ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

12.06.2018Мария Ланцова, г. Чита

Конкурс 2018 - «Европейская система безопасности: возможности и пути преодоления кризиса»

Ланцова Мария Дмитриевна
Студентка 2-го курса магистратуры
по направлению «Международные отношения»
Юридического факультета Забайкальского государственного университета;
Главный специалист-эксперт аналитического отдела
Министерства международного сотрудничества и
внешнеэкономических связей Забайкальского края,
г. Чита

Кризис европейской системы безопасности
в контексте общей политики европейской интеграции

Европейский Союз является одним из крупнейших интеграционных объединений, важнейшая функция которого заключается в обеспечении безопасности стран посредством существующих механизмов в рамках общеевропейских надправительственных структур, а также НАТО, призванного отражать угрозы внешних противников в отношении территории любого государства — члена альянса.

Однако, ряд противоречий и проблем ЕС, особенно обострившихся в недавнее время, формирует кризисную ситуацию в регионе, ослабляя его систему безопасности. Так, диспропорции социально-экономического развития стран ЕС, демографические, социальные, миграционные проблемы, отсутствие независимого внешнеполитического курса, угроза терроризма, кризис НАТО  сигнализируют о внутрисистемных проблемах, препятствующих слаженному и эффективному функционированию общеевропейского механизма управления.

Для того, чтобы разобраться в причинах существующего кризиса европейской безопасности, необходимо заглянуть вглубь процессов формирования самой системы. С целью понимания возможных путей преодоления кризиса, следует проанализировать современные подходы и меры, направленные на его урегулирование.

Как известно, задолго до появления Европейского Союза, многие выдающиеся европейцы высказывали пан-европейские идеи, которые обрели очертания в знаменитых речах и исследованиях на тему создания единой великой Европы, так называемых Соединенных Штатов Европы (СШЕ) или Европейской федерации. Не раз находили выражение мысли о том, что в случае слияния систем европейских государств, создания единого Европейского правительства и общей армии Европа сможет в полной мере раскрыть свой геополитический потенциал, реализовать внешнеполитические амбиции, проводя независимую политику.

Особенной популярностью эти идеи начали пользоваться в период после окончания Второй мировой войны. Так, Уинстон Черчилль, не раз высказывался о необходимости воссоздания «европейской семьи», первым шагом на пути к которому должно послужить партнерство между Францией и Германией [1], что означало отказ от изоляционной политики в отношении последней в условиях ее демилитаризации.

В дальнейшем, «пан-европейские» идеи, развивавшиеся на протяжении веков и достигшие пика популярности в послевоенное время, нашли первоначальную практическую реализацию в экономических союзах западноевропейских государств, а также в военно-политических объединениях, в которые постепенно вступало все больше и больше стран и наконец – в образовании Европейского Союза в его современных очертаниях.

Однако, существующая система породила множество проблем, в том числе вызванных сложившейся внутриевропейской иерархией и разногласиями по поводу дальнейшего реформирования ЕС, которые особенно обострились после «Брексита», а также прихода к власти популистских и евроскептических сил в Венгрии и Италии.

Так, предполагавшийся изначально франко-германский тандем, о котором в свое время говорил Черчилль, не работает на практике. Реальным лидером региона единолично выступает Германия, опережающая по экономическим показателям другие страны ЕС, а следовательно, претендующая на политическое лидерство. Германизация Евросоюза, которая из валютного и экономического союза перекинулась на другие сферы интеграции, не может не вызывать раздражение участников ЕС [2].

В связи с чем, в последнее время все чаще из уст политиков звучат заявления о необходимости восстановления этого тандема. Так, с идеями реформирования ЕС под эгидой франко-германского лидерства активно выступает Эмманюэль Макрон, стремящийся к возрождению позиций Франции в регионе.

Во время встречи Эмманюэля Макрона с Ангелой Меркель в мае 2017 года обсуждались вопросы необходимости разработки «дорожной карты» европейской реформы, а также возвращения франко-германскому альянсу исторического масштаба [3].

Выступая 17 апреля перед Европарламентом, Макрон, сравнил существующие разногласия по поводу реформирования ЕС с «гражданской войной», обозначив четкую позицию против «национального эгоизма и авторитаризма»[4].

Однако, подобные планы вызывают противоречивые оценки среди членов ЕС, а также в самой Германии. Во-первых, несмотря на положительную оценку Ангелой Меркель некоторых идей предложенных лидером Франции, остается только предполагать какой конкретный курс в отношении евроинтеграции, в том числе формирования франко-германского ядра, будет предпринят Германией после создания новой правительственной коалиции. Во-вторых, реформирование без учета особенностей периферийных стран может быть опасным. «Европа разных скоростей» и возрастание влияния со стороны франко-германского тандема вызывают страхи в Восточной Европе, где уже ощутили давление в сфере миграционной политики [5].

В тоже время, сторонники усиления интеграционных процессов считают, что на фоне существующего в США и смещающегося с нарастающей силой в АТР центра мирового влияния, усиление интеграции, в том числе в сфере обороны, могло бы стать возможностью для возвращения в большую самостоятельную политику.

Идея создания общеевропейской армии и оборонного бюджета к 2020 году в дополнение к вооруженным силам НАТО, в условиях кризиса внутри альянса, в том числе связанного с вопросами финансирования, а также усталости от доминирующей роли США в сфере оборонной политики, может стать одним из факторов консолидации стран ЕС, а также перехода к самостоятельной внешнеполитической линии. Первые шаги уже предприняты. 13 ноября 2017 года 23 страны Евросоюза подписали уведомление об учреждении Постоянного структурированного сотрудничества в сфере обороны [6].

Другой вопрос заключается в возможности достижения полной самостоятельности ЕС в оборонной политике. Самостоятельный курс намечен, нормативно-правовые основы заложены, однако полного отхода от сотрудничества с США в военно-политической сфере ждать не стоит, скорее всего, европейский военный альянс будет рассматриваться в качестве дополняющей структуры. Еще один вариант развития событий – копия идеологии НАТО в новых структурах безопасности, благодаря чему антироссийская направленность оборонной политики ЕС сохранится, чему есть объяснение: в условиях кризиса европейской системы безопасности внешний агрессор в лице России является хорошим отвлекающим от внутренних проблем фактором, консолидирующим членов альянса перед сильным противником. К сожалению, альтернативы в таком подходе вряд ли найдутся, что подтверждается антироссийским содержанием высказываний и документов в области формирования новой оборонной системы. В качестве примера можно привести заявление Министра иностранных дел Франции во время церемонии подписания документа об учреждении Постоянного структурированного сотрудничества в сфере обороны относительно того, что в Европе существует напряженность, вызванная повышенной агрессивностью России после аннексии Крыма. Кроме того, предложения по внесению изменений по вопросам беспрепятственного пересечения национальных границ при перебросках техники и военнослужащих между государствами альянса за счет создания своеобразного аналога «военного Шенгена» в законодательную базу членов Евросоюза в очередной раз подтверждают, что ждать смены антироссийской направленности внешнеполитического курса не стоит, даже в случае укрепления самостоятельности оборонной политики, усиления интеграционных процессов или полного реформирования структур ЕС [7].

Вполне вероятно, что идеи реформирования ЕС, направленные на развитие самостоятельности региона, позитивно отразятся на общеевропейской системе безопасности. В условиях формирующихся тенденций существует надежда на появление прагматизма у европейских политиков хотя бы по линии выстраивания внешнеэкономических связей, отход от навязанной в адрес ЕС санкционной политики в отношении России, оказывающей негативное влияние на развитие различных секторов экономики стран Евросоюза.

В любом случае, сложившийся кризис создал условия, в которых созрела необходимость полного реформирования всех внутриевропейских структур и формирования новой иерархии. С учетом расхождения мнений европейских политиков в отношении будущего ЕС и его организационной структуры, можно сделать вывод о долгом и сложном процессе реформ, в котором детальный учет условий развития разных стран ЕС будет играть решающую роль, а сглаживание противоречий между евроскептиками и еврооптимистами еще долгое время будет оставаться главной задачей по урегулированию европейского кризиса и реабилитации системы общеевропейской безопасности.

 

Список источников:

  1. Winston Churchill, speech delivered at the University of Zurich, 19 September 1946 [Electronic resource] – Mode of access: https://rm.coe.int/16806981f3
  2. Романова Т., Валдайская записка № 54. Кризисы Европейского союза и его будущее [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ru.valdaiclub.com/a/valdai-papers/valdayskaya-zapiska-54/
  3. «План будущего Европы»: о чём Макрон и Меркель договорились в Берлине [Электронный ресурс] – режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/389984-makron-merkel-berlin-vstrecha
  4. Экологисты, «левые» и евроскептики в ЕП раскритиковали Макрона [Электронный ресурс] – режим доступа: https://ria.ru/world/20180417/1518830810.html
  5. Обичкина Е., Э. Макрон в роли лидера европейского строительства [Электронный ресурс] – режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/frantsiya-germaniya-problemy-evropeyskogo-tandema/
  6. Оборона без границ: к чему приведёт введение «военного шенгена» в Европе [Электронный ресурс] – режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/449119-evropa-voenniy-shengen
  7. Бартош А, Военное измерение Европейского союза: амбиции и реальность, Получат ли страны Старого Света свободу рук при реализации оборонных инициатив [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nvo.ng.ru/concepts/2017-12-01/10_975_ambitions.html
blog comments powered by Disqus