ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

27.07.2010Кабанов Юрий Андреевич, Иваново

Работа на конкурс эссе 2010

Кабанов Юрий Андреевич
студент 2 курса исторического факультета отделения «Международные отношения»
Ивановского государственного университета
kabanov_igud@mail.ru

 

Окончание холодной войны стало настоящим испытанием на гибкость и устойчивость для структур, порожденных биполярной системой, и государств, ее породивших. НАТО, провозглашающая трансформацию своей неотъемлемой чертой[1], успешно перепрофилировалась с противоборства социалистическому лагерю на борьбу с современными глобальными угрозами. Поглотив ряд стран бывшего СССР и стран Варшавского договора, альянс претендует на роль модератора единой «крыши» евроатлантической безопасности. Но именно претендует, так как пока под этой крышей не оказалась Россия, оставшаяся вне безопасной Европы
В настоящем эссе делается попытка оценить перспективы сотрудничества НАТО и РФ в свете последних событий в двусторонних отношениях (2008—2010 гг.) и общих для партнеров угроз.

Декабрьская встреча 2009 г. Совета Россия—НАТО, первая после Югоосетинского конфликта 2008 г., несомненно, стала продуктивной. Принятие документов — «Обзора общих угроз для России и НАТО», Рабочей программы Совета Россия-НАТО на 2010 год и «Совершенствования работы Совета Россия НАТО» — обе стороны восприняли с надеждой. Представитель РФ при Альянсе Д. Рогозин счел это «прорывным решением», а Генеральный Секретарь НАТО Расмуссен выразил уверенность в окончательном преодолении всех разногласий к концу 2010 г.[2]

Рабочий план подразумевает сотрудничество по противодействию пиратству, терроризму, поиску общих решений по проблеме Афганистана, нахождению взаимоприемлемых подходов к совершенствованию системы безопасности на евроатлантическом пространстве. Работа Совета Россия—НАТО должна была быть оптимизирована в части создания целевых рабочих групп по борьбе с общими вызовами.[3]

Вышеперечисленные угрозы, с которыми невозможно справиться в одиночку, «вынуждают» партнеров предпринимать совместные шаги. Но есть и еще одна общая угроза, которая тормозит и даже стопорит развитие в необходимом векторе, которая часто отходит на второй план, но никогда не забывается. Суть ее заключается в восприятии друг друга через призму холодной войны, в свете взаимного недоверия и недопонимания. Да, международный климат меняется, но ментальность и стратегические амбиции никуда не исчезают.

Еще в 2007 г., в Мюнхенской речи В. В. Путин высказал претензии странам НАТО, прежде всего США.[4] Риторика президента напомнила американцам о холодной войне[5], к европейцам же пришло осознание необходимости дальнейшего расширения НАТО.[6]

Новый негативный импульс привнес Югоосетинский конфликт 2008 г. За взаимными претензиями в адрес друг друга, информационной войной, приостановлением деятельности Совета Россия—НАТО, угрозами Медведева разорвать всякие отношения с Альянсом за их ненадобностью для России[7], осуждением НАТО решения Москвы признать Абхазию и Южную Осетию[8] — пришло осознание того, что нынешняя система европейской безопасности несовершенна, что необходимо пересматривать формат отношений НАТО и РФ.

И РФ, и Альянс пытаются найти кратчайший путь улучшения отношений, но при этом почему-то не торопятся поступиться своими амбициями, и инициативы обеих сторон за внешней объективностью и благожелательностью на поверку оказываются попыткой «потопить» партнера. Речь идет об идее России по разработке Договора о европейской безопасности и новой Стратегической концепции НАТО.

Еще до августовских событий 2008 года Медведев выдвинул инициативу Договора о европейской безопасности (ДЕБ). Исходя из анализа документа, предполагается создание новой организации коллективной безопасности «от Ванкувера до Владивостока», включая прежние организации: НАТО, ОДКБ и другие.

Уже в преамбуле документа подчеркивается приоритет международного права, о чем еще в 2007 году в Мюнхене говорил Путин. Российское руководство во главе с юристом Медведевым в международных правовых нормах видит ключ к решению проблемы «двойных» стандартов, к объективному и честному взаимодействию государств в целях поддержания мира и стабильности. Не отрицая главенствующую роль Совета Безопасности ООН в поддержании мира, документ крепко «связывает руки» прежде всего НАТО во главе с США. Так, ст. 2 гласит, что участник ДЕБ не может осуществлять действий «существенно затрагивающих безопасность … участников настоящего Договора, не участвует в них или не поддерживает их». Принятие такого пункта странами Альянса означало бы прекращение расширения НАТО, так как это напрямую затрагивает интересы безопасности России. Попытку Москвы избавиться от давней «головной боли» с размещением американских систем ПРО в Европе можно проследить в следующем пункте: «Участник настоящего Договора не допускает использования его территории, а также не использует территорию другого Участника в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения против одного или нескольких Участников настоящего Договора».[9]

Логика документа, на наш взгляд, кажется понятной и заключается в стремлении России не просто стать активным «строителем» европейской безопасности, но и потеснить с места «прораба» США. «Национальное», (то есть российское) в договоре явно перевешивает «международное». Естественно, что ни США, ни другие члены Альянса не подпишут договор в таком виде. Проблема заключается и в различном понимании понятия «безопасность»: в то время как российская инициатива решает вопрос лишь о «жесткой безопасности», в Европе придают большее значение безопасности «мягкой».[10]

Россия до сих пор продолжает зондаж относительно продвижения договора, правда, избегая при этом прямых контактов с НАТО, стараясь работать с национальными государствами. Так, в начале июня 2010 года Медведев начал обсуждение проекта ДЕБ с А. Меркель.[11] Вместе с тем, еще в феврале 2009 г. проект отклонили США, признав, однако, наличие в нем конструктивных идей и возможность дальнейшего обсуждения в рамках Совета Россия—НАТО.[12] 2 июня 2010 года проект ДЕБ отвергла Румыния, вполне справедливо указывая на уже существующие подобные структуры: ОБСЕ и НАТО.[13]

Судьба ДЕБ в первозданном виде предрешена. Относительно его модификации говорить пока рано, но, возможно, отдельные идеи и принципы войдут в новые концепции модернизации ОБСЕ или Совета Россия—НАТО.

Теперь логично перейти к обсуждению новых тенденций в Альянсе. Вдохновителем идеи пересмотра отношений с Москвой стал Генеральный Секретарь Андрес Фог Расмуссен. Первое его выступление в этой должности целиком было посвящено России как важному стратегическому партнеру НАТО, необходимости преодолевать сложившиеся стереотипы и совершенствовать практическое взаимодействие партнеров.[14] Во время визита в Москву, выступая в МГИМО, Расмуссен нарисовал футуристическую картину отношений Москвы и Брюсселя в 2020 году: «Мы будем обмениваться разведданными и вести совместную работу по борьбе с терроризмом и контрабандой наркотиков. Наши военно-морские силы станут тесно взаимодействовать в борьбе с пиратством на море. А российские солдаты будут развернуты вместе с солдатами НАТО для ведения миротворческих операций под мандатом ООН… Мы сможем создать настоящий противоракетный щит в евроатлантическом регионе».[15]

Расмуссен говорил о необходимости акцентировать внимание не на том, что разъединяет партнеров, а на том, что их объединяет.[16] Однако иногда он, по нашему мнению, противоречит сам себе. Настойчиво и упорно Расмуссен доказывает, что система ПРО не направлена против Москвы, и что расширение НАТО на восток в российских интересах. Старания его нам представляются скорее тщетными. Если обратиться к Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Военной доктрине РФ[17], утвержденным в 2009г. и 2010г. соответственно, где к основным военным опасностям относится «стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного прав, приблизить военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока».[18] О чем может идти речь, когда судя по документам, НАТО – главный враг РФ. На наш взгляд, Расмуссен лишь нажимает на «больные мозоли» Москвы, одновременно заявляя, что НАТО продолжит расширяться[19]: в такой перспективе отношения России вряд ли кардинально изменяться. Другое дело, что риторика отношений стала совсем иной, во многом благодаря и новому Генсеку.

Переходя от риторики к практике НАТО, следует отметить, что и здесь Альянс в 2009-2010гг. немало способствовал конструктивному диалогу. Главный шаг – совместное обсуждение новой Стратегической концепции НАТО. Комиссия во главе с М. Олбрайт также не умаляет «глобальную роль» России в деле поддержания европейской безопасности, о чем она говорила во время своего визита в Москву в феврале 2010  г. Госпожа Олбрайт отметила, что общность угроз XXI века – вот что является стимулом доверительных отношений.[20]

На наш взгляд, уже сам факт того, что Россию готовы были внимательно выслушать — признак положительной динамики. Это качественный переход от взаимных «деклараций» и обещаний к диалогу по существу, ведь Россия, казалось, может коренным образом повлиять на разработку долгосрочной концепции и «изнутри» улучшить климат двустороннего взаимодействия. Этот шаг вдвойне полезен потому, что российская сторона на эту инициативу откликнулась. Российские рекомендации сводились к отказу НАТО от расширения на восток и справедливого решения вопроса по ПРО. Эксперты согласились рассмотреть предложения Москвы, но не гарантировали их включения.[21]

На фоне обсуждения Концепции в России и странах Альянса состоялось еще одно очень важное для обеих сторон событие: подписание США и РФ соглашения о контроле над вооружениями, которое было с одобрением и надеждой воспринято в Брюсселе.[22] Оказалось, что страны все-таки могут договариваться в вопросах, касающихся общей безопасности. По словам Генсека НАТО, новое соглашение «делает мир более безопасным и придает импульс … отношениям России и НАТО» в вопросах ограничения ядерных вооружений и ПРО.[23]

17 мая 2010 года появился долгожданный доклад группы экспертов Олбрайт. Их идеи были основаны на принципе гарантии безопасности членов Альянса, с целью чего предполагалось динамичное взаимодействие с партнерами вне блока, причем одним из приоритетов должны стать отношения с Москвой. Вновь провозглашалась необходимость сотрудничества России и НАТО в вопросах нераспространения ядерного оружия, терроризма, противоракетной обороны и др. В рекомендациях указывалась необходимость проведения военных учений членов Альянса.[24] Одновременно с этим в докладе содержатся положения, которые Москвой могут вновь быть восприняты негативно. Так, «поскольку действия России трудно прогнозируемы», Олбрайт призывает «смотреть в оба», чтобы Москва не отвернулась от нужного НАТО курса.[25] Общий вывод из доклада следующий: усиление потенциала НАТО, в том числе и за счет партнеров Альянса с сохранением роли США в Европе.

Подобная риторика, на наш взгляд, мало что меняет в курсе развития отношений НАТО и РФ: Москва не добилась ослабления «блочной безопасности», а ее инициатива «неделимой безопасности» (согласно ДЕБ), отрицающей блоковую систему, теперь вновь отходит на второй план. Однако пока окончательные выводы делать рано, нужно дождаться принятия Стратегической концепции и обсуждения ДЕБ.

Таким образом, пока инициативы сторон наталкиваются на завуалированное сопротивление. Разница лишь в том, нравится это России или нет, но Стратегическая концепция принята будет, тогда как сдвиг с мертвой точки в обсуждении ДЕБ под большим вопросом.

Рассмотрев, какие общие угрозы объединяют страны, а какие их разводят их пути, мы переходим к оценке перспектив дальнейшего взаимодействия. Несмотря на скептическое отношение к кардинальному улучшению отношений, мы считаем, что взаимодействие Москвы и Брюсселя будет усиливаться, крепнуть. Еще в начале 2010 года было принято «Рамочное соглашение о военном сотрудничестве Россия—НАТО СРН—ВП», которое должно добавить конструктивности переговоров в этом направлении. В целях противодействия терроризму в апреле 2010 года НАТО и Россия вышли на стадию испытаний совместной системы по координации управления воздушным движением, что предполагается в рамках Рабочей программы Совета России-НАТО.[26] Расширение военно-технического сотрудничества будет обсуждаться в июле 2010 года в рамках Международного форума «Технологии в машиностроении-2010» в подмосковном Жуковском.[27] Сложным остается вопрос по ПРО, который, на наш взгляд, осложняется не только взаимным недоверием, но и техническими трудностями, которые при желании (а главное, при возрастающей необходимости) могут быть преодолены. Таким образом, нарастающие общие угрозы ставят НАТО и России в положение «обреченности» на сотрудничество, хотя это конечно скорее тактические маневры, нежели безоговорочная «оттепель».

Трудно давать рекомендации, когда осознаешь, что за попытками наладить успешное сотрудничество скрываются геополитические мотивы. Партнеры сотрудничают там, где это на данный момент возможно. Однако, на наш взгляд, необходимо большее внимание уделять «мягкой безопасности»: экологическим, экономическим ее аспектам, проблеме нехватки ресурсов и миграции, где, по нашему мнению, интересы сторон более всего совпадают. Безусловно, нужно наращивать потенциал двусторонних научно-технических связей. Эти сети уже будет трудно разорвать, и вектор желательного для обеих сторон курса будет сохранен. Альянс, на наш взгляд, должен найти рациональное зерно в ДЕБ, особенно относительно принципа неделимой безопасности, и принять во внимание стратегические интересы России относительно расширения НАТО на восток при окончательном согласовании новой Стратегической концепции. России, в свою очередь, не следует останавливаться в поиске приемлемых для партнеров механизмов обеспечения евроатлантической безопасности. Обеим сторонам все-таки придется уступить.

Учитывая, что НАТО никогда не станет универсальной организацией (и не стремится к этому), более конструктивный диалог стороны должны вести и в рамках ОБСЕ, и в рамках ООН, и в рамках Совета Россия–НАТО. Усиление роли ОБСЕ и, особенно, ООН будет способствовать усилению роли международного права и уменьшению эффекта «двойных стандартов». Совет РФ—НАТО, на наш взгляд, должен не просто выполнять функцию площадок для консультаций на заданную тему, но и обладать механизмом вынесения обязательных для обеих сторон решений.

Таким образом, новые тенденции в развитии отношений Брюсселя (Вашингтона) с Москвой отличаются двойственностью, что является отпечатком холодной войны. Успешное сотрудничество жизненно важно для НАТО и РФ в условиях новых глобальных проблем, поистине сближение возможно только при условии нахождения компромисса по острым разногласиям либо при сохранении за каждой из сторон пространства для стратегических маневров.



[1] НАТО от А до Я. Стратегическая концепция. (http://www.nato.int/cps/ru/SID-82664FA1-B038F822/natolive/topics_56626.htm#1, дата посещения: 23.05.2010).

[2] Рогозин: Совместная с НАТО оценка угроз будет прорывным решением.// Ведомости. 03.12.2009. (http://www.vedomosti.ru/politics/news/2009/12/03/899328, дата посещения: 7.06.2010).

[3] Россия и НАТО задушат друг друга в объятьях.// Информационно-дискуссионный портал «Newsland». 7.11.2009. (http://www.newsland.ru/News/Detail/id/440959/, дата посещения: 12.04.2010).

[4] Выступление В.В. Путина и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. 10.02.2007.  (http://archive.kremlin.ru/appears/2007/02/10/1737_type63374type63376type63377type63381type82634_118097.shtml, дата посещения: 17.04.2010)

[5] Путин вызвал у главы Пентагона ностальгию по «холодной войне».// Lenta.ru. 11.02.2007. (http://lenta.ru/news/2007/02/11/gates/, дата посещения: 17.04.2010).

[6] СМИ: мюнхенская речь Путина – поворотная точка во внешней политике РФ. // Информационное агентство «Новый регион». 12.02.07. (http://www.nr2.ru/policy/104025.html, дата посещения: 17.04.2010)

[7] Начало встречи с Постоянным представителем России при Организации Североатлантического договора (НАТО) Дмитрием Рогозиным. 25.08.2008. (http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/08/205714.shtml, дата посещения: 24.04.2010).

[8] Заявление Североатлантического совета по поводу официального признания Россией Южной Осетии и Абхазии, регионов Грузии. 27.08.2008. (http://www.nato.int/cps/ru/natolive/news_43517.htm?mode=news, дата посещения: 24.04.2010)

[9] Проект Договора о европейской безопасности. (http://www.kremlin.ru/news/6152, дата посещения: 12.03.2010)

[10] Запад скептически рассматривает российские предложения в сфере безопасности.// Reuters, Великобритания. 29.06.2009. (http://www.inosmi.ru/world/20090629/250231.html, дата посещения: 4.04.2010).

[11] Д.Медведев и А.Меркель обсудят тему лоббирования инициированного Кремлем проекта договора о евробезопасности. // Агентство «Прайм - Тасс». 03.06.2010. (http://www.prime-tass.ru/news/0/%7B55B4D9FF-FD2E-4F19-9A2E-82C6BC065F9A%7D.uif, дата посещения: 8.06.2010).

[12] Хиллари Клинтон: США отказались от призыва России подписать новый Договор о безопасности в Европе// Газета «Жэньминь Жибао», русская версия. 23.02.2010. (http://russian.people.com.cn/31520/6899708.html, дата посещения: 23.05.2010)

[13]  Румыния отвергла российский проект договора о европейской безопасности// Эхо Москвы. 02.06.2010. (http://echo.msk.ru/news/684651-echo.html, дата посещения: 03.06.2010).

[14] НАТО и Россия: новое начало. Выступление Генерального секретаря НАТО в Фонде Карнеги, Брюссель. 18.09.2009. (http://www.nato.int/cps/ru/natolive/opinions_57640.htm, дата посещения: 20.05.2010).

[15] НАТО и Россия: партнеры для будущего. Выступление Генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена в Московском государственном институте международных отношений. 17.12.2009. (http://www.nato.int/cps/ru/natolive/opinions_60223.htm, дата посещения: 20.05.2010).

[16]  НАТО и Россия: новое начало. Выступление Генерального секретаря НАТО в Фонде Карнеги, Брюссель. 18.09.2009. (http://www.nato.int/cps/ru/natolive/opinions_57640.htm, дата посещения: 20.05.2010).

[17] Концепция национальной безопасности Российской Федерации. (утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24) (http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/sncon00.htm, дата посещения: 12.03.2010); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009г. №537) (http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/05/216229.shtml, дата посещения: 12.03.2010); Военная доктрина РФ (утв. Указом Президента РФ от 5 февраля 2010г. №146)  (http://www.rg.ru/2010/02/10/doktrina-dok.html, дата посещения: 12.03.2010).

[18] Военная доктрина…

[19] Новый генсек НАТО: об Афганистане, России и расширении альянса. // РИА Новости. 03.08.2009. (http://www.rian.ru/world/20090803/179606412.html, дата посещения: 20.05.2010).

[20] Выступление Мадлен Олбрайт в Московском государственном институте международных отношений МИД России, Москва, Россия. 11.02.2010. (http://www.nato.int/cps/ru/natolive/opinions_61448.htm, дата посещения: 20.05.2010).

[21]НАТО жалоб и предложений.//КоммерсантЪ. 11.02.2010. (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1319665, дата посещения: 12.05.2010).

[22] Генеральный секретарь НАТО приветствует соглашение о контроле над вооружениями между США и Россией. 26.03.2010.(http://www.nato.int/cps/ru/natolive/news_62399.htm?mode=pressrelease, дата посещения: 12.04.2010).

[23] А. Фог Расмуссен. Общая европейская крыша НАТО// Moscow Times. 22.04.2010 (http://www.nato.int/nio/interviews/2010/i220410a.pdf, дата посещения: 14.05.2010). С. 2.

[24] Группа экспертов представляет доклад о новой Стратегической концепции НАТО. 17.05.2010. (http://www.nato.int/cps/ru/natolive/news_63644.htm?mode=news, дата посещения: 17.05.2010); Аnalysis and recommendations of the group of experts on a new strategic concept for NATO. (http://www.nato.int/nato_static/assets/pdf/pdf_2010_05/20100517_100517_expertsreport.pdf, дата посещения: 17.05.2010). P.11.

[25] Ibid. P.17.

[26] НАТО и Россия повышают усилия по борьбе с терроризмом в воздухе. 29.04.2010. (http://www.nato.int/cps/ru/natolive/news_62962.htm?mode=pressrelease, дата посещения: 13.05.2010).

[27] Сотрудничество Россия – НАТО может быть расширено.// Оружие России. 9.06.2010. (http://www.arms-expo.ru/site.xp/049051124049054049055048.html, дата посещения: 10.06.2010).

blog comments powered by Disqus