ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

15.07.2013Валентина Турчина, г. Ярославль

Текст эссе В. Турчиной

Турчина Валентина Сергеевна
студентка 4 курса
факультетасоциально-политических наук       
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
г. Ярославль

 

 «Россия и НАТО в противодействии совместным вызовам и угрозам безопасности 21 века»

 

Организация Североатлантического Договора (НАТО), функционирующая с 1949 года, первоначально создавалась в качестве союза капиталистических стран, призванного обеспечивать безопасность и взаимную защиту государств от агрессивной коммунистической экспансии Советского Союза. Конечно, в период «холодной войны» сложно было представить партнерские, паритетные отношения США и России. Однако, с течением времени, в многополярном  глобализирующимся мире, а также при возрастающей роли геополитического фактора в определении вектора развития стран, появился ряд проблем, таких, как международный терроризм, угроза развертывания вооруженных конфликтов с применением новых видов вооружений, борьба с наркотрафиком, и других проблем, решение которых невозможно без участия и учитывания мнения членов всего мирового сообщества.

В истории НАТО был целый ряд важных встреч, каждая из которых происходила в ключевые моменты, когда Североатлантический союз сталкивался с необходимостью перемен в связи с новой обстановкой безопасности и стабильности Евроатлантического региона. Достижением процесса сотрудничества НАТО с государствами-партерами стало его сотрудничество с Россией.

Официальные отношения между Россией и НАТО начались в 1991 году, когда Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года — Совет евроатлантического партнерства). Этот форум был создан для укрепления транспарентности и диалога после окончания "холодной войны ". В 1994 году Россия присоединилась к программе "Партнерство ради мира ", а в 1996 году ‑ направила в Боснию и Герцеговину крупный контингент для участия в миротворческих силах под руководством НАТО.

В 1997 году в Париже был подписан первый основополагающий акт сотрудничества Россия-НАТО. С целью облегчения связи и сотрудничества 18 марта 1998 г. была открыта Миссия РФ при НАТО. 20 февраля 2001г. в Москве открылось Информационное бюро НАТО. 27 мая 2002 г. была открыта Военная миссия связи НАТО, целью которого явилось повышение прозрачности и развитие практического военного сотрудничества между руководящими военными органами НАТО и министерством обороны РФ [2].

Террористический акт, совершенный 11 сентября 2001 года в США послужил поводом к преобразованию структур НАТО. Основные составляющие новых отношений между Россией и НАТО были определены в мае 2002 года в Риме во время создания нового Совета Россия-НАТО [6]. Согласно этому документу предполагалось, что Россия и государства-члены НАТО будут продолжать активизировать сотрудничество в областях, включающих борьбу против терроризма, кризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры укрепления доверия, ПРО ТВД, поиск и спасание на море, сотрудничество между военными и чрезвычайное гражданское планирование и реагирование [5].

На современном этапе, согласно информации с официального сайта НАТО, основными направлениями сотрудничества РФ и НАТО являются поддержка ИСАФ (МССБ) и афганских вооруженных сил, обучение сотрудников правоохранительных органов Афганистана и Центральной Азии методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, инициатива о сотрудничестве по использованию воздушного пространства, противоракетная оборона театра военных действий и противоракетная оборона, нераспространение ОМУ и контроль за вооружениями, военное сотрудничество, борьба с морским пиратством, поиск и спасание экипажей аварийных подводных лодок, кризисное регулирование, оборонно-промышленное сотрудничество, тыловое обеспечение, гражданские чрезвычайные ситуации, научно-техническое сотрудничество.

Наиболее стратегически важные сферы сотрудничества между НАТО и Россией Относительно поддержки ИСАФ (международной силы содействия безопасности) и афганских вооруженных сил, а также обучения сотрудников правоохранительных органов Афганистана и Центральной Азии методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, ещё весной 2008 года Россия предложила оказать содействие сухопутному транзиту по своей территории грузов для действующих в Афганистане под руководством НАТО и по мандату ООН Международных сил содействия безопасности (ИСАФ/МССБ). В 2010 году этот маршрут для снабжения МССБ был открыт.

Через российскую территорию были переправлены более 379 тысяч военнослужащих и 45 тысяч контейнеров с военными грузами.

В апреле 2012 года в рамках проекта поддержки на базе ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод" в России открылись курсы для авиамехаников ВВС Афганистана по техобслуживанию и ремонту вертолетов.

В декабре 2012 года авиакомпания "Волга‑Днепр" совершила пробный рейс по маршруту Афганистан‑Ульяновск в рамках программы транзита грузов НАТО.

После 2014 года в НАТО планируется операция «Решительная поддержка», в которой примут участие около 8-12 тыс. военных, которые будут консультировать афганских коллег. С такими партнерами, как Россия, Грузия и Украина будут обсуждаться вопросы расширения военного сотрудничества[2].

Транзитный вопрос сотрудничества с НАТО вызывает неоднозначную реакцию у российских экспертов и аналитиков.

Эксперт центра изучения современного Афганистана и Российского Совета по международным делам, Никита Мендекович в качестве преимуществ положения России в этом вопросе выделяет возможность получения финансовой прибыли, политических рычагов влияния на США и Афганистан, поддержку борьбы против террористических группировок, угрожающих региональным интересам России. В качестве слабых сторон он выделяет то, что политика, проводимая совместно  с НАТО в Афганистане сама по себе не ведет к решению всех российских задач в регионе. Военные операции в Афганистане позволяют США закрепить свое влияние на Среднем Востоке[3]. Министр иностранных дел Сергей Лавров, что альянс "хочет сотрудничать лишь там, где это ему выгодно, например, в вопросах транзита". А вот генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что создание спецподразделений США о борьбе с наркотрафиком в странах Центральной Азии не функционально и "носит политический характер". Он подчеркнул, что "в рамках центральноазиатского региона и в рамках ОДКБ уже созданы соответствующие механизмы взаимодействия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков".

Как отметил, председатель "Движения развития" Юрий Крупнов, по сути, доктрина Монро снова претворяется в жизнь, но уже в крайне чувствительном для России регионе", — считает эксперт[1].

Таким образом, можно отметить, что необходимо минимизировать риски для России, связанные с транзитным вопросом: не допустить переориентации террористической активности Афганистана на территории стран Среднего Востока, которые являются российскими союзниками, способствовать недопущению возрастания подготовки афганских подразделений, а также необходимо повышение статуса такой международной организации, как ОДКБ и последовательное ее вовлечение в обеспечении прекращения наркотрафика в Центральной Азии.

Касательно поиска и спасания подводных лодок  - поводом к заключению еще в декабре 2000 года соглашения о рабочей программе Россия-НАТО по поиску и спасанию на море стала трагическая гибель российской подводной лодки «Курск». В феврале 2003 года было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в области поиска и спасения экипажей аварийных подводных лодок. В мае‑июне 2011 года у южного побережья Испании подводная лодка ВМФ РФ впервые приняла полномерное участие в учениях по поиску и спасанию под руководством НАТО "Болд монарк‑2011"[2]. Данная сфера сотрудничества с одной стороны продемонстрировала  свою эффективность, а с другой, показала ситуативность международной политики, ответность действий по отношению к происшедему, а значит тактическое направление взаимодействия, а не стратегическое.

Относительно сферы сотрудничества по использованию воздушного пространства можно заметить, что внедрение системы началось в 2006 году, в декабре 2011 года министры иностранных дел СРН объявили о готовности системы к эксплуатации.

Эксплуатационная готовность системы ИСВП была продемонстрирована во время контртеррористических учений "Бдительное небо-2011". Система ИСВП состоит из двух главных координационных центров, расположенных в Москве и Варшаве, и местных координационных пунктов в России (Мурманск, Калининград и Ростов‑на‑Дону) и странах‑участницах НАТО (Бодо (Норвегия) и Анкара)[2]. Как можно заметить, с данной сферой взаимодействия тесно коррелируют проблемы терроризма и научно-технического партнерства России и стран североатлантического альянса.

Общественный транспорт – привлекательная цель для террористов, о чем свидетельствуют нападения, совершенные в таких городах, как Лондон, Мадрид и Москва. В 2009 году Совет Россия–НАТО приступил к реализации проекта по дистанционному обнаружению взрывчатых веществ («СТАНДЭКС») и выявлению террористов-смертников в общественном транспорте. Этот проект осуществляется при поддержке программы НАТО «Наука ради мира и безопасности» и направлен на создание технологии, которая позволит обнаруживать взрывчатые вещества, проносимые человеком, находящимся в толпе людей. Среди участников – Комиссия по альтернативным источникам энергии и атомной энергии Франции, германский Институт Фраунгофера, Организация прикладных научных исследований Нидерландов, российские Радиевый институт им. В.Г. Хлопина, Научно - технический центр прикладной физики (НТЦ ПФ) и ЗАО «Полупроводниковые приборы», а также итальянское Национальное агентство новых технологий, энергетики и устойчивого экономического развития[4].

Несмотря на то, что несомненно, научно-техническое сотрудничество в объединении усилий по противостоянию терроризму, применении новых форм по борьбе с ним является перспективной сферой взаимодействия и, на первый взгляд, никоим образом не ущемляет интересов какой-либо страны, при пристальном рассмотрении ситуация для России представляется в несколько ином свете: углубление связей структур НАТО с интеллектуальным креативным классом России  может  способствовать феномену «утечки умов». Поэтому необходимо уделять внимание как обеспечению возможностей технических, так и финансовых в деятельности интеллектуальной российской элиты.

Относительно недавних событий, а именно теракта, происшедшего 15 апреля 2013 года на бостонском марафоне наблюдается также широкий диапазон точек зрения. Ряд конспирологических теорий, а зачастую и авторитетных экспертов-политологов, как Александр Дугин, например, склонны искать причины терактов как 11 сентября, так и бостонского в сохранении экономического доминирования США в мире, а также в согласовании проведения терактов с американскими спецслужбами, что значительно подрывает авторитет США как открытого демократичного государства. Конечно, глубоко исследовать причины терактов и специфику их организации представляется сложным из-за получения информации из источников разной степени объективности, и вообще своеобразия функционирования и финансирования современных СМИ, однако теракт всегда вызывает широкий общественный резонанс и данное обстоятельство может быть использовано в корыстных целях. По сей день имеются «белые пятна» и нестыковки в деле братьев Царнаевых, а их чеченское происхождение «отбрасывает тень» на Россию, что не может не отразиться на двухстороннем диалоге между США и Россией.

Выводы

Несомненно, сферы двухстороннего взаимодействия не будут и не должны ограничиваться вышеперечисленными, они будут дополняться, а методы решения проблем будут меняться. В качестве примера расширения областей партнерства можно вспомнить заявление Сергея Лаврова о сотрудничестве в сфере кибербезопасности, которое будет призвано укрепить доверие между странами.

В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что как Россия, так и НАТО в лице США продолжают настороженно относиться друг к другу, поэтому сценарий перехода России из партнеров в члены НАТО все же представляется маловероятным. Политический диалог и военное сотрудничество между НАТО и Россией активно развиваются, а вот т.н. «третий сектор», по мнению Александра Бартоша – начальника управления международных проектов и программ московского государственного лингвистического университета, - гуманитарная сфера, научная, образовательная, сфера публичной дипломатии, недостаточно развиты, хотя они бы помогли сформировать и улучшить имидж стран, а также улучшить информирование граждан о деятельности СРН, выстроить конструктивные отношения, основанные на взаимном доверии.

 

Библиографический список

  1. Информационно-аналитический портал 08.05.13http://www.nato.bz/ru/expert/20120226/03320.html
  2. РИА Новости 08.05.13 http://ria.ru/spravka/20130423/933951631.html
  3. Российский Совет по международным делам 08.05.13 http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=357#top 
  4. Совет Россия-НАТО 10.05.13 http://www.nato-russia-council.info/ru/articles/20121123-nrc-10-years-standex
  5. Совет Россия-НАТО. Римский саммит 2002г. Отдел информации и прессы НАТО, 2002 г., с. 7
  6. Справочник-путеводитель: Пражский саммит и преобразование НАТО - NATO, 2003 г., c.3-6




 

 

blog comments powered by Disqus