ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

12.07.2013Максим Клочихин, г. Москва

Эссе на конкурс

Клочихин Максим Владимирович
студент 3 курса
факультета 
международных отношенийМГИМО (У) МИД РФ
г. Москва

  «Россия и НАТО в противодействии совместным вызовам и угрозам безопасности 21 века» 

Целью данного эссе является анализ состояния взаимодействия стран-членов НАТО и РФ в области противодействия  новым вызовам и угрозам безопасности, которые могут быть решены коллективным путем, а также выведение перспектив подобного взаимодействия.

Для начала, думается, стоит идентифицировать вызовы и угрозы безопасности, которые России и НАТО необходимо решать совместно. В наши дни крупнейшей угрозой безопасности государств, которую невозможно решить в одиночку, является международный терроризм. Для терроризма не существует границ и национальностей, что подтверждает крупнейшая террористическая организация «Аль-Каида», ячейки которой есть практически во всех странах. Набирает силу и трансграничная организованная преступность: торговля наркотиками, являющаяся самым прибыльным преступным бизнесом, торговля оружием, благодаря которой террористы получают современное вооружение. Совместным новым вызовом представляется и морское пиратство в зонах Аденского и Гвинейского заливов.

Несмотря на охлаждение отношений в 2008 году, после операции по принуждению Грузии к миру, взаимодействие НАТО и РФ в борьбе с новыми вызовами и угрозами развивается. В частности, в рамках Комитета Совета Россия-НАТО по «Науке ради мира и безопасности» проводится работа по противодействию новым угрозам при помощи сотрудничества в области науки и экологии: защита от химических, биологических и радиационных предметов, кибербезопасность, противодействие экологическому терроризму, прогнозирование и предотвращение стихийных действий и катастроф. В его рамках была создана группа экспертов, которая изучает социально-психологические последствия терактов. Существует также экспертная группа по обнаружению взрывчатых веществ, поясов смертников и самодельных взрывных устройств.

В 2002 году была создана межведомственная рабочая группа, целью которой являлось, в первую очередь, военное сотрудничество РФ – НАТО по вопросам международного терроризма: организация и проведение совместных антитеррористических учений, обмен разведывательной информацией и совместные операции специальных подразделений[i].  В данной рабочей группе обсуждаются концептуальные подходы к борьбе с терроризмом. Группа разработала ряд совместных документов, оценивающим террористические угрозы гражданской авиации, включая объекты инфраструктуры, угрозы от исламистского экстремизма в Центральной Азии, со стороны «Аль-Каиды».

Более того, в рамках Совета Россия-НАТО осуществляются не только обмен информацией, проведение совместных консультаций, но также изучаются недавние террористические акты с целью извлечения выводов и выработки стратегии по борьбе с подобными актами в будущем и по использованию гражданских служб в случае терактов. В июне-июле 2004 года в Словении прошла конференция, на которой встретились представители медицинских, правоохранительных и спасательных ведомств государств-членов  Совета Россия-НАТО. На конференции стороны делились практическим опытом освобождения заложников, предотвращения терактов, а также минимизации их последствий. А в декабре того же года на заседании Совета Россия-НАТО был выработан комплексный план действий по терроризму[ii].  Что касается отработки навыков по обеспечению безопасного хранения ядерного оружия, то в 2004 году были также проведены учения «Авария-2004» и «Калининград-2004».

Тогда же в рамках борьбы с терроризмом стороны начали совместную военно-морскую контртеррористическую операцию в Средиземном море «Активные усилия», в которой принимал участие ряд кораблей ВМФ РФ: сторожевые корабли «Пытливый» (2006 год), «Ладный» (2007 год).  Количество кораблей РФ в рамках данной операции постоянно увеличивается.

Также РФ и НАТО активно взаимодействуют в области гражданского и чрезвычайного планирования. Создается потенциал Совета Россия-НАТО, который смог бы обеспечивать быстрое реагирование на террористические акты с угрозой применения или применением оружия массового уничтожения, а также на стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации.  Россия в 2004 году выдвинула ценную инициативу: формирование специальных подразделений по обнаружению опасных веществ.

Что же касается предотвращения террористических актов на воздушных судах, то для этого была выработана Инициатива о сотрудничестве по использованию воздушного пространства (ИСВП), в рамках которой в 2006 году начато создание системы раннего предупреждения о подозрительных действиях самолетов. Со стороны НАТО реализацию Инициативы о сотрудничестве по использованию воздушного пространства обеспечивает Агентство НАТО по консультациям, командованию и управлению. Со стороны РФ за Инициативу о сотрудничестве по использованию воздушного пространства отвечает Государственная корпорация по организации воздушного движения под руководством Федеральной аэронавигационной службы, а тех обеспечением занимается концерн «Алмаз-Антей».[iii] Сама система состоит из двух координационных центров в Москве и Варшаве и в местных координационных пунктов в трех российских городах, а также в Норвегии, Польше и Турции. С 2011 года проводятся и контртеррористические учения на воздухе «Бдительное небо».

В 2011 году на встрече Совета Россия-НАТО в Берлине был утвержден новый план действий по борьбе с терроризмом. План предусматривает дальнейший обмен информацией, проведение мероприятий по нераспространению оружия массового уничтожения.  В январе 2012 года была одобрена «дорожная карта» сотрудничества до 2014 года, включающая в себя вопросы сотрудничества в области борьбы с терроризмом, а также морским пиратством, а уже в марте 2012 в штаб-квартире НАТО были проведены первые контртеррористические военно-гражданские командно-штабные учения[iv].

Активно развивается программа СТАНДЕКС, направленная на разработку методов дистанционного обнаружения взрывоопасных предметов на общественном транспорте[v].

Развивается сотрудничество в борьбе с наркотиками. Так с 2005 года на базе Центра МВД РФ, в США и в Турции в рамках Совета Россия-НАТО ведется профессиональная подготовка кадров для государственных структур Афганистана, и стран Центральной Азии, занимающихся борьбой с наркотиками[vi].

Данный проект, проводимый при сотрудничестве с Управлением ООН по наркотикам и преступности, имеет целью противодействие наркотрафику из Афганистана и направлен на наращивание местного потенциала и укрепление регионального сотрудничества на основе обмена опытом между РФ, членами НАТО и странами Центральной Азии (Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Казахстана), Афганистана и Пакистана, который присоединился к программе в 2010 году. В настоящее время в странах Центральной Азии, Афганистане и Пакистане проводятся краткосрочные курсы подготовки специалистов.

Что касается борьбы с международным пиратством, то стороны для обеспечения оперативной совместимости в области борьбы с пиратством в районе Индийского океана с 2008 года проводят совместные военно-морские учения «Океанский щит»[vii] в районе Аденского залива. Более того, в регионе уже осуществляются совместные операции по освобождению заложников и по защите торговых судов от пиратов. В 2012 году стороны по линии рабочей программы Россия-НАТО рассмотрели возможные шаги по укреплению сотрудничества в борьбе с морским пиратством[viii]. Стороны договорились об укреплении информационного обмена и координации и предоставлении взаимной поддержки: медицинской помощи, дозаправки.

Считается, что успешной совместной борьбе с вышеперечисленными  проблемами препятствует отсутствие должного доверия между РФ и НАТО из-за разногласий в политической сфере. В этой связи хочется подчеркнуть необходимость диверсификации сотрудничества (иными словами, к примеру, противоречия в вопросах расширения НАТО на Восток или осуждение НАТО российской операции по принуждению Грузии к миру, равно как и осуждение ряда операций НАТО со стороны России не должны препятствовать сотрудничеству в области борьбы с глобальными вызовами).

Думается, необходимо дальнейшее углубление информационного обмена между странами НАТО и РФ, что может привести к своевременному предотвращению террористических актов.

Также представляется крайне важным увеличение числа совместных операций специальных служб России и стран-членов НАТО для пресечения террористических актов, наркотрафика и наркоторговли (а также торговли оружием), морского пиратства.

Думается, что в будущем, несмотря на сохранение разногласий по ряду политических вопросов, РФ и НАТО продолжат укрепление взаимодействия в области противодействия глобальным вызовам и угрозам. РФ может многое предложить своим партнерам в области борьбы с новыми вызовами: она обладает разведывательным потенциалом, опытом предотвращения террористических актов и борьбы с наркоманией, политическим влиянием в важных регионах мира. НАТО же обладает мощным военно-политическим потенциалом. Совместная работа РФ и НАТО в этих направлениях должна быть многомерной и разнообразной.

В заключение, стоит упомянуть, что в наступившем 21 веке выкристаллизовались такие вызовы и угрозы безопасности, которые в силу своего трансграничного состояния или такого масштаба проблемы, угрожающего национальной безопасности нескольких государств, и, соответственно, не могут быть решены силами одного национального государства. Поэтому представляется особенно важным взаимодействие в данной области таких ключевых игроков на международной арене как НАТО и РФ. 

Список использованной литературы и источников:

1.  «Внешняя политика и дипломатия Российской Федерации». Учебник/Пред. ред. совета А.Н. Панов.-М.:Восток-Запад,2010

2. URL:(http://natomission.ru/cooperation/nrc). Дата обращения: 20.04.2013.

3. URL:(http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_50090.htm). Дата обращения: 20.04.13

4. URL:(http://www.nato.int/cps/ru/SID_B3CC1601-46EDF197/natolive/news_98853.htm). Дата обращения: 20.04.2013.

5. URL:(http://ria.ru/spravka/20130423/933951631.html#ixzz2RwqRFdux). Дата обращения 01.05.13.

6. URL:(http://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_72737.htm). Дата обращения 03.05.13 



[i] «Внешняя политика и дипломатия Российской Федерации». Учебник/Пред. ред. совета А.Н. Панов.-М.:Восток-Запад,2010-85с.

[ii] URL:(http://natomission.ru/cooperation/nrc). Дата обращения: 20.04.2013.

[iii] URL:(http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_50090.htm). Дата обращения: 20.04.13

[iv] URL:(http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_50090.htm). Дата обращения: 20.04.13

[v] URL:(http://ria.ru/spravka/20130423/933951631.html#ixzz2RwqRFdux). Дата обращения 01.05.13.

[vi] «Внешняя политика и дипломатия Российской Федерации». Учебник/Пред. ред. совета А.Н. Панов.-М.:Восток-Запад,2010-126с.

[vii] URL:(http://www.nato.int/cps/ru/SID_B3CC1601-46EDF197/natolive/news_98853.htm).  Дата обращения: 20.04.2013.

[viii] URL:(http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_50090.htm). Дата обращения: 20.04.13

 

blog comments powered by Disqus