных попыток не предпринималось. Недостаток общей политической воли европейцев отражает современный кризис европейской безопасности, пути выхода из которого ищут отдельные государства или их объединения, к которым относится ЕС.

Исходя из этого, актуальность представляют концептуальные основы в области внешней политики и политики безопасности, выработанные одним из ключевых игроков региона – Европейским Союзом. Они нашли отражение в Глобальной стратегии по внешней политике и политике безопасности (ГСБ-2016), представленной Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини 28 июня 2016 года.   Это второй документ ЕС такого рода. Первой «кодификацией» представлений ЕС о внешней политике и безопасности стала Европейская стратегия безопасности (ЕСБ), опубликованная в декабре 2003 года. Однако со временем документ потребовал пересмотра в контексте меняющейся ситуации в области безопасности. Такой адаптацией к новым реалиям стала Глобальная стратегия 2016. Она получила название «Общее видение, единый поход: сильная Европа». В нем и заключена главная цель ЕС – укрепление Европы, а также два средства ее достижения – общее видение и единый подход.

Уже в предисловии Ф. Могерини говорит о том, что партнеры ЕС «ожидают, что Европейский Союз будет играть важную роль, в том числе как глобальный актор в области безопасности (a global security provider)»[4]. Такой подход к определению своей роли в мире интересен тем, что её глобальность, по мнению ЕС, во многом продиктована ожиданиями партнеров Союза. В данном контексте можно сказать, что ЕС играет роль глобального игрока не только исходя из собственного восприятия на мировой арене, но и, с другой стороны, выполняя некое обязательство перед своими партнерами.

На сегодняшний день Европейский Союз приступил к реализации и уже запустил ряд программ в области безопасности и обороны. Так, 6 марта 2017 года было принято решение о создании Центра военного планирования и управления. "Мы сделали важный шаг к созданию оборонного союза, мы сегодня основали европейский командный центр для проведения зарубежных невоенных операций ЕС"[5]. Как заявила канцлер Германии А. Меркель, «мы, Евросоюз, должны быть готовы к роли самостоятельного кризисного менеджера в нашем регионе – не в качестве конкурента НАТО, но в качестве дополнения к работе альянса»[6]. 8 июня 2017 года Евросоюз устранил последнее препятствие к созданию европейского командного центра для управления военными операциями за границей, одобрив правовую базу для открытия центра, который на первом этапе будет руководить инструкторскими миссиями Евросоюза в Африке. Планы создания военного командного центра ЕС на протяжении многих лет блокировались Великобританией, которая в сфере обороны традиционно делает ставку на НАТО. Однако после голосования по Brexit, Евросоюзу удалось реализовать идею создания европейского оборонного союза.

Еще одним шагом на пути реализации стратегии ЕС стало возобновление работы над Постоянным структурированным сотрудничеством по вопросам безопасности и обороны (The Permanent Structured Cooperation, PESCO) – программе государств-членов ЕС по формированию более тесного сотрудничества в сфере безопасности и обороны. Государства-члены согласились усилить действия Евросоюза в этой области и признали необходимым улучшение координации деятельности, увеличение инвестиций в оборону и сотрудничество в области развития оборонных комплексов.
Соглашение PESCO было подписано в Брюсселе 13 ноября 2017 года, министрами иностранных дел и обороны ЕС. В программу входят 25 стран - в ней не участвуют Великобритания, Дания и Мальта. Федерика Могерини назвала европейский пакт о безопасности «историческим». В Брюсселе рассчитывают на то, что организация станет успехом в деле архитектуры европейской безопасности. Так, 6 марта 2018 года страны ЕС согласовали дорожную карту реализации европейской программы PESCO и 17 приоритетных проектов. Среди проектов PESCO создание центра кризисного реагирования; усовершенствование системы морского наблюдения; обмен информацией, реагирование на кибератаки и куберугрозы; создание логистического хаба с периферийными сетями; упрощение и стандартизация процедур трансграничной военной мобильности; введение единого медицинского командования, оказание помощи в условиях катастроф
28 марта 2018 года Еврокомиссия утвердила план улучшения пропускной способности транспортной инфраструктуры Европы для расширения возможностей переброски военных сил и техники. «Это означает более эффективное использование государственных средств, лучше оснащенную транспортную систему, которая способна обеспечить полную мобильность на континенте. Это вопрос нашей коллективной безопасности»[7], заявила еврокомиссар по транспорту В.Булц. В долгосрочной перспективе создание военно-транспортных коридоров по всей территории к 2030 году. 

Таким образом, на сегодняшний момент Европейский Союз активно запустил ряд проектов и программ по усилению безопасности и обретению большей самостоятельности в контексте реализации Глобальной стратегии 2016 года.
Стратегия демонстрирует довольно высокую степень понимания ЕС всей серьезности ситуации, сложившейся в последние годы, а также эволюцию ОПБО «от идеализма в сторону политического реализма»[8]. Первые проекты в рамках этой стратегии, такие как PESCO или создание Центра военного планирования подтверждают решимость Союза ответственней и самостоятельней подходить к вопросу обеспечения своей безопасности.

Инициативы ЕС говорят о готовности Союза искать пути выхода из кризиса, нависшего над Европой. Такие индивидуальные подходы и первые успехи их реализации способны найти поддержку среди остальных государств и их объединений региона для решения проблемы европейской безопасности комплексно.

Библиография:

  1. Геополитика. / Бажанов Е.П. и др., Книга 5. Европа., М, «Весь Мир», 2016, 544 с.
  2. Балакин Д.А., Солтановский И.Д. Европейская безопасность – между прошлым и будущим. // Россия и современный мир. / Отв. ред. М.А.Неймарк. – Москва. 2016.
  3. Борис Джонсон: Британия не будет мешать оборонной политике ЕС. [Электронный ресурс] // BBC. 02.12.2016. URL: http://www.bbc.com/russian/news-38181340 (дата обращения: 17.12.2016).
  4. Будет ли у Евросоюза своя армия? 26.09.2016. [Электронный ресурс] // DW. URL: http://www.dw.com/ru/a35891761 (дата обращения: 11.10.2016).
  5. Громыко Ал.А. Новая реальность и европейская безопасность // Современная Европа, №5, Москва, 2016. С. 5-10
  6. Еврокомиссия утвердила план улучшения транспортной инфраструктуры ЕС в военных целях 28.03.2018. [Электронный ресурс]// TASS. URL: http://tass.ru/ekonomika/5074746 (дата обращения: 05.04.2018)
  7. Мозель К.Н., Мозель Т.Н. Новая глобальная стратегия Европейского Союза // Современная мировая политика: Учебник / Ред- коллегия: С. С. Жильцов, Т. Н. Мозель, М. А. Неймарк; Под ред. Е. П. Бажанова; Дипломатическая академия МИД России. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. С. 156-182
  8. Кокеев А.М. Глобальная стратегия безопасности ЕС 2016. Аналитический доклад [Сетевое издание] /– М.: ИМЭМО РАН, 2017.
  9. Старый Свет уходит в оборону: перспективно ли создание единого европейского военного блока. [Электронный ресурс] // RT. URL: https://russian.rt.com/world/article/356384-europa-edinyi-voennyi-blok-sozdanieperspectivy(дата обращения: 11.04.2018) .

10.Тренин Д.В. Европейская безопасность. От «лишь бы не было войны» до поиска нового равновесия [электронный ресурс] – Режим доступа: https://carnegieendowment.org/files/CP_Trenin_Rus_web.pdf

11.Тренин, Д. Мир безусловный: Евро-Атлантика XXI века как сообщество безопасности / Дмитрий Тренин; Моск. Центр Карнеги. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013.

12.A Global Strategy for the European Union’s Foreign And Security Policy - Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. 2016. URL: https://eeas.europa.eu/archives/docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf

13.The EU‘s new Global Strategy: Useful or Pointless? 01.07.2016 [Электронный ресурс] // Carnegie. Europe. URL: http://carnegieeurope.eu/strategiceurope/?fa=63994



[1] Тренин, Д. Мир безусловный: Евро-Атлантика XXI века как сообщество безопасности / Дмитрий Тренин; Моск. Центр Карнеги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. С.18

[2] Buzan B., Waever O. Regions and Powers: The Structure of International Security. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 588 p.

[3] Сообщество безопасности характеризует ситуацию, при которой акторы регионального комплекса безопасности исключают возможность применения насилия в политических отношениях между собой.

[4] Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe .A Global Strategy for the European Union‘s Foreign And Security Policy. P. 1. [Электронный ресурс] // 
URL: http://europa.eu/globalstrategy/sites/globalstrategy/files/regions/files/eugs_review_web.pdf

[5] ЕС создал Центр военного планирования и управления. 06.03.2017. [Электронный ресурс]// TASS. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4073999

[6] Меркель заявила о готовности Европы к большей ответственности. 09.03.2017. [Электронный ресурс] // DW. URL: http://www.dw.com/ru/a-37865612

[7] Еврокомиссия утвердила план улучшения транспортной инфраструктуры ЕС в военных целях 28.03.2018. [Электронный ресурс]// TASS. URL: http://tass.ru/ekonomika/5074746

[8] Глобальная стратегия безопасности ЕС 2016. Аналитический доклад [Сетевое издание] / Под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева – М.: ИМЭМО РАН, 2017.

blog comments powered by Disqus