ru
Новости
  • 16.12.2019

    Визит в штаб-квартиру НАТО

    Подробнее
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее

23.07.2010Кузнецова Оксана Владимировна, Нижний Новгород

Кузнецова Оксана Владимировна
студентка 4 курса факультета международных отношений, экономики и управления
Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова

Создание Совета Россия-НАТО, основанного на подписании основополагающего акта Россия – НАТО 1997 года[1], где главным моментом является неделимость безопасности Европы, явилось большим шагом к улучшению отношений между Российской Федерацией и Североатлантическим Альянсом. Нельзя не отметить актуальность данного сотрудничества, которая демонстрируется сегодняшней обстановкой на европейском континенте, а именно: террористическими актами, возрастающим наркотрафиком, не стабильной ситуацией с национальными меньшинствами и т.д. В связи с чем, развитие Стратегической концепции НАТО «Ответ на нашу озабоченность» в кооперации с Российской Федерацией и развитие предложенного проекта Д.А.Медведева «Договор о европейской безопасности» являются не менее актуальными. Слова Генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена на заседании Совета Россия–НАТО на уровне министров иностранных дел в Брюсселе лишь подтверждают это: «…отношения НАТО и России стали необходимым мостом безопасности, перекинутым через Европу…»[2].

Рассматривая проект «договора о европейской безопасности», можно отметить несколько основных моментов, заключенных в нем. На первом плане стоит «открытость» и «прозрачность» отношений. Так в статье 3, участник договора имеет право попросить объяснения тем или иным действиям у других участников, когда они, по его мнению, затрагивают его безопасность. В статьях 4, 5 и 6 четко просматривается принцип «диалога». Для решения проблем и других спорных моментов, возникающих между участниками, следует создать механизм решения вопросов, а именно организация встреч, открытых для всех участников, что снова показывает «прозрачность» отношений между участниками. «Рациональность» должна проявляться в случаях несанкционированных вооруженных действий. Участники в праве сами решать, затрагиваются ли их интересы данными вооруженными действиями. Вопросы в данной ситуации выносятся на Чрезвычайную конференцию, соблюдается принцип «диалога». Территория, на которой возможна ратификация данного договора, в очередной раз показывает масштабность возникающих сегодня проблем[3].

Данный договор является попыткой создания отношений от Ванкувера до Владивостока, которые включают в себя основные моменты, столь необходимые сегодня, а именно прозрачность и открытость отношений, рациональность принятия решений и возможность ведения диалога. Без выше перечисленного не возможны доверительные отношения в сложившейся сегодня ситуации в сфере безопасности, к которым стремятся страны- участники НАТО и Россия.

Развитие стратегической концепции НАТО еще один немало важный момент для развития отношений с Россией. Территориальное распространение и глобальные цели НАТО заставляют задуматься российское правительство о целесообразности развития данных отношений. Россия против присвоения НАТО функций «мирового жандарма» и тем самым возможности возникновения конкуренции с ООН[4]. Поэтому, уделяя данному моменту достаточно внимания, экспертная комиссия по новой стратегической концепции НАТО во главе с Мадлен Олбрайт не обошла вопрос о глобальности функций альянса в представленном анализе и рекомендациях Североатлантическому совету, отметив что: «НАТО региональная, а не глобальная организация…»[5]. Так же в данном документе отдельно выделена важность отношений с Россией. Основой для отношений нового НАТО с Россией должно быть подержание безопасности без возможности военной угрозы друг другу. Обе стороны должны соблюдать свои обязательства перед Советом Россия-НАТО и способствовать полному использованию его возможностей, чего не было прежде[6].

Хотелось бы отдельно отметить позицию Медлен Олбрайт, кто является председателем экспертной комиссии НАТО по разработке новой концепции. Она известна своей резкостью высказываний в отношении России, например: «Россия является лишь одним из партнеров (НАТО), и ей не следует быть "яйцом, которое учит курицу"»[7], но, тем не менее, во время визита в Россию в феврале этого года она отметила глобальную роль России и необходимость партнерства[8]. Это указывает на рациональность в развитии новой концепции. Между Россией и НАТО достаточное количество недопонимания, но также много общего. На примере М.Олбрайт проявляется нейтральность личностных настроений в отношениях и развитие более продуктивного диалога.

«Новый старт» работы Совета Россия-НАТО в декабре 2009 года, после полутора годовой остановки из-за событий августа 2008, демонстрируется принятыми решениями о совместном обзоре общих вызовов и угроз XXI века. Он так же подтверждается словами Генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена во время встречи с премьер-министром России В.Путиным в Москве в декабре 2009 года: «…этот визит в Россию как часть старта нового «лица» наших отношений…»[9]. Важность перезагрузки отношений отмечает так же президент Российской Федерации Д.А.Медведев: «…мы считаем правильным наладить взаимодействия…»[10]. Оснований для «нового старта» достаточно, таких как терроризм, наркомания, не стабильная обстановка в Афганистане, более того, если уже есть фундамент совместных работ, то не развивать его просто не целесообразно.

Картина развития отношений между Россией и НАТО включает в себя как плюсы, так и минусы. Один из минусов - это отсутствие доверия, т.к. доверие является основным условием для развития полноценных отношений. Российская сторона не однократно утверждала, что она не имеет ничего против самого НАТО, но она против его расширения. В военной доктрине РФ, в новой редакции, НАТО с его глобальными функциями и расширением отнесено к основной внешней опасности.[11] В свою очередь специалисты британского Чатем Хауза, исследовательского центра по международным отношениям, считают, что расширение НАТО лишь мешает России проводить свою внешнюю политику и развивать влияние. На самом же деле, если Россия будет так же придерживаться демократического пути, то она никогда не столкнется интересами с НАТО. [12] Понимая данную проблему, Андерс Расмуссен постарался развеять сомнения: «Позвольте мне как Генеральному секретарю НАТО четко сказать одно: НАТО никогда не нападет на Россию. Никогда. И мы не думаем, что Россия нападет на НАТО. Мы перестали беспокоиться по этому поводу, и Россия тоже должна перестать беспокоиться на этот счет»[13]. Хотя и позиция России тоже вполне понятна, нельзя отрицать те факты, что НАТО порой торопится «открыть свои двери» странам, которые к этому не готовы, и кроме того остается военной структурой.

Невзирая на существующие вопросы, Совет Россия-НАТО развивает свои отношения уже сегодня во многих сферах, некоторые из которых очень важны не только для европейского континента, но и для всего мира в целом - терроризм. Взрывы в Москве в марте этого года лишь подтверждают необходимость сотрудничества в данной сфере. Разрабатываются совместные системы по координации управления воздушным движением, в основном направленные на борьбу с терроризмом, но также способствующие развитию доверия между Альянсом и Россией. [14] Еще одной мировой и, наверное, самой главной проблемой, является экотерроризм. Терроризм, наркотики, резкое изменение демографической ситуации на Земле, ядерное оружие, пиратство и т.д. - это глобальные проблемы, которые в некоторой мере контролируемы человечеством. Но есть стихийные бедствия, с которыми человечество еще не научилось бороться, и которые человечество все еще не может предугадать. Во многом данные бедствия являются последствием пагубного влияния человеческой деятельности на природную среду. Поэтому сегодняшняя экосистема не позволяет оставаться в стороне даже таким военным структурам, как НАТО. Россия и Альянс в рамках политики экологической безопасности договорились о совместной работе по анализу пагубного влияния человеческой деятельности на окружающую среду, дефицита воды, опустынивание и разрушение биосферы Земли.[15]

Начало положено, необходимо лишь развитие. В Совете Россия-НАТО часто звучат слова «мировая безопасность», но воспринимается ли экосистема как объект, нуждающийся в безопасности. В настоящее время политическая элита может договориться о сотрудничестве в горячих военных точках земного шара, о сотрудничестве по борьбе с пиратством, кибер-терроризмом и др. мировыми проблемами. Но поможет ли это сотрудничество, если при каждом взрыве и пожаре в воздух выбрасывается огромное количество ядовитых газов и пыли, содержащих оксиды азота, серы, хлористый водород, озон, цианиды, углеводороды и другие токсиканты. В речи генерального секретаря НАТО упомянуто об улучшение обучения афганцев для обеспечения безопасности, о поставке вертолетов[16], не однократно говорится о стабилизации Афганской экономики но, ни разу не упоминается об экологической ситуации в данном регионе. Хотя данный вопрос уже выносился на обсуждение в афганской столице. По данным принца Мустафы Захира 46% жителей столицы страдают болезнями легких, дыхательных путей, сердечнососудистой системы и зрения, причиной которых является сложная экологическая обстановка.[17] Японские ученые-экологи обращают внимание на программу «лечения» больной экономики Афганистана, которая основана на сельском хозяйстве. Если развитие сельского хозяйства будет основано на интенсивном использование водных ресурсов, то это может повлечь за собой еще одну экологическую катастрофу как Аральское море. Что в дальнейшем так же может способствовать возникновению вооруженных конфликтов за водные ресурсы. [18]

Экология должна стоять на первом плане в борьбе за безопасность человечества, ведь именно природные стихии являются наиболее разрушительными и непредсказуемыми. Человек может строить годами производство, но при землетрясении или цунами все его труды будут тщетными. В связи с этим было бы уместным создать отдельный комитет в Совете Россия-НАТО, в котором бы работали экологи, чтобы они могли следить за экологическими нарушениями сегодняшнего времени и могли бы рассчитывать последствия в будущем от реализуемых программ Совета. Столь же необходимой является борьба с браконьерством и незаконной вырубкой лесов. Одна лишь ситуация с Амазонскими лесами, легкими планеты Земля, требует принятия мер. Вырабатывая этанол, экологически чистое топливо, используется огромное количество воды. В Бразилии данная вода берется из Амазонки, река мелеет, что влечет за собой экологические последствия в лесной фауне. Заботясь о сокращении углекислого газа в воздухе, что в прочем является одной из составляющих фотосинтеза, уничтожаются «зеленые легкие Земли». Казалось бы, этанол разрабатывается для защиты окружающей среды, так же как экономика Афганистана развивается для стабилизации ситуации в стране, но как в первом, так и во втором случаях, есть последствия, которые должны отслеживаться заблаговременно. Для чего и необходимо создание ответственного за  все возможные экологические последствия комитета.

Доверие и кооперация действий являются основой развития отношений между НАТО и Российской Федерацией, а сегодняшние угрозы лишь доказательство необходимости данного сотрудничества. Развитие Совета Россия-НАТО доказывает, что человек способен поступиться своим принципам и страхам ради общего блага, когда это необходимо.

 


[1]  Организация Североатлантического договора. Статья «Отношения НАТО с Россией», 26.03.2010. – Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/SID-4CD1C219-7D4C028C/natolive/topics_50090.htm (дата посещения 28.05.2010). 

[2]  Совет Россия-НАТО. Статья «Вступительное слово Генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена на заседании Совета Россия–НАТО на уровне министров иностранных дел в Брюсселе», 4.12.2009. – Режим доступа: http://www.nato-russia-council.info/htm/RU/news_48.shtml (дата посещения 28.05.2010).

[3]  Президент России. Статья «Проект договора о европейской безопасности», 29.11.2009. – Режим доступа:   http://news.kremlin.ru/news/6152 (дата посещения 28.05.2010).

[4]  Риа Новости. Статья «Совет Россия-НАТО впервые прошел в режиме закрытого телемоста», 20.04.2010. – Режим доступа:  http://www.rian.ru/world/20100420/224743334.html (дата посещения 2.06.2010).

[5]  North Atlantic Treaty Organization. Статья «Analysis and recommendations of the group of experts on a new strategic concept for NATO», Establishing Guidelines for Operations Outside Alliance Borders, стр.9, 17.05.2010. - Режим доступа: http://www.nato.int/nato_static/assets/pdf/pdf_2010_05/20100517_100517_expertsreport.pdf (дата посещения 4.06.2010).

[6]  North Atlantic Treaty Organization. Статья «Analysis and recommendations of the group of experts on a new strategic concept for NATO», стр.10, 17.05.2010. – Режим доступа: http://www.nato.int/nato_static/assets/pdf/pdf_2010_05/20100517_100517_expertsreport.pdf (дата посещения 4.06.2010).

[7]  Риа новости. Статья «Олбрайт: России не следует быть "яйцом, которое учит курицу"», 28.01.2010. – Режим доступа: http://www.rian.ru/world/20100128/206704141.html (дата посещения 4.06.2010).

[8] Организация Североатлантического договора. Статья  «Выступление Мадлен Олбрайт в Московском государственном институте международных отношений МИД России, Москва, Россия», 11.02.2010. – Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/opinions_61448.htm?selectedLocale=ru  (дата посещения 4.06.2010).

[9]  Natochannel.tv. Статья «Moscow- Bilateral meeting with Russian PM Vladimir Putin», 16.12.2009. – Режим доступа: http://www.natochannel.tv/default.aspx?aid=3705 (дата посещения 4.06.2010).

[10] Natochannel.tv. Статья  «Moscow- Bilateral meeting with Russian President Dmitri Medvedev », 16.12.2009. – Режим доступа:  http://www.natochannel.tv/default.aspx?aid=3703 (дата посещения 4.06.2010).

[11] Независимое военное обозрение. Статья  «Расширение НАТО и Военная доктрина России», 5.03.2010, - Режим доступа: http://nvo.ng.ru/wars/2010-03-05/5_nato.html (дата посещения 4.06.2010).

[12]  Риа Новости. Статья «Расширение НАТО ослабляет позиции России – эксперты», 1.04.2008, - Режим доступа: http://www.rian.ru/world/20080401/102729650.html ( дата посещения 4.06.2010).

[13]  Организация североатлантического договора. Статья «НАТО и Россия: партнеры для будущего», 17.12.2009. – Режим доступа:  http://www.nato.int/cps/ru/natolive/opinions_60223.htm  (дата посещения 4.06.210)

[14]  Организация североатлантического договора. Статья «НАТО и Россия повышают усилия по борьбе с терроризмом в воздухе», 29.04.2010. – Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/news_62962.htm?mode=pressrelease (дата посещения 4.06.2010).

[15] Организация североатлантического договора. Статья «Тема экологической безопасности обсуждается на научном семинаре НАТО», 29.04.2010. – Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/SID-1C598ECB-089EBECE/natolive/news_62927.htm? (дата посещения 4.06.2010).

[16] Организация североатлантического договора. Статья «НАТО и Россия: партнеры для будущего», 17.12.2009. – Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/opinions_60223.htm (дата посещения 4.06.2010)

[17] Afghanistan.ru. Статья «В Кабуле обсудили меры по улучшению экологической обстановки», 8.10.2009. – режим доступа: http://www.afghanistan.ru/doc/15712.html ( дата посещения 6.06.2010).

[18] Независимая + наука. Статья  «Японцев беспокоит проблема Арала», 22.08.2003. – Режим доступа: http://www.ng.ru/ideas/2003-08-22/11_aral.html (дата посещения 6.06.2010).

blog comments powered by Disqus