ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

12.06.2018Ольга Мартынова г. Москва

Конкурс 2018 - «Европейская система безопасности: возможности и пути преодоления кризиса»

Мартынова Ольга Игоревна
студентка 4 курса
факультет международных отношений
МГИМО
г. Москва

ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА

Сегодня европейская безопасность сталкивается с целым рядом вызовов и угроз. Некоторые из них уже не представляют столь серьезной опасности (например, фактически замороженные конфликты в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, на Балканах [1]), другие приобрели свою актуальность и остроту не так давно (проблема терроризма и незаконной миграции, тесно связанные между собой [2], проблема кибербезопасности), с  настоятельной необходимостью разрешения ряда проблем Европа сталкивается уже сейчас или столкнется в ближайшие годы (кризис контроля над вооружениями, который усугубляется появившимися обвинениями в нарушении Россией Договора РСМД [3]. А в 2021 г. истекает срок действия Договора СНВ-III).  Основной «горячей точкой» на карте Европы и одним из главных проблемных вопросов европейской системы безопасности сегодня является Украина. Помимо этого, нельзя не упомянуть проблему реформы ОБСЕ, которая хоть и несколько отошла на задний план, но все же по-прежнему существует. Наличие всех этих вызовов и угроз, а также сложности, которые испытывает европейская система безопасности при их разрешении, позволяет утверждать, что она находится в кризисе.

Для того, чтобы понять, какие есть возможности и пути преодоления кризиса, нужно определить факторы и условия, в которых он протекает:

  1. Участниками европейской системы безопасности являются не только Европа и Россия, но и НАТО во главе с США. НАТО по-прежнему остаются главным гарантом безопасности европейских стран, и можно утверждать, что европейская система безопасности ориентирована на НАТО и, в особенности, на США. Это отмечается в «Глобальной стратегии Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности», где США и НАТО названы «ключевыми партнерами» ЕС и неоднократно подчеркивается их роль в обеспечении европейской безопасности [4];
  2. Россия и Запад придерживаются разного видения европейской безопасности. Как отмечалось выше, для Европы ориентированность системы безопасности на США и НАТО абсолютно приемлема и даже желательна, тогда как Россию, которая борется за создание многополярного мира и выступает против доминирования США в мировой политике, подобный расклад сил совершенно не устраивает. Не менее беспокоит Москву расширение НАТО на Восток и попытки запустить процесс включения в Альянс Украины и Грузии. У Запада, в свою очередь, имеются претензии к российскому режиму, который он считает недемократичным и авторитарным, а также к попыткам Москвы установить зону влияния на постсоветском пространстве [5]. Таким образом, урегулирование кризиса европейской системы безопасности представляется довольно сложным, поскольку стороны изначально придерживаются принципиально разных позиций относительно того, как должна эта система выглядеть;
  3. Кризис европейской системы безопасности протекает на фоне ухудшения отношений между Россией и Западом. Оно началось раньше, чем кризис вокруг Украины, развивается по целому ряду направлений и уже привело к значительному сокращению контактов между сторонами, введению взаимных санкций и ужесточению политики России и Запада в отношении друг друга. Таким образом, урегулирование кризиса европейской системы безопасности находится в непосредственной зависимости от общего состояния отношений между Западом и Россией и от того, как они будут развиваться по остальным направлениям;
  4. Помимо этого, перспективы урегулирования кризиса европейской системы безопасности также во многом определяются внутренней обстановкой в США, России и на Украине. Как заявил в ходе своего выступления в МГИМО бывший посол России в США С. Кисляк [6], отношения с Россией используются как инструмент оказания давления на президента Д. Трампа. С приходом к власти демократов, возможно, градус напряженности в отношениях снизится, поскольку отношения с Россией вновь станут вопросом внешней, а не внутренней политики. Немаловажную роль будут играть результаты президентских выборов на Украине, которые пройдут в 2019 году. До них власти не могут пойти на уступки, поскольку такие шаги могут повлиять на их положение и популярность, привести к волнениям, нестабильности. В первое время после выборов уступки тоже маловероятны: новое руководство Украины захочет укрепить свои позиции. В 2024 г. завершится президентский срок В. Путина, вновь принимать участие в выборах он уже не будет. Есть вероятность того, что новый президент страны может избрать иной внешнеполитический курс;
  5. Прогресс в урегулировании кризиса европейской системы безопасности, в первую очередь, зависит от успехов в разрешении кризиса вокруг Украины, который сейчас является основной проблемой для европейской безопасности и главным направлением, по которому происходит противостояние между западными странами и Россией. Именно с разрешением кризиса вокруг Украины Запад увязывает качественное изменение отношений с Россией: «Предпосылкой к существенным изменениям в отношениях между ЕС и Россией является полное соблюдение международного права и принципов, лежащих в основе Европейской системы безопасности, включая Хельсинкский заключительный акт и Парижскую Хартию» [7]. Основные претензии НАТО также касаются действий России на Украине [8]. То есть если сторонам удастся найти решение по кризису на Украине, то это может привести к некоторому улучшений отношений, что создаст предпосылки для налаживания сотрудничества в деле вывода европейской системы безопасности из кризиса;
  6. Главным препятствием на пути поиска путей выхода из кризиса является то, что из-за значительного ухудшения отношений стороны потеряли друг к другу доверие, которое является необходимым условием для того, чтобы они могли сесть за стол переговоров и в перспективе даже пойти на некоторые уступки друг другу и прийти к взаимоприемлемым решениям касательно будущей архитектуры европейской безопасности;

С учетом вышеизложенных фактов и обстоятельств, становится понятно, что на данном этапе можно давать рекомендации лишь относительно того, как стоит вести себя сторонам, чтобы не усугубить существующий кризис европейской системы безопасности. Во-первых, необходимо активизировать усилия на украинском направлении и добиваться выполнения Минских соглашений Киевом, ДНР и ЛНР. При этом стоит учитывать, что оказывать давление на Украину до президентских выборов практически бесполезно. Во-вторых, эксперты отмечают [9], [10], что стороны должны пытаться избегать инцидентов и столкновений, а также заключить соглашения, направленные на их предотвращение. Это позволит им избежать эскалации и укрепить доверие друг к другу. В-третьих, России и Западу стоит искать «точки соприкосновения». Безусловный враг – это терроризм, с которым западные страны и Москва ведут борьбу [11]. Недавно глава европейской дипломатии Ф. Могерини перечислила сферы, в которых ЕС готов сотрудничать с Россией: терроризм, ядерная сделка с Ираном, ближневосточное урегулирование, изменение климата, окружающая среда, миграция, борьба с терроризмом, сотрудничество в Арктике [12]. В дальнейшем, по мере осуществления этих шагов, будут создаваться предпосылки для принятия других мер, направленных на вывод европейской системы безопасности из кризиса.

Нынешний кризис европейской системы безопасности настолько глубокий, что вернуться к докризисному состоянию вещей будет едва ли возможно. Так что он создает возможность построить новую европейскую систему безопасности, пусть это и не произойдет в ближайшем обозримом будущем. Главное, чтобы все участники европейской системы безопасности выстраивали ее новую архитектуру, основываясь на опыте и с учетом совершенных ошибок.

Список источников

  1. Тренин Д. Европейская безопасность / Московский центр Карнеги: официальный сайт. URL: https://carnegie.ru/2018/02/26/ru-pub-75620 (дата обращения: 01.04.2018). С. 13.
  2. Под видом беженцев в Европу проникают террористы, что признают европейские власти. См: Глава спецслужбы ФРГ: Под видом беженцев в страну могут проникать террористы / Deutsche Welle: новости и аналитика о Германии, России, Европе, мире. URL: http://www.dw.com/ru/глава-спецслужбы-фрг-под-видом-беженцев-в-страну-могут-проникать-террористы/a-19028852 (дата обращения: 03.04.2018).
  3. Белый дом: «Россия нарушает Договор РСМД, размещая у себя новые крылатые ракеты» / «Голос Америки»: информационный интернет-ресурс. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/3726064.html (дата обращения: 03.04.2018).
  4. «Глобальная стратегия Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности» / Европейская служба внешних связей: официальный сайт. URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/feature_eu_global_strategy_full_text.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
  5. Тренин Д. Европейская безопасность / Московский центр Карнеги: официальный сайт. URL: https://carnegie.ru/2018/02/26/ru-pub-75620 (дата обращения: 04.04.2018). С. 3-4.
  6. Выступление С. Кисляка в МГИМО состоялось 6 марта 2018 г. и было организовано Дипломатическим клубом им. А. Г. Карлова.
  7. «Глобальная стратегия Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности» / Европейская служба внешних связей: официальный сайт. URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/feature_eu_global_strategy_full_text.pdf (дата обращения: 10.04.2018). С.24.
  8. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве / НАТО: официальный сайт. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_textshtm (дата обращения: 10.04.2018).
  9. Загорский А.В. Россия в системе европейской безопасности. М.. 2017. С. 130.
  10. Тренин Д. Европейская безопасность / Московский центр Карнеги: официальный сайт. URL: https://carnegie.ru/2018/02/26/ru-pub-75620 (дата обращения: 11.04.2018). С. 4.
  11. Один из недавних примеров подобного сотрудничества – это информирование ЦРУ российских коллег о готовящемся теракте в Санкт-Петербурге.
  12. Могерини: ЕС хочет сотрудничать с Россией в борьбе с терроризмом / РИА-Новости: информационное агентство. URL: https://ria.ru/world/20170424/1492957213.html (дата обращения: 13.04.2018).

         

         

blog comments powered by Disqus