ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

15.07.2013Асият Тарчокова, г. Нальчик

Текст эссе А. Тарчоковой

Тарчокова Асият Арсеновна
магистрантка 1 г.о.
Юридического факультета
Кабардино-Балкарского государственного университета,
г. Нальчик

 

Россия и НАТО в противодействии совместным вызовам и угрозам безопасности 21 века

 

Оставаясь ведущей силой в мировой политике, государства или национальные образования до некоторой степени утратили способность в одиночку решать проблемы и воздействовать на ход событий. Они всё более уязвимы перед лицом внешних угроз.[1]

21 век - это столетие новых угроз и вызовов международной безопасности, век перемен, наглядно показывающих, насколько переплетены между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены региональная, национальная, международная и глобальная составляющие безопасности. И в этом случае мы можем констатировать, что  большая ответственность в сохранении мира и соблюдении мер безопасности лежит на каждом из участников мирового сообщества, будь то индивидуальное представительство отдельного государства или коллективное в рамках международной организации.

Перед всеми государствами стоит задача  формирования нового мирового порядка, который обеспечивал бы безопасность всех народов и стран, способствовал бы их сотрудничеству на основе принципа гармонизации  национальных и международных интересов. Следовательно, процессы глобализации содействуют единению государств перед лицом глобальных проблем и вносят серьезные изменения в их внутреннюю и внешнюю политику.[2]

Новые проблемы и вызовы осложняют и в то же время повышают роль дипломатии, требуя от нее применения новых средств, методов ведения внешней политики, а также оперативности и эффективности в их применении. Сложность заключается, прежде всего, в конфликте интересов и избираемых приоритетов в ответ на те или иные вызовы. Ведь, несмотря на очевидные процессы интеграции и глобализации, «существует мало свидетельств того, что появление всеобъемлющей глобальной связи приводит к значительному сближению точек зрения и убеждений». [3]

Практика многих десятилетий показала, что конфликт невозможно разрешить, используя только военную силу. На международной арене все чаще стали говорить о применении так называемой «мягкой силы», основывающейся на экономическом потенциале государства, ее культурных и политических ценностях, легитимной, нравственной и авторитетной внешней политике. Я думаю, предпочтение политики применения «мягкой силы» «жесткой силе» может повлиять в будущем на политику не только отдельных государств, но и международных организаций. Применение «мягкой силы» может быть особенно актуальным именно  в сфере безопасности, и ее правильное и активное использование вполне может стать определяющим фактором выделения тех или иных субъектов международных отношений в качестве доминирующих на мировой арене.

Любой из современных конфликтов требует комплексного подхода. Крайне важно избегать перехода миротворческой деятельности на уровень боевых операций и действовать в соответствии с принципами международного права. Здесь же можно вспомнить и о четырех измерениях военной мощи, перечисленных Сэмюэлем Хантингтоном в его книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» («The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order»), - это количественное, технологическое, организационное, и наконец, общественное измерение - способность и желание общества эффективно применять военную силу. Признание национальным и мировым обществом, легитимность и обоснованность принимаемых во внешней политике решений и действий - основные принципы, ориентация на которых откроет сегодня новые возможности для успешного противостояния новым проблемам в сфере международной безопасности.

Необходимо также помнить и понимать, что волны на поверхности океана не всегда вызываются ветрами. Самые опасные и неожиданные из них образуются подземными толчками. Такая же картина наблюдается и в мировой политике. Начало каждой из новых проблем и вызовов были заложены глубоко политикой предыдущих лет и десятилетий. В этой связи, следует учитывать многолетнюю историю взаимоотношений России и государств НАТО и не повторять ошибок, последствия которых могут отразиться на эффективности международной политики на годы вперед.

Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора, ставший в свое время компромиссом в трудной ситуации, сохранив одновременно фундаментальные установки сторон, должен получить новый виток в развитии перспективного взаимодействия. Это взаимодействие должно крепнуть как в отношении уже не новых проблем (сотрудничество в Афганистане, на Ближнем Востоке), так и в ответ относительно новым угрозам безопасности (международному терроризму, пиратству, киберпреступности, наркотрафику и т.д.).

Современная архитектура евроатлантической безопасности во многом оправдала свою роль в международной политике. Однако новые вызовы современности требуют новых подходов и переосмысления действующей системы безопасности, и наступило время возобновить переговоры о перспективах модернизации действующей системы.

Угрозы нарушения основ мироустройства и системы международной безопасности приводят к снижению степени предсказуемости и регулиру­емости современных международных отношений. Определяющей в строительстве международной безопасности является вопрос о том, насколько государства готовы поступиться своим суверенитетом и своей национальной  безопасностью для создания наднациональной архитектуры безопасности.

На мой взгляд, совершенствование современной архитектуры безопасности на евроатлантическом пространстве будет способствовать упрочению принципа неделимости и единства безопасности в соответствии с международным правом. В этом вопросе особая роль принадлежит взаимоотношениям России и НАТО, и здесь следует выделить несколько основных пунктов в поддержку данной идеи:

ü    Современные вызовы и угрозы безопасности, такие как  терроризм, киберпреступность, распространение ядерного оружия, наркоторговля и т.д. требуют создания эффективных механизмов для разрешения разногласий путем образования новых и реформирования существующих наднациональных институтов.

ü    Интенсивное укрепление национальной безопасности отдельных государств приводит к расшатыванию и постепенному подрыванию международной и глобальной безопасности.

ü    Преодоление новых проблем протекает в то время, когда международные организации не всегда в состоянии урегулировать межэтнические и межрелигиозные конфликты, а, следовательно, и воздействовать на процессы дезинтеграции внутри государств и регионов. В этом случае возрастает роль межрегиональных организаций.

ü    В ответ на новые угрозы целесообразно и существенно открыть свободное сотрудничество между евроатлантической и евроазиатской пространствами, охватывающими такие межрегиональные организации, как НАТО, ЕС, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ. Совместные действия в сфере безопасности будут способствовать снижению конфронтации и повышению уровня сотрудничества в обеспечении всеобщей безопасности. Более того, особенно важно признание и поддержание роли Совета Безопасности ООН в обеспечении международного мира и соблюдении норм международного права в сфере безопасности, в том числе с целью избегания дуализма в применении этих норм.

ü    Несомненно, по моему мнению, и то, что процесс совершенствования архитектуры безопасности должен включать в себя неотъемлемым этапом сокращение вооружений, в том числе ядерных, являющихся на сегодняшний день одним из ключевых вопросов, вызывающих разногласия.

ü    Одна из проблем, требующих пересмотра отдельных элементов политики безопасности, - неэффективное содействие достижению мирного урегулирования современных конфликтов, что можно избежать путем применения правил и процедур, предписанных международными соглашениями.

Эффективное разрешение многих проблем зависит от того, какой станет общая стратегическая направленность развития отношений между Россией и НАТО. Основополагающей целью является обеспечение безопасности и поддержание мира не только на ограниченном пространстве, но и во всем мире. Решение этой задачи требует принятия ряда срочных мер: применение справедливых и равных переговоров между государствами; миротворческая деятельность, осуществляемая с соблюдением положений международного права;  оказание гуманитарной помощи и экономическая поддержка стран Третьего мира; защита прав и свобод человека;  и наконец, собственно укрепление международной системы безопасности, включая ее относительно новые виды, как энергетическая безопасность и кибербезопасность. Эти шаги должны быть общими и взаимными при объединении усилий и укреплении сотрудничества между НАТО и Россией в борьбе против современных угроз безопасности.

Совершенствование евроатлантической системы безопасности, являющейся ключевой во взаимоотношениях России и НАТО, может стать новой почвой для укрепления доверия между сторонами и плодотворного сотрудничества в сфере безопасности. Для этого Россия и НАТО должны оправдать себя как ответственные и надежные партнеры, чтобы продемонстрировать свою готовность и способность к открытому и равному уже не формальному, а практическому сотрудничеству в построении эффективной архитектуры безопасности. Тогда мы увидим плодотворные результаты совместных усилий в противодействии новым вызовам безопасности и осуществлении новых евроатлантических проектов.

России и НАТО важно научиться совместно и в рамках участия в международных организациях оценивать степень угрозы миру, нарушения общепринятых международных норм, чтобы верно определять характер ответа на новые вызовы.

На сегодняшний день очевидно, что нормативная база современного миротворчества во многом несовершенна, не разработаны, в частности, правовые нормы по организации и проведению миротворческих операций, особенно операций по принуждению к миру. Такое положение не позволяет эффективно реализовать возможности, заложенные в существующие механизмы коллективной безопасности. [4] В условиях нарастающей важности разрешения пробела в международно-правовом регулировании, этот вопрос мог бы стать одним из направлений взаимодействия России и НАТО. Большое значение для сближения России и НАТО, их военных структур имеет и сотрудничество на гуманитарном уровне.

Предыдущий генеральный секретарь ООН К. Аннан отмечал: "На национальном уровне мы должны управлять лучше, а на международном уровне мы должны научиться управлять лучше совместно. Эффективным государствам принадлежит первостепенная роль в решении обеих задач, и их способности в обоих аспектах должны расширяться". Россия и НАТО как участники мирового сообщества могут доказать жизнеспособность своих взаимоотношений через результативность совместной политики в борьбе с вызовами и угрозами международной безопасности.



[1] См.: Карл Кайзер. Взаимоотношения крупных держав в XXI веке. // Россия в глобальной политике. - № 5, Сентябрь-Октябрь 2007.

 

[2] Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства// Государство и право. - 2006. - №6. С.101

[3] Huntington, Samuel P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York, NY: Simon and Schuster, 1996.

[4] Давыдов Ю. П. Россия - НАТО в поисках перспективы // США*Канада: Экономика. Политика. Культура. - 1999.


blog comments powered by Disqus