ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

15.07.2013Ольга Петрова, Москва

Текст эссе О. Петровой

Петрова Ольга Вячеславовна
студентка 2 курса
факультета мировой экономики и мировой политики          
направления Международные отношения        
НИУ «Высшая школа экономики»г. Москва

 

     В условиях глобализации и интеграции все чаще региональные конфликты и проблемы отдельных государств перерастают в международные и требуют коллективного решения. Помимо угроз, преследующих нас с XX века, мир столкнулся с новыми вызовами: международным терроризмом, киберпреступностью, распространением ядерного оружия, ростом экологических катастроф и др. Необходим эффективный механизм разрешения глобальных проблем, предотвращения конфликтных ситуаций и международной преступности и обеспечения мира. Одним из вариантов такого межнационального органа является Совет Россия-НАТО.
      Как известно, за шестидесятилетнюю историю существования Организации Североатланитического договора отношения НАТО и СССР/России значительно изменились и трансформировались из враждебных в более или менее дружественные отношения. Считается, что в 2002 г., когда главами государств и правительств Российской Федерации и государств-членов Организации Североатланитического договора была подписана Римская декларация и был учрежден Совет Россия-НАТО, начался качественно новый этап отношений между Россией и государствами-участниками НАТО. Согласно основополагающему документу – декларации «Отношения Россия-НАТО: новое качество», РФ и государства-члены Организации Североатлантического договора работают в качестве равноправных партнеров. Следует отметить, что такая форма взаимодействия показывает огромный скачок России, возврат былой мощи и авторитета.

      Будущее Совета Россия-НАТО достаточно актуальная тема по следующим причинам. Во-первых, партнерские отношения, построенные на взаимном доверии,  между странами-членами НАТО и Россией являются залогом безопасности не только в Европе, но и в мире в целом. Существует целый ряд общих вызовов и угроз, требующих срочного решения. Во-вторых, перед Россией стоит непростая внешнеполитическая задача - формирование, развитие дружественных отношений с государствами-членами НАТО. Взаимоотношения России с Организацией Североатлантического договора  достаточно неустойчивые, поэтому необходимо создать предсказуемое сотрудничество во избежание конфликтных ситуаций. В альянсе 28 государств, которые вместе с основной целью организации – обеспечения коллективной безопасности в Североатлантического регионе, имеют свои национальные интересы и отношения с Россией. В-третьих, существует много разногласий между государствами-членами Совета, которые необходимо преодолеть для эффективного сотрудничества и достижения совместных целей.

      По мнению автора, необходимо различать внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Советом Россия-НАТО, и обратить особое внимание на разногласия внутри данного сотрудничества, несколько мешающие эффективной работе Совета и снижающие уровень взаимного доверия.
      Так среди внешних совместных вызовов и угроз безопасности выделяют «борьбу с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетную оборону театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, поиск и спасание на море, сотрудничество между военными и чрезвычайное гражданское планирование и реагирование»[1]. На настоящий момент ведутся учения, обсуждения вопросов касательно положения в  Афганистан и Сирии. Было учреждено около двадцати пяти рабочих групп и комитетов для обсуждения и разрешения областях, представляющих взаимный интерес. Россия и государства-участники НАТО регулярно обмениваются информацией, опытом и мнением о миротворческих операциях, противодействии распространения  договоренностей в области нераспространения ядерных, биологических и химических веществ, имеют практическое сотрудничество – проводят совместные военные учения, показы и испытания. Также ведется сотрудничество в научной сфере. Например, ученые России и государств-участников НАТО разрабатывают технологии, позволяющие обнаруживать самодельные взрывные устройства и др. О расширении работы двадцати девяти государств Совета Россия-НАТО говорит и расширенный диалог с участием министров иностранных дел и министров обороны и взаимодействие парламентов стран.

      Однако автор делает особый акцент на разногласия внутри Совета Россия-НАТО и рассматривает их как внутренние вызовы и угрозы. Порой чрезмерно активная  деятельность Организации Североатлантического договора, ущемляющая национальные интересы России, проявляется в применении силы за пределами стран-участниц и на удаленных от их границ территориях, но близких к российским границам. Показательным примером является работы Совета России-НАТО в связи с российско-грузинской конфликтом в августе 2008 г. В непосредственной близости от границ России имел место военный конфликт между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией, Абхазией и Российской Федерацией, с другой. Применение силы Россией было воспринято как  угроза безопасности Грузии – потенциального государства-члена НАТО. Таким образом, можно было сделать вывод, что, несмотря на частые встречи, переговоры, множество проектов, совместных учений и деятельность рабочих групп, СРН сработал не совсем эффективно, не разрешил военный конфликт мирным путем, поскольку Россия и страны-члены Организации Североатлантического договора имеют разные представления разрешения данного национально-территориальных конфликта.

      Также Россию несколько не устраивают следующие действия Организации Североатлантического договора:
1) Расширение НАТО на восток – активизация деятельности НАТО на постсоветском пространстве. В рамках двустороннего сотрудничества «Партнерство ради мира» с соседними России государствами, в частности, с Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, проводятся совместные военно-морские учения. НАТО все больше разворачивает деятельность в Каспийском регионе, что крайне невыгодно России. Что касается Украины, ведется ускоренный диалог НАТО с властями соседней России страны по поводу вступления Украины в состав альянса при несогласии значительной части граждан и риска выхода Крыма из состава Украины. Данные действия НАТО вызывают настороженность и недоверие, как соседним государствам, так и партнеру СРН. Хотя в одном из интервью бывший представитель России в НАТО Д.О. Рогозин предположил, что вряд ли Украина или Грузия вступят в НАТО, когда «вопрос о вступлении Украины в НАТО поставил эту страну на грань раскола. А Грузию вверг в братоубийственную войну и привел к уменьшению территории»[2].

2) Установление системы противоракетной обороны НАТО в Восточной Европе, дальность действия которой позволяет достичь стратегически важные объекты России. России кажется, что НАТО не учитывает интересы России и ПРО НАТО направлена против нее. Руководство НАТО в свою очередь утверждает, что не собираются нарушать глобальную стратегическую стабильность. Гонка оборонительных вооружений порождает работу над самим вооружением, поэтому по мнению автора, стороны должны как можно скорее решить этот вопрос и России выгоднее сотрудничать с Организацией Североатлантического договора, нежели противостоять ему.

3) Риск вмешательства НАТО в процесс урегулирования подобных российско-грузинской войне национально-территориальных конфликтов в бывших советских республиках, и несоблюдение интересов России усиливают итак не сложные отношения России Организации Североатлантического договора. Замороженный конфликт в Нагорном Карабахе, ситуация Приднестровья и Молдавии требуют решения с учетом интересов России и ее граждан.    

        Проблема сотрудничества России и НАТО заключается не только в преследовании национальных интересов и различии представлений и целей государств-членов Совета, но и в отношении к этой форме диалога и восприятии организации руководствами государств, экспертных центров, представителей партий и т.д., то есть внутриполитическими факторами в России и странах Евроатлантического сообщества. В первую очередь следует обратить внимание на Соединенные Штаты Америки, как инициатора и основателя НАТО. Антиамериканские и антироссийские настроения, мышление времен холодной войны и амбиции каждой стороны затрудняют эффективное сотрудничество и достижение поставленных целей. Сложно выстраивать доверительные отношения, когда в обоих государствах некоторые авторитетные политики и аналитики считают Россию и США противниками, а как показывают результаты опроса общественного мнения, проведенного в январе 2011 г. Центром Левады, 23% россиян называют НАТО противником после чеченских боевиков (43%) и США (23%).

       Несмотря на то, что Россия никогда не вступит в НАТО, Совет  Россия и НАТО представляется органом с большим потенциалом стать эффективным механизмом противодействия вызовам и угрозам XXI века. По мнению автора, единственное, чего не хватает СРН, это транспарентности и предсказуемости, что повысило бы уровень доверия между сторонами Совета. Важно убедить российские власти и общество, что НАТО является механизмом предотвращения войн и международной преступности и обеспечения мира, стабильности и безопасности. 

      Иногда кажется, что Организация Североатлантического договора становится своего рода жандармом мира и своего рода дублирует функции Совета Безопасности ООН и ОБСЕ. Важно, чтобы НАТО не становилась единственным органом, обеспечивающим коллективную безопасность в в Евроатлантическом регионе и разрешающей национально-территориальные конфликты, поскольку это часто не входит в компетенцию НАТО, противоречит документам Организации Объединенных Наций и умаляет ее эффективность. Также стоит обратить внимание на то, чтобы страны НАТО вмешивались в конфликт и применяли силу только при действительной угрозе безопасности государств-членов альянса. Также разногласия в отношениях России и Соединенных Штатов, основателей Организации Североатлантического договора, отражаются на отношениях Совета Россия-НАТО, что значительно тормозит и мешает плодотворному сотрудничеству.  

      Таким образом, прагматичное стратегическое сотрудничество государств-участников России и НАТО является проявлением существующей реальности; наглядным примером осознания и ясного понимания того, что вызовы и угрозы XXI века касаются каждого государства, требуют коллективного противодействия и объединяют страны, некогда являющиеся противниками. 



[1] Rome Declaration. 28/5/2002. URL: http://www.nato-russia-council.info/media/69558/2002.05.28_nrc_official_statement__hos.pdf

[2] Интервью Постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина сайту Газета.ру. 25 января 2011. Режим доступа: http://natomission.ru/society/article/society/artpublication/130/.



blog comments powered by Disqus