ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

28.07.2010 Евменова Наталия Сергеевна, Волгоград

 

Евменова Наталия Сергеевна
студентка 4 курса экономического факультета
специальности «Мировая экономика»
Волгоградского филиала Российского государственного торгово-экономического университета

 

Борьба с афганским наркотрафиком: возможности и проблемы российско-натовского сотрудничества

Производство и распространение наркотиков квалифицируются странами НАТО и Россией как одна из актуальных глобальных угроз безопасности, а констатации целесообразности сотрудничества в её нейтрализации зафиксированы во множестве документов, в том числе в рекомендациях группы экспертов относительно новой стратегии НАТО[1].

Масштабы угрозы.

На сегодняшний день  крупнейшим  в мире производителем опийного мака, который используется для изготовления опиума, а затем и героина, является Афганистан. По данным ООН, ежегодно от афганского героина умирает 100 тысяч человек. Уже за первое десятилетие ХХI века от афганских наркотиков погибли порядка 1 миллиона человек, а 16 миллионов пострадали морально или физически. Мировой объем потребления героина в 2008 году составил: в России – 21% (70 тонн), в Европе (кроме России и Турции) – 26% (88 тонн), в США и Канаде – 6% (22 тонны)». Таким образом, на долю этих стран, приходится более половины всего потребляемого в мире героина. На эти страны приходится большая часть мирового рынка опиатов[2]: стоимость валового годового оборота  опиатов в мире составляет порядка 65 млрд долларов, из которых на Европу приходится примерно 20 млрд долларов, на долю Российской Федерации — 13 млрд долларов, на США и Канаду — 8 млрд долларов[3].

Становление опийного сектора экономики Афганистана относится к  1970-м годам, а  дополнительный толчок к его расширению дала Апрельская революция (27 апреля 1978г.), политическая нестабильность, провал аграрной реформы, начавшаяся гражданская война. Уничтожение посевов продовольственных культур и постоянные мобилизации в армии воюющих сторон трудоспособного населения вынуждали крестьян искать наиболее рентабельные культуры, чтобы поддерживать собственное существование: выращивание опийного мака было в 40 раз прибыльней посевов хлопка. К 1986 году наркопосевы в стране составили 29 000 гектаров. В героин и морфий опий перерабатывался преимущественно на территории соседних стран, а затем наркотики через Турцию вывозились на европейские рынки, но территория СССР из-за сильной пограничной охраны всё ещё оставалась закрытой для проникновения наркотиков. Ситуация ухудшилась с распадом СССР, так как соседние постсоветские республики не могли обеспечить полноценную охрану собственных границ.   

С приходом к власти движения "Талибан" афганский наркобизнес был взят им под контроль и принял организованные формы. Кабульские и кандагарские финансисты стали выдавать кредит под обработку и выращивание опия, а участники наркорынка окончательно вышли из тени и стали платить налог режиму и пользоваться его покровительством. Однако, добиваясь международного признания своего режима, в 2000 году талибы объявили о запрете выращивания опия в стране. Отмена государственного кредитования вместе с массовыми репрессиями дали ощутимый эффект: в 2001-м площади занятые под выращивание опия сократились более чем в 10 раз, а урожай - в 17 раз[4].

Однако последовавшее вторжение в страну иностранных войск лишь привело к возобновлению роста выращивания опия, который сегодня достиг астрономических величин, а Афганистан превратился в основного мирового экспортера опия. Если в 1999 году Афганистан произвёл 4565 тонн опия-сырца, то в 2009 году производство возросло до 6900 тонн[5]. По оценкам ООН, в Афганистане выращивается до 93% опиумного мака, используемого для производства героина. Мака производится больше, чем может потребить весь мир[6].

Неэффективное взаимодействие.

Представляется, что объективные оценки потенциала НАТО и достигнутых  ею результатов в борьбе с производством афганских наркотиков невозможны без рассмотрения характера миссии союзнических и иных войск в этой стране. Как известно, силы ИСАФ были развернуты в Афганистане в 2001г.  в соответствии с мандатом СБ ООН, санкционировавшим создание контингента для оказания помощи правительству Афганистана «в поддержании безопасности в Кабуле и его окрестностях, с тем чтобы Переходная администрация Афганистана и персонал ООН могли выполнять свои задачи в безопасных условиях». Силы ИСАФ представляют собой «коалицию желающих», которая наделена мандатом на проведение операции по принуждению к миру согласно главе VII Устава ООН.  1 августа 2003 г. НАТО взяла на себя руководство операцией ИСАФ, положив конец практике, поочередного руководства различными странами в течение полугодового периода. В мае 2003 г. правительство Афганистана утвердило Национальную стратегию по борьбе с наркотиками, которая ставит своей задачей сократить производство запрещенных наркотиков на 70% к 2007 г. и полностью ликвидировать производство к 2012 г. В составе Министерства внутренних дел функционирует Управление по борьбе с наркотиками, и наделенный соответствующими полномочиями министр по борьбе с наркотиками является одним из основных членов афганского правительства[7].

Потерпев фиаско в реализации антинаркотической стратегии, правительство Афганистана обратилось за поддержкой к НАТО. На заседании министров обороны НАТО в Будапеште 10 октября 2008 г. страны-члены альянса приняли решение удовлетворить эту просьбу. Такая поддержка со стороны ИСАФ предусматривала уничтожение перерабатывающих мощностей и проведение операций против производителей наркотиков в случае, если имеется точно установленная связь с повстанцами. Подобные операции могли проводиться силами ИСАФ только по запросу афганского правительства и с согласия властей тех стран, чьи силы должны участвовать в операциях. Акцент делался не на том, чтобы солдаты коалиции косили поля с дурман-травой, а на передаче афганским службам соответствующей информации,  организации эффективной кампании по информированию общественности и поддержке афганским национальным силам безопасности в рамках их антинаркотических операций в чрезвычайных обстоятельствах, обучении афганских сил безопасности методам проведения антинаркотических мероприятий.

С середины 90-х годов Россия предлагала создавать вокруг Афганистана пояса безопасности: первый, сплошной - непосредственно на границе страны, второй - на российско-казахской границе, на Каспии, на ирано-турецкой границе. Этот проект был  официально озвучен министром иностранных дел Игорем Ивановым в мае 2003 года на специальной конференции, прошедшей в Париже. Ещё в 2006 году на Совете Россия-НАТО была достигнута договоренность об обучении афганских наркополицейских в России, на курсах МВД России в Домодедово. В августе 2008 года на встрече с Президентом России Д. Медведевым в Душанбе президент Афганистана Ахмад В. Карзай заверил российского лидера в том, что Кабул заинтересован в сотрудничестве с Россией в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Однако в реальности первый запланированный приезд 18 афганских специалистов в Москву в оговоренные сроки не состоялся[8]. По различным данным, всего в 2006-2008 годах 50 слушателей из МВД Афганистана, а в декабре 2009 года в Домодедово обучалось около 100 афганских наркополицейских. Помимо этого, в рамках соглашения Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и министерства по борьбе с наркотиками Афганистана Северо-западный институт ФСКН в Санкт-Петербурге подготовил две группы афганских специалистов по 10 человек. Также  прорабатывался вопрос с министерством безопасности Афганистана о направлении российских специалистов в Афганистан для обучения афганских кадров уже на их территории[9].

Что делать?

Однако и в НАТО и в России отчётливо понимают, что главным препятствием в борьбе с производством и распространением афганских наркотиков является, прежде всего, то, что любой радикализм в этом деле неминуемо обернётся массовым протестом афганских низов и ожесточённым сопротивлением значительной части афганских элит, так или иначе связанных с этой важнейшей и самой рентабельной отраслью экономики. Последним предложением России в этой области и стал проект ликвидации афганского наркопроизводства "Радуга - два: Россия - НАТО"[10].

24 марта 2010 года  выступая на расширенном заседании Совета Россия-НАТО на уровне послов глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов представил НАТО российский план ликвидации афганского наркопроизводства "Радуга - два: Россия - НАТО" включающий в себя следующие пункты:

1.Повышение через Совет Безопасности ООН статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности.

2. Разработка и реализация программы подъема экономики и развития Афганистана через инфраструктурное развитие, прежде всего энергетики и электрификации, создание достаточного количества, не менее 2 миллионов, рабочих мест для афганцев.

3. Ликвидация культивации опиумного мака путем искоренения посевов через апробированные способы уничтожения и повышением эффекта с 3 до не менее 25 процентов.

4. Включение в санкционный список ООН лендлордов, предоставляющих принадлежащую им землю под маковые плантации. В этих целях обеспечить составление кадастрового учета земель южных провинций Афганистана.

5.Включение в мандат ИСАФ (Международные силы содействия безопасности в Афганистане) компетенции и обязанности уничтожения плантаций опиумного мака в Афганистане.

6. Обеспечение необходимого уровня доверительности в целях развития оперативного сотрудничества, обмена разведданными, включая места дислокации нарколабораторий, поставок прекурсоров, передачу объектов разработки и т. д.

7.Совместные скоординированные действия по обучению афганских наркополицейских[11].

При представлении проекта отмечалось, что хорошей основой является действующий Совет «Россия-НАТО», а также двусторонняя президентская комиссия Медведева – Обамы[12], в рамках которой уже активно функционирует рабочая группа по наркотикам, сопредседателями которой являются Гил Керликовски и Виктор Иванов. Подобно российско-американской рабочей группе, возможно, имело бы смысл образовать совместную российско-натовскую группу в целях разработки общего подхода к борьбе с афганским наркопроизводством.

            Однако и на этот раз особое внимание представителями НАТО было уделено пункту плана, содержащему предложения по ликвидации культивации опиумного мака путем искоренения посевов через апробированные способы уничтожения. Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай заявил, что проблему с наркотиками надо решать крайне осторожно, дабы не настроить против себя местное население. Он подчеркнул, что движение «Талибан» располагает большими запасами опия на своих складах и может торговать наркотиками несколько лет, даже не пополняя эти запасы. Акции по уничтожению маковых полей в альянсе считают бессмысленными, поскольку в результате население одной из беднейших стран мира осталось бы без средств к существованию и не получило ничего взамен[13].

Россия же не согласна с таким подходом, поскольку акцент на пресечении наркотрафика означает борьбу с последствиями, но не с первопричиной  - самим производством.

Определенный оптимизм внушает то, что к разработке контрнаркотических проектов  присоединился Евросоюз. Так, депутат Европарламента Пино Арлакки, планирует в июне представить проект новой стратегии Евросоюза по борьбе с производством наркотиков в Афганистане. Ключевой пункт концепции — это полное уничтожение афганского наркопроизводства в ближайшие пять лет. План подразумевает ежегодное снижение размеров культивируемых полей опийного мака на 20% и, что немаловажно, предоставление афганским семьям, занимающимся производством опиума, альтернативных источников дохода[14].

По инициативе Евросоюза и России начнется работа по созданию специальной международной комиссии или агентства по борьбе с наркопроизводством в Афганистане. Комиссия будет иметь полную независимость от военных сил, присутствующих в Афганистане. Этот пункт плана особенно важен, так как ранее все попытки восстановления мирной жизни в стране терпели крах именно из-за негативного отношения местного населения к военной интервенции.

Поскольку проект находится в стадии разработки и ещё не был представлен всем заинтересованным сторонам, то и подробно комментировать его представляется преждевременным. Однако уже анонсированные пункты нацелены НАТО, чтобы удовлетворить как российскую сторону предполагаемой активностью действий в области уничтожения посевов опиума, так и НАТО – предоставлением альтернативных источников дохода для афганского населения.

Накопленный опыт попыток борьбы с наркоагресссией свидетельствует, что с этой угрозой, как и с другими глобальными угрозы безопасности ни одному государству справиться в одиночку не удастся. Современные угрозы можно нейтрализовать только совместными усилиями.  Однако для разработки и реализации конкретных мер нужны политическая воля и понимание императивов сотрудничества.



[1] NATO 2020: Assured Security; Dynamic Engagement.  Analysis and Recommendations of a Group of Experts on a New Strategic Concept for NATO. 17 May 2010.

[2] Опиаты -  наркотики, получаемые из опия-сырца, который, в свою очередь, добывают из опийного мака.

[3] Addiction, Crime and Insurgency: The Transnational Threat of Afghan Opium. Отчет ООН, 2009г.

[4] Мендкович Н, Сводки с полей, 11.09.2007 // URL: http://www.afghanistan.ru/doc/9906.html

[5]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5_%28%D1%81_2001%29#cite_note-58

[6]НАТО «защищает» афганский наркопром. URL: http://www.rosbalt.ru/2010/03/25/722890.html.

 

[7] Деятельность НАТО в Афганистане.   URL: http://www.nato.int/cps/ru/SID-775B3FAC-4AD0D1BA/natolive/topics_8189.htm

[8] МИД Афганистана: обучение наркополицейских в России не отменено. URL: http://www.antidrugfront.ru/news/mid-afganistana-obuchenie-narkopolitseyskih-v-rossii-ne-otmeneno.html

[9] Комитет Госдумы по безопасности: Россия подготовит афганских наркополицейских. URL: http://www.antidrugfront.ru/news/02175.html

[11] Выступление председателя ГАК, директора ФСКН России Виктора Иванова 24 марта 2010 г. в Брюсселе на расширенном заседании Совета Россия-НАТО на уровне послов // URL: http://www.antidrugfront.ru/publications/02198.html

[12] Комиссия Медведева-Обамы, официально известная как двусторонняя Российско-американская Президентская комиссия, была провозглашена 6 июля 2009 года президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым и президентом США Бараком Обамой.

[13] Голос Америки, Россия и НАТО спорят о борьбе с афганской наркоторговлей от 25.03.2010г // URL: http://www1.voanews.com

[14] Борьба с наркомафией — это как игра в шахматы, Газета «Коммерсантъ»   № 8 (4308) от 20.01.2010.

blog comments powered by Disqus