ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

26.07.2010Кошкина Анна Олеговна, Ярославль

Работа на конкурс эссе 2010

 Кошкина Анна Олеговна
студентка 5 курса факультета социально-политических наук
Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова
anna-koshkina88@yandex.ru

 

Взаимоотношения России и военного блока НАТО имеют долгую историю. Сначала это было оформленное противостояние западных государств и СССР, в 90-е годы произошел переход на линию партнерства, сейчас созданный Совет Россия-НАТО закрепляет достигнутый высокий уровень отношений. Сами тенденции современных международных отношений, непредсказуемость и дестабилизация на международной арене подталкивают государства к установлению сотрудничества, в частности для того, чтобы эффективно, совместными усилиями предотвращать общие угрозы, своевременно отвечать на возникающие вызовы. Несмотря на то, что понятие силы в международных отношениях претерпело изменения, в результате которых теперь значение имеет не только военный компонент, но и состояние экономики страны, ее научный потенциал и забота об экологии1, военная мощь международного актора продолжает быть одним из основных факторов сдерживания. С этой точки зрения, членство в военном блоке наравне с членством в других организациях определяет положение государства на международной арене среди других государств, его статус и значение в разрешении проблемных ситуаций. Путем последовательной интеграции в мировую экономику и политику, развития отношений с ведущими государствами и объединениями всех регионов мира Россия стремится к оказанию существенного влияния на формирование новой архитектуры международных отношений, что зафиксировано в Концепции внешней политики Российской Федерации2. Президент Дмитрий Медведев, характеризуя современное состояние отношений между Россией и НАТО, отмечает: «У нас много поводов для соприкосновения, у нас много тем для обсуждения. Это, конечно, основные вызовы, которые существуют сегодня в мире и которые касаются Европы, да и вообще всей ситуации на планете»3. С ним соглашается и Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Рассмуссен: «Конечно же, у нас некоторые расхождения в определенных направлениях, но вопреки всему этому мне кажется, что есть потенциал для усиленного сотрудничества, особенно в тех направлениях, где у нас общие угрозы»4. Борьба с терроризмом, преступностью, угрозой распространения оружия массового уничтожения, а также создание стабильной и безопасной Европы являются общими целями и, казалось бы, должны автоматически вести к партнерской и доверительной консолидации усилий.

Однако последние 11 лет продемонстрировали, что одни и те же интересы могут быть достигнуты разными средствами, и отсутствие согласия в их выборе тормозит развитие сотрудничества, в то время как обсуждаемые угрозы продолжают существовать на международной арене. В речах представителей нашего государства нередко можно встретить настороженное отношение к североатлантическому альянсу. В частности, в интервью телекомпании «Си-Эн-Эн» Д. Медведев заявляет: «Но не нужно забывать, что НАТО – это всё-таки военный блок и его ракеты направлены в российскую сторону. И от того, что количество стран, входящих в НАТО, всё расширяется и расширяется и подходит к нашим границам, мы не испытываем никаких положительных эмоций, нам это не нравится, и мы открыто об этом говорим»5. О наличии препятствий свидетельствуют и массовые выступления, прошедшие в апреле 2010 года по России, одним из требований которых был категорический отказ от идеи приглашения на Парад на Красной площади представителей вооруженных сил НАТО. В связи с этим представляется возможным и необходимым анализ отношений России и НАТО с использованием одного из популярных инструментов – понятия государственной идентичности.

Данное понятие разрабатывается в рамках конструктивистской парадигмы, акцентирующей внимание на социально-культурном контексте международных отношений. Согласно концепции Ф. Брайара и М.-Р. Джалили6, в качестве детерминант внешней политики выступают не только физические и структурные факторы, состояние международной системы, качества лиц, принимающих решения, но и коллективный менталитет, который включает в себя историческую память, образ «другого», чувствительность к проблеме национальной безопасности и этими качествами близок к понятию государственной идентичности. Государственная идентичность содержит несколько составных элементов, по сути она одновременно означает осознание своего тождества с какой-либо группой, противопоставление с другой группой, а также восприятие государства третьей стороной. В ней находит место и выражение уникальности исторического опыта страны, ее традиций, ценностей и менталитета, и история долгосрочных взаимодействий с носителями иной идентичности. Государственный деятель является представителем идентичности страны, поскольку при смене руководства самосознание государства остается прежним, непрерывным; мы можем говорить и о ее относительном постоянстве, и о неминуемой трансформации в ходе изменения особенностей международных отношений. Ж.-Б. Дюрозель отмечал, что на возникновение войны влияет стабильная система ценностей7, что подразумевает наличие в конфликте одновременно объективной и субъективной сторон. В таком случае в международных отношениях становится возможным переосмысление конфликтной ситуации в сторону достижения консенсуса. Сотрудничество между акторами всегда сложнее для построения, чем противоборство, поскольку поиск отличий представляет меньшую когнитивную сложность, чем поиск сходства. При этом близость выстроенных идентичностей или хотя бы наличие в них сходных элементов во многом облегчает понимание, осознание друг друга как партнеров и организацию совместной деятельности.

Попытаемся выделить сближающие и разобщающие моменты во взаимоотношениях России и НАТО. 17 апреля в Ярославле состоялся митинг протеста против присутствия иностранных солдат на Красной площади 9 мая, инициированный партией КПРФ. На нем было заявлено, что «российские власти встают на колени перед руководством НАТО», «приучают нас к мысли, что оккупационный режим – это нормально». Также ведущие митинга упомянули, что «натовцы бомбили Югославию, Афганистан, Ирак, а в скором времени и нас будут бомбить», поскольку «одним из главных кусков военного дележа будет территория России». Партия КПРФ выражает политические пристрастия не большей части России, однако, думаю, справедливо будет заметить, что высказанные опасения имеют широкое распространение в массовом сознании россиян. Причины, по которым недоверие имеет глубокие корни, кроются в выстроенной государственной идентичности, объединяющей жителей страны в единый коллективный субъект – государство. Об этом же свидетельствует следующая цитата из одного из последних интервью президента России: «И в нашей стране среди людей существует недоверие и к Америке, и к другим странам Североатлантического альянса, некоторым другим крупным мировым игрокам. С чем это связано? Это связано с нашей историей, с нашим восприятием друг друга» 8. Согласно проведенному в марте 2009 года опросу общественного мнения, 51% населения видит в военном блоке НАТО угрозу для России, 61% подчеркивают его агрессивный характер, и 53% считают, что интересы НАТО и России чаще расходятся, чем совпадают9. Однако при этом 51% всех опрошенных настаивают на необходимости укрепления сотрудничества нашей страны с североатлантическим альянсом. Скорее всего, сотрудничество пошло бы на пользу не только решению общих задач, но и повышению предсказуемости действий друг друга, снятию напряженности в отношениях.

Издревле России приходилось отражать нападения внешних врагов, посягающих на ее обширную территорию. Сейчас в силу одновременного ослабления вооруженных сил России и увеличения отставания от других стран тема «скрытого заговора» оживляет один из традиционных компонентов российской идентичности. Применение вооруженных сил НАТО для урегулирования вопроса по Косово стало одним из раздоров во взаимоотношении России и НАТО. России было сложно встать на позицию представителей других стран, охарактеризовавших действия сербов как однозначно агрессивные, поскольку в конфликт был вовлечен народ, рассматриваемый россиянами в качестве братского. Не только стратегические соображения лежат в основе протеста, направленного против возможного вступления в НАТО Украины и Грузии: СНГ остается приоритетным направлением внешнеполитической деятельности РФ, что закреплено в ее Концепции внешней политики10. Следует сказать, что противоборство двух блоков, НАТО и ОВД, долгое время служило укреплению собственной идентичности, в основе которой лежит оформление противостояния с теми, кто расценивается как «другой». Политика сближения 90-х годов оставила после себя негативный след, поскольку подчас проводилась с ущемлением национальных интересов России. Тогда же начали циркулировать идеи о манипулировании со стороны Запада, в особенности США, в целях ослабления потенциала России и превращения ее в «сырьевой придаток». В настоящее время если Америка и не рассматривается в качестве врага, то и другом она не стала, а заняла место «другого» по отношению к России. К сожалению, указанные тенденции сказываются на линии поведения по отношению к НАТО, а государственным деятелям приходится искать политику, учитывающую и скрытые риски, и открывающиеся возможности.

Официальные документы закрепляют и другие черты выработанного внешнеполитического курса. В частности, в Военной доктрине РФ содержится указание на опасность, связанную со «стремлением наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока»11. РФ стремится к укреплению коллективной безопасности в СНГ (в частности, с помощью ОДКБ) и дорожит независимостью своей внешней политики12.

Приведенные факты говорят о необходимости серьезной дипломатической работы, содействующей установлению отношений сотрудничества между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора. Внушает оптимизм готовность представителей НАТО к выработке общих решений. Так, в феврале 2010 года Мадлен Олбрайт в своем выступлении отметила, что «обе стороны смогут добиться многого, если нам удастся отрешиться от беспокойства и подозрительности, присущих прошлому, и следовать курсу общей стратегии посредством обмена информацией, пула ресурсов и предоставляя потенциал одной стороны для укрепления потенциала другой»13. Совсем недавно Генеральный секретарь Расмуссен представил новую идею «единой «крыши» безопасности», общей для стран-членов НАТО и России14.

Таким образом, несмотря на расхождения, возникшие в ходе истории между Россией и военным блоком НАТО, существуют такие явления международной жизни и общие черты, которые делают возможным и перспективным сотрудничество нашей страны с данной организацией. Большая интеграция России в международное сообщество путем интенсификации контактов служит цели повышения ее роли в международных отношениях и ее национальной безопасности. Помимо осуществления мероприятий военного сотрудничества, а также по выработке единого политического видения на всех уровнях, необходимо принять меры, направленные на формирование пересекающейся категоризации: преодоление базовой дихотомии «мы»/«они» и создание новой группы «мы» перед лицом общих вызовов и угроз. Государственная идентичность никогда не бывает сформированной до конца, в ней остается потенциал трансформации. Нередко ее новое направление задает руководящее лицо, переосмыслению способствует и динамика взаимодействия с другими государствами и международными организациями. Мне импонирует точка зрения заместителя председателя группы экспертов, назначенной Генеральным секретарем НАТО, Йеруна ван дер Веера, согласно которой тремя важными элементами для общественной поддержки НАТО являются «репутация, ясная стратегия и доверие людям, руководящим организацией, или ее основным участникам»15. Хотелось бы добавить еще несколько конструктивных идей относительно того, что будет способствовать развитию диалога России и НАТО:

- дальнейшее развитие двусторонних отношений со странами-членами Организации Североатлантического договора, включая интенсификацию усилий по созданию безъядерного мира.

- поскольку понятие безопасности в настоящее время включает в себя не только военно-стратегический компонент, необходимо сотрудничество и в рамках других организаций, на уровне экономики и экологии.

- Россия нуждается в сильной государственной идентичности, для подкрепления которой не потребовалось бы использование «образа врага» с последующим осложнением взаимоотношений.

- определение желаемого статуса отношений Россия-НАТО, формы участия в совместной деятельности, согласованных с национальными интересами.

- акцентуация совместных достижений, закрепление в массовом сознании ярких образов осуществившегося сотрудничества в достижении общих целей. Демонстрация тех событий, которые служат объединению (наподобие совместного празднования Дня Победы).

- подготовка документальных изданий, посвященных истории операций НАТО, призванных сделать политику Организации более прозрачной и понятной для представителей других стран.

- интенсификация контактов на уровне специалистов стран-участниц Договора и РФ (с вниманием не только к военной составляющей, но и к гуманитарному направлению).

- в качестве средства выступает знакомство с альтернативной версией истории. Внимание должно быть уделено социализации молодежи, усвоению новых, направленных на сотрудничество ценностей. Некоторым официальным сайтам уже давно необходимо обновление информации (например, сайту Совета Россия-НАТО16).

Примечания

[1] Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений (учебное пособие). – М.: РАДИКС, 1994. – С. 193-195.

2 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. 12.07.2008 N Пр-1440) // Официальный сайт компании "Консультант Плюс". URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=85021 (дата обращения: 25.05.2010).

3 Встреча с Генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном // Сайт Президента России. 16.12.2009. URL: http://www.kremlin.ru/news/6356 (дата обращения: 25.05.2010).

4 Там же.

5 Интервью телекомпании «Си-Эн-Эн» // Сайт Президента России. 20.09.2009. URL: http://www.kremlin.ru/news/5516 (дата обращения: 25.05.2010).

6 Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений (учебное пособие). – М.: РАДИКС, 1994. – С. 79-80.

7 Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений (учебное пособие). – М.: РАДИКС, 1994. – С. 106.

8 Интервью Дмитрия Медведева газете «Известия» // Сайт Президента России. 07.05.2010. URL: http://www.kremlin.ru/news/7659 (дата обращения: 25.05.2010).

9 Отношение к НАТО // Сайт Фонда «Общественное мнение». 19.03.2009. URL: http://bd.fom.ru/report/map/d091111 (дата обращения: 25.05.2010).

10 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. 12.07.2008 N Пр-1440) // Официальный сайт компании "Консультант Плюс". URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=85021 (дата обращения: 25.05.2010).

11 Указ Президента РФ от 05.02.2010 N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации" // Официальный сайт компании "Консультант Плюс". 05.02.2010. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=97325 (дата обращения: 25.05.2010).

12 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. 12.07.2008 N Пр-1440) // Официальный сайт компании "Консультант Плюс". URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=85021 (дата обращения: 25.05.2010).

13 Выступление Мадлен Олбрайт в Московском государственном институте международных отношений МИД России, Москва, Россия // Организация Североатлантического договора. 11.02.2010. URL: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/opinions_61448.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 25.05.2010).

14 'Создание архитектуры евроатлантической безопасности' - Выступление Генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена на Брюссельском форуме – 2010, организованном Германским фондом Маршалла в Брюсселе (Бельгия) // Организация Североатлантического договора. 27.03.2010. URL: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/opinions_62395.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 25.05.2010).

15 Группа экспертов представляет доклад о новой Стратегической концепции НАТО // Организация Североатлантического договора. 17.05.2010. URL: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/news_63644.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 04.06.2010).

16 URL: http://www.nato-russia-council.info/.

blog comments powered by Disqus