ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

29.04.2016Виктория Гамова, Волгоград

Текст Виктории Гамовой

Гамова Виктория
Студентка 1 курса
Институт истории, международных отношений и социальных технологий
Волгоградский государственный университет,
г. Волгоград

Не является новостью, что в настоящее время мировая безопасность испытывает глубокий кризис. Вместе с тем, Европа является эпицентром противоречий. События, разворачивающиеся в данном регионе,  вызывают страх и беспокойство.

Однако кризис системы европейской безопасности назревал давно. Многие исследователи утверждают, что началом могут служить распад СССР и вместе с тем крах биполярного мира.  Следующим этапом стало возвращение В. Путина на пост президента в 2012 году и неудачная «перезагрузка» российско-американских отношений. Но, несмотря на это,   уровень взаимоотношений России и Запада периода 1990-х – начала  2000-х нельзя сравнить с этапом после событий на Украине.

Сегодняшний кризис во взаимоотношениях России и Европы четко показывает разное понимание Москвы и Запада о европейской безопасности. Москва считает, что такая организация как НАТО в лице США дестабилизирует европейскую безопасность. В то время как Европа уверена, что НАТО и ЕС способствуют сохранению стабильности на континенте.  Это различие усиливалось из-за того, что за последние годы Россия и Запад сделали разные выводы о причинах и последствиях основных событий после «холодной войны», таких как цветные революции на Украине и в Грузии,  газовые кризисы 2006 и 2009 года и вооруженный конфликт в Южной Осетии 2008 года. Украинский кризис, в свою очередь, становится дополнительным подтверждением давних проблем и споров. Как заявлял С. В. Лавров: « Кризис всей системы европейской безопасности возник не в результате украинских событий, а наоборот, украинские события стали отражением глубинных противоречий, которые накапливались в Евроатлантике». К 2013 году многие эксперты стали утверждать, что система европейской безопасности сломлена, в связи с фактором «неинтегрированности» России в евро-атлантическую систему. Это связано с тем, что сама система сложилась в основном вокруг НАТО и ЕС, куда Россия не могла проникнуть,  что вызвало недовольство в ее политических кругах.

Как известно, в апреле 2014 года НАТО объявила о приостановлении работы Совета Россия - НАТО. Это действие объяснялось незаконным вмешательством России в Украину. В прямом и переносном смысле «острием копья» стала инициатива НАТО о создании Объединенной оперативной группы повышенной готовности (ООГПГ),  предложенная на саммите Альянса в Великобритании в сентябре 2014 года и не оставшаяся без внимания экспертов в области международной безопасности. Кроме создания ООГПГ в планы НАТО входит создание приемных пунктов НАТО на территории Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши и Румынии. Можно сделать вывод, что своими действиями НАТО пытается создать механизм сдерживания крупной державы, которая может угрожать Альянсу, в данном случае такой державой может быть только Россия.

Таким образом, по состоянию на середину 2015 года отношения между Россией и Западом находились в наихудшем состоянии за всю их историю. Начало российских операций в Сирии и террористические атаки во Франции в ноябре 2015 могут считаться новым этапом между Россией и Западом. После этих событий изменились приоритеты на шкале международной безопасности, на первое место вышла борьба с терроризмом. Теперь  присутствие России в системе европейской безопасности даже при отсутствии желания Европы и США крайне необходимо. В ином случае борьба против Исламского государства будет неэффективна.   Если говорить о позициях сторон, стоит отметить, что многие представители стран призывают к необходимости совместных действий против ИГИЛ. Президент США Б. Обама многократно говорил о позитивных результатах на Венских переговорах по Сирии. В Европе все чаще предлагают снятие санкций с России, в столицах стран Евросоюза многие месяца обсуждают перспективы отношений России и Европы.

 На мой взгляд, нельзя говорить о налаживании отношений в данный период времени, в связи с наличием общего врага. Но безусловно не стоит отрицать, что террористические атаки смогут повернуть международную обстановку в сторону объединения усилий против Исламского государства.

В связи с этим, на мой взгляд, двум сторонам необходимо выработать определенную концепцию в области международной безопасности. Во-первых, необходимо разработать механизм совместной оценки опасностей и угроз. Это приведет к решению ряда вопросов, что станет вкладом в развитие партнерских отношений. Во – вторых, следует реорганизовать институты, обеспечивающие безопасность: к ним следует отнести Совет Россия – НАТО. Это позволит наладить каналы диалога, что в дальнейшем приведет к эффективной борьбе с глобальными угрозами.  Поэтому заявление генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга 8 февраля о возможности проведения заседания  Совета и отсутствии стремления НАТО в новой «холодной войне», можно считать шагом на пути к конструктивному  диалогу между сторонами. В ответ Постпред РФ при НАТО Александр Глушко заявил, что Россия готова рассмотреть предложение НАТО о возобновлении сотрудничества. Но нельзя не отметить, что, несмотря на такие громкие заявления, обе стороны остаются при своем мнении в отношении действий друг друга. Й. Столтенберг обвинил Россию в том, что «удары российской авиации подрывают усилия по политическому урегулированию Сирии». А Александр Глушко заявил, что проводимая политика НАТО несет реальную угрозу интересам России.

Поэтому нельзя однозначно оценивать намерения сторон. К примеру, можно взять высказывание Д.А. Медведева на Мюнхенской конференции по безопасности : «Политическая линия НАТО остается закрытой и недружественной…мы скатились во времена холодной новой войны». А директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер обвинил Россию в развязывании новой холодной войны. В такой ситуации напрашивается только один вывод – стороны не хотят слышать друг друга. И данный факт не может не огорчать. В настоящее время они заняты наращиванием  военного потенциала собственной безопасности, но в целом европейская безопасность может быть обеспечена только их совместными усилиями.

На мой взгляд, в ближайшее время Россия и Запад не вернуться к прежним отношениям. В первую очередь потому, что у двух сторон разная точка зрения в отношении европейской безопасности, и  они критикуют геополитику друг друга. Не без внимания остается тот факт, что Запад не видит Россию как державу, с которой можно считаться. А также известно, что в Европе бытует разброс взглядов по характеру будущих отношений с Россией.  Но хочется надеяться на то, что Европа сможет выработать общую позицию,  а  Россия и Запад буду выстраивать отношения заново. И мы увидим результаты через несколько лет. Ведь пространство сотрудничества всегда было широко, и именно сейчас стратегически важно сотрудничать для совместной борьбы с терроризмом. Тем более что многие европейские лидеры уже устают от противостояния с Россией и понимают, что от такой политики никто не выигрывает. И в заключении хотелось бы добавить, что наши страны являются геополитическими соседями, которых связывает не только совместный враг, но и история и  культура.  Нельзя также забывать о том, что Россия и Запад имеют тесные экономические связи на протяжении столетий, и их разрыв может привести к торможению экономики обеих регионов.  Поэтому единственным правильным выходом будет отбросить всю неудовлетворенность  друг к  другу и быть готовым к компромиссу, то есть быть готовым изменять мир с учетом интересов друг друга.

Список используемой литературы:

  1. Лекция Н.А.Баранова Европейская безопасность. URL : http://nicbar.ru/m_bez_lekzia8.htm
  2. Аналитический бюллетень «Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы» Центра по изучению проблем европейской безопасности Выпуск 39-2015. URL: http://inion.ru/
  3. Интервью министра иностранных дел С. В. Лаврова газете Российская газета 26.09.2014 // Официальный сайт Российской газеты. URL: http://rg.ru
  4. Украинский кризис и отношения России и НАТО/ Статья Эндрю Монагана, ведущего научного сотрудника программы по России и Евразии, опубликованная в Вестнике НАТО. URL:  http://www.nato.int/docu/review/index_RU.htm
  5. Выступление премьер-министра России Дмитрия Медведева на Мюнхенской конференции по безопасности, Мюнхен, Германия, 12-14 февраля 2016 года // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru 
blog comments powered by Disqus