ru
Новости
  • 04.05.2018

    Конкурс эссе 2018

    Подробнее
  • 19.04.2018

    Начальник Генерального штаба ВС РФ встретился с верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО

    Подробнее
  • 09.04.2018

    Россия призывает НАТО разблокировать контакты по военной линии.

    Подробнее
  • 04.04.2018

    Новости конкурса эссе 2018

    Подробнее

17.04.2012Волков Михаил Викторович, г. Краснодар

Эссе на конкурс

Волков Михаил Викторович
кандидат исторических наук
независимый исследователь
г. Краснодар

Организация Североатлантического договора всегда занимала особое место в повестке дня официальных лиц, высокопоставленных политиков и военных Российской Федерации. Аббревиатура «НАТО» является частым гостем в сводках международных событий; она практически ежедневно звучит с экранов отечественных новостных каналов и из уст обывателей. Североатлантический альянс – излюбленный объект изучения российских журналистов, политологов, историков и международников. В современной России по натовской тематике проводят научные исследования, публикуют статьи и диссертации и даже пишут повести и романы в жанре военной футуристики. Иными словами, в российском информационном поле Альянс пользуется особой популярностью, чем может похвастаться не всякая международная организация. Отношения с НАТО – один из региональных приоритетов отечественной внешней политики[1]; немалое значение придается также прикладному российско-натовскому сотрудничеству в военной сфере. Символично, что текущий 2012 год – важная веха в истории российско-натовских отношений. 27 мая исполняется пятнадцать лет с момента подписания Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора, а 28 мая – десять лет с создания Совета Россия-НАТО. Альянс снова становится объектом повышенного внимания российской общественности, подводятся итоги и делаются прогнозы на будущее. И поскольку сотрудничество Североатлантического альянса и Российской Федерации в этом юбилейном году, конечно же, не прекратится, существует повод задуматься, почему оно является настолько значимым для обеих сторон.

С точки зрения здравого смысла наличие такого крупного военно-политического образования у собственных границ заставляет с ним, по меньшей мере, считаться. Российское политическое руководство нельзя упрекнуть в отсутствии здравого смысла, но в понимании данного вопроса оно идет дальше: в современных реалиях, когда «холодная война» осталась в прошлом вместе с частью имперских амбиций и несоизмеримо большей частью средств и методов их обеспечения, гораздо удобнее, выгоднее и мудрее наладить хорошие долгосрочные отношения со своим бывшим противником. Для НАТО же главным являлось «приручение российского медведя» и вовлечение его в общенатовский процесс с целью недопущения рецидива «холодной войны». Пользуясь разными  мотивами, стороны сошлись в целях и задачах. Партнерство России и НАТО стало ответом на вопрос, как должна выглядеть новая система безопасности в Евроатлантическом регионе. Для этого был выстроен целый механизм сотрудничества, в котором количество задействованных «узлов взаимодействия» прямо пропорционально интенсивности политического диалога.

В идеальном варианте расширение областей сотрудничества, а также увеличение их количества приводят к дальнейшему улучшению отношений между Россией и НАТО на уровне политического руководства, а потепление политического климата способствует более тесному сотрудничеству в прикладных сферах. Такой вот замкнутый круг. В то же время главным парадоксом системы российско-натовского сотрудничества по настоящее время оставалось более качественное развитие практического взаимодействия в конкретных областях по сравнению с политическим диалогом между руководством Альянса и правительством РФ. Связано это с тем, что по разным причинам политические элиты с обеих сторон не рассматривали (и не рассматривают до сих пор) друг друга в качестве официальных союзников. В качестве партнеров – несомненно, но с некоторыми оговорками, возникающими в результате непрекращающегося соперничества России и НАТО в вопросах расширения Альянса на восток и принятия новых государств-членов, а также по причине ряда болезненных вопросов, затрагивающих сферы национальной безопасности членов НАТО и России: в частности, проблемы Договора об обычных вооруженных силах в Европе, противоракетной обороны, а также независимости Абхазии и Южной Осетии. В итоге получается, что «хорошие» отношения, являющиеся самоцелью российско-натовского сотрудничества, не подразумевают союзнических, о которых до сих пор можно только мечтать. «Хорошие» отношения в данном случае – это некий баланс политических интересов между НАТО и Россией, причем стороны могут жертвовать своими наименее ценными интересами на основе компромисса, но тщательно оберегают жизненно важные, что естественно. Система российско-натовских отношений сродни канатоходцу под куполом цирка: отсутствие ярко выраженного перекоса в сторону интересов одного из партнеров обеспечивает балансировку системы. Как только возникает проблемный момент, затрагивающий особо ревностно оберегаемые сторонами интересы, система раскачивается, партнерство превращается в соперничество, латентная конкуренция становится жесткой и агрессивной, вследствие чего «канатоходец» теряет равновесие и стремительно летит вниз.

Если рассматривать систему российско-натовского партнерства именно с этих позиций, то в истории отношений России и НАТО «канатоходец» падал дважды: весной 1999 г. после начала бомбардировок Сербии и в августе 2008 г. в связи с событиями грузино-югоосетинского конфликта. При этом всяческое взаимодействие сторон на уровне политического руководства приостанавливалось. К счастью, это не означало ликвидации уже наработанного опыта сотрудничества в прикладных сферах, который слишком ценен, чтобы позволить им так бездарно распорядиться. Здесь можно проследить обнадеживающую тенденцию: если в 1999 г. отношения прекратились на пару лет и возобновились незадолго до создания Совета Россия-НАТО в 2002 г., то в 2008 г. они были временно приостановлены всего лишь на период с августа по декабрь[2].

В начале 2011 г. на фоне развивающейся военной операции НАТО в Ливии «канатоходец», как показалось, снова опасно накренился, но никакого замораживания отношений на этот раз не произошло. 10 марта президент РФ Д. Медведев подписал Указ № 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 года»[3]. Таким образом, Россия присоединилась к санкциям Совета Безопасности ООН и формально признала легитимность военной операции НАТО, несмотря на то, что премьер-министр В. Путин, в свою очередь, резко осудил резолюцию Совбеза, назвав её «неполноценной, ущербной, нелогичной и бессовестной»[4]. При этом подавляющее большинство населения России и часть общественных и политических деятелей всячески критиковали НАТО и сочувствовали режиму М. Каддафи, оперируя терминами государственных интересов России в Ливии и общей неприязни к Организации Североатлантического договора.

Двоякое отношение российского политического тандема к военной операции НАТО в Ливии вряд ли свидетельствует о его несогласованности или внутреннем расколе. Скорее, эмоциональные высказывания В. Путина были рассчитаны на отечественного обывателя, который привык воспринимать Альянс как некое инфернальное зло. Важно другое: в призме официальных российско-натовских отношений глубина и важность партнерских связей достигли к 2011 г. такого уровня, что в данном эпизоде смогли проявить свою устойчивость. Партнерские взаимоотношения России и НАТО оказались сильнее конкуренции – чуть ли не впервые с момента окончания «холодной войны». Это тоже своего рода показатель, значение которого не стоит недооценивать.

На сегодняшний день векторы взаимодействия России и НАТО направлены на отражение практически всех современных вызовов и угроз безопасности в Евроатлантическом регионе. К ним относятся борьба с международным терроризмом, распространением оружия массового поражения, морским пиратством, наркотрафиком, кризисами гуманитарного характера и катастрофами и некоторыми другими проблемами. Не углубляясь в глубины российско-натовского прикладного сотрудничества в военных и невоенных сферах, перечислим ключевые его достижения:

1) в 1998 г. по инициативе России был создан Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы[5]. Центр содействовал гуманитарным спасательным операциям во время кризиса беженцев в Косово в 1998-99 гг.[6], а также провел важную работу при реагировании на мощные наводнения в Украине, Румынии, Венгрии, Албании и Чехии, землетрясения в Турции в 1999 г. и в Узбекистане в 2003 г., лесные пожары в бывшей югославской республике Македонии и Португалии, экстремальные погодные условия в Украине и Молдове;

2) в феврале 2003 г. министром обороны России и генеральным секретарём НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ по спасению экипажей аварийных подводных лодок[7]. Впоследствии в результате сотрудничества в данном направлении и наличия контактов между высокопоставленными военными из России и стран НАТО оказалось возможным спасти жизни семерых моряков – экипажа российского подводного аппарата, который во время планового погружения 4 августа 2005 г. у берегов Камчатки запутался на глубине более 180 метров в рыболовецких сетях и элементах подводной системы гидрофонов и не смог всплыть[8]. Уже один этот пункт оправдывает все российско-натовское сотрудничество начиная с распада СССР;

 3) 9 марта 2011 г.  президент Д. Медведев подписал федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации»[9], тем самым де-юре оформив уже существующий длительное время транзит грузов, предназначенных контингенту НАТО в Афганистане (ISAF). Данное соглашение будет также использоваться в рамках планируемого сокращения присутствия ISAF в стране и последующего вывода контингента в 2012-14 гг.;

4) в рамках борьбы с пиратством Альянс с октября 2008 г. организовал постоянное присутствие своих военных кораблей в Аденском заливе[10]. Российский ВМФ также принимал активное участие в патрулировании данного проблемного региона и обеспечении безопасности проходящих через него судов.

Перечень можно продолжать еще долго, ведь помимо указанных сфер взаимодействия Россия и НАТО сотрудничают в научных исследованиях (здесь можно выделить проект по дистанционному обнаружению взрывчатых веществ), в воздушном пространстве, в сфере материально-технического обеспечения и других областях. Множество подобных точек соприкосновения в рамках прикладного сотрудничества формируют фундамент системы партнерства России и НАТО. В свою очередь, конкуренция, возникающая на уровне политических элит в результате противоречий и конфликтов государственных интересов, – своеобразная «надстройка» данной системы, ограничивающая запас ее устойчивости и способности удерживать равновесие. Преодоление данных противоречий или сведение их влияния к минимуму – главная задача строительства современных российско-натовских отношений.

Лиссабонский саммит в ноябре 2010 г. стал не только очередным этапом, на котором Россия и НАТО вновь свели к единому знаменателю длинный перечень проблем, угроз и вызовов современности, качественная борьба с которыми возможна только при надлежащем уровне российско-натовского взаимодействия. На саммите был проделан огромный объем работ с целью преодоления парадокса партнерства Российской Федерации и Североатлантического альянса, связанный с конкуренцией сторон в силу конфликтов государственных и политических интересов. России и НАТО предстоит непростая работа по дальнейшему развитию собственного взаимодействия, но, оглядываясь назад, нельзя не отметить, что достигнуто уже немало. Задача заключается не в сохранении текущего опыта партнерства, задача состоит в его приумножении – чем стороны и будут активно заниматься в будущем.



[1] Концепция внешней политики Российской Федерации. № ПР-1440. Утверждена 12 июля 2008.

[2] Обойдемся без НАТО // Вести.Ru, 22 августа 2008; НАТО нехотя вновь протянула России руку дружбы // «Известия», 19 декабря 2008.

[3] Указ о применении ряда ограничений в отношении Ливии. 10 марта 2011 // http://www.news.kremlin.ru/acts/10558.

[4] Интервью премьер-министра РФ В.В. Путина // http://www.youtube.com/watch?v=ikh4Eq618P4&feature=related.

[5] Earthquake-induced disasters: limiting the damage. NATO, Brussels, 2004.

[6] Безопасность посредством партнерства. НАТО, Брюссель, 2005. С. 31.

[7] Отношения России с НАТО. Основные направления сотрудничества // http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_50090.htm.

[8] Спасательная операция на Тихоокеанском флоте. 8 августа 2005 // http://www.cast.ru/comments/?id=189.

[9] Подписан закон о ратификации соглашения между Россией и США о транзите военных грузов в Афганистан через территорию России. 9 марта 2011 // http://www.kremlin.ru/news/10551.

[10] Counter-piracy Operations // http://www.nato.int/cps/en/natolive/topics_48815.htm?selectedLocale=en.

 

blog comments powered by Disqus