ru
Новости
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее
  • 24.12.2018

    Развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в сфере исследований актуальных проблем формирования архитектуры Европейской безопасности.

    Подробнее

29.04.2016Сергей Игнатьев, Москва

«Кризис системы европейской безопасности: возможности для взаимодействия или риск конфронтации?»

Игнатьев Сергей
аспирант 1 курса
Института мировой экономики
и международных отношенийим. Е.М. Примакова РАН
г. Москва

Россия и НАТО в построении «новой» архитектуры европейской безопасности

«Если Россия и Запад не будут предпринимать энергичных
усилий по поиску выхода из сложившейся ситуации, то  
они могут оказаться заложниками динамики украинского
                        кризиса. В этом случае нашу судьбу, вероятно,  будет 
решать не разум, а случайность»
[1]

Игорь Иванов

События на Майдане в конце 2013 года, которые привели к смене власти в Киеве и к окончательной смене геополитической ориентации Украины [2], крымская весна, ухудшение отношений России и НАТО, а также обоюдные санкции выявили несостоятельность системы европейской безопасности в контексте современных международно-политический реалий. Порядок, сложившийся в Европе после развала Советского Союза и кардинального изменения структуры международных отношений, сейчас претерпевает изменения. Главные элементы «прошлой» системы европейской безопасности, такие как нерушимость границ, отсутствие блокового и идеологического противостояния, приверженность основным принципам Устава ООН и ведущая роль ОБСЕ – все это проходит испытание временем.

 «Новая» система безопасности в Европе строится в сложных условиях трансформации всего миропорядка, его перехода к многополярности, в контексте ухудшения отношений между двумя ключевыми игроками в регионе: России и НАТО. Помимо вызовов и угроз сложившаяся обстановка дает возможность Москве и Брюсселю наладить стратегический диалог, обновить повестку дня и выстроить такую архитектуру отношений в области безопасности на контененте, которая бы обеспечивала интересы всех ее участников.

В данном эссе в качестве методологии нами выбран системный подход, позволяющий, во-первых, рассмотреть ожидания отдельных акторов от «новой» системы безопасности в Европе, а, во-вторых, выявить и проанализировать ключевые компоненты, необходимые для создания данной системы, и способы, с помощью которых они могут быть встроены в ее структуру.

 Российский подход

 У России свой взгляд на события, которые привели к кризису современной системы безопасности в Европе. Подход Москвы крайне жесткий и решительный. Россия обвиняет Запад в попытках навязать свое видение на построение системы международных отношений, в нарушении принципов Устава ООН, в подрыве авторитета ОБСЕ, в попытках втянуть соседей Москвы в свои структуры и сменить, таким образом, их геополитическую ориентацию.

Не менее важной проблемой для России остается расширение НАТО и приближение ее военной инфраструктуры. Москва в 2008 году уже ответила жестко на попытку Грузии стать членом Альянса. В 2014 г. реакция Москвы также оказалась резкой. Уэльский саммит НАТО в сентябре 2014 года содержал в себе ярко выраженный антироссийский настрой. Это учитывала Москва при корректировке своей военной доктрины, которая в своем обновленном варианте была выпущена в декабре 2014 года.[3]

Более того, из уст высокопоставленных российских политиков исходили довольно тревожные сообщения. Например, Д.А. Медведев, выступая на мюнхенской конференции в феврале 2016 года отметил, что «отношения РФ и НАТО скатились до уровня «холодной войны».[4]

Итак, какой для Россия видится новая система европейской безопасности?

1) Справедливая. В ней должны быть в полной мере будут учтены интересы Москвы.

2) Равноправная. Россия выступает за равный диалог и не потерпит, чтобы с ней вели разговор с позиции силы.

3) Безопасная. Отсутствие угроз национальной безопасности РФ и ее границам.

4) Доверительная. Отсутствие между ключевыми игроками логики «холодной войны», как в ее идеологическом (информационные войны и пропаганда и т.д.), так и в геополитическом варианте («цветные революции» в постсоветском регионе).

5) Легитимная. Все участники «новой» системы безопасности не должны игнорировать и в одностороннем порядке интерпретировать ключевые принципы Устава ООН.

6) Институционализированная. Необходимо наличие площадок для диалога, таких как Совет Россия-НАТО и ОБСЕ.

С точки зрения России, при учете принципов, изложенных выше, можно построить доверительную и прочную систему безопасности в Европе.

Взгляд из Брюсселя

НАТО, также как и Россия, резко отреагировала на события, приведшие к кризису системы европейской безопасности. Сумев быстро консолидировать Европу на антироссийской основе, Брюссель решительно поддержал страны-члены Альянса, в особенности Прибалтийские страны и страны Восточной Европы, оказав им военно-политическую помощь, как дипломатическими методами, так и посредством поставки военной техники и проведения совместных учений вооруженных сил (Readiness Action Plan).

НАТО выразила обеспокоенность в связи с крахом европейской системы безопасности и действиями России на Украине и подтвердила свою поддержку «принципам коллективной и активной обороны». [5]

Руководство Североатлантического Альянса обвиняет Россию в попытках изменить границы в Европе, применяя при этом тактику «гибридной войны», опираясь как на военную силу, так и на поддержку русскоязычного населения в странах Прибалтики и Восточной Европы. [6]

Западные эксперты полагают, что для успешного развития НАТО, этой организации потребуется решить ряд важных для себя задач, среди которых обеспечение решительной поддержки своих членов, их консолидация, определение своих целей и приоритетов.[7] Кроме того, Брюсселю стоит сконцентрироваться на усовершенствовании технической стороны своих вооруженных сил: разведке, в том числе и электронной, информационном сопровождении своих действий, реконгсцинировке, охране границ и т.д. [8]

Рассмотрим, какой с точки зрения НАТО должна быть «новая» европейская система безопасности?

1) «НАТОцентричная». С точки зрения Североатлантического Альянса, расширение военной инфраструктуры НАТО никоим образом не угрожает национальной безопасности России, а наоборот, содействует укреплению доверия и безопасности на европейском континенте.

2) Ценностная. Консолидация стран-членов НАТО осуществляется не только путем коллективной безопасности, а также имеет ценностное измерение, а именно, ценности, нормы и правила, присущие западному и трансатлантическому миру.

3) Стабильная, то есть исключающая прямого военного столкновения с Россией и угрозу крупной войны.

 4) Легитимная (как и в случае с российским видением), то есть основанная на нормах и принципах Устава ООН, не подлежащих изменениям и нарушениям.

 5) Гибкая. Каждое государство, включенное в структуру системы европейской безопасности, вправе самостоятельно определять свою геополитическую ориентацию.

Рассмотрев две точки зрения на будущее системы европейской безопасности, можно сказать, что ее формирование займет достаточное количество времени, а успех будет зависеть от конструктивного подхода со стороны всех участников.

Принципы «новой» системы европейской безопасности

Ключевой вопрос – как построить «новую» систему безопасности в Европе, чтобы она отражала интересы двух ключевых ее игроков (России и НАТО) и сглаживала противоречия, возникающие между ними? И что для этого необходимо сделать?

«Новые» принципы «новой» системы

Безусловно, что «новая» система европейской безопасности должна иметь компромиссный характер и отражать в себе «баланс сил и интересов». Совершенно ясно, что это потребует колоссальных дипломатических и политических усилий, как со стороны Москвы, так и со стороны Брюсселя.

«Новая» система безопасности в Европе, могла бы быть построена на следующих принципах:

1) Доверие и окончательный отказ от логики «холодной войны». Пришло время прекратить рассматривать себя в качестве противников и взглянуть друг на друга как на партнеров.

2) Равновесие. Данный принцип предполагает отказ от «гонки вооружений» и достижение паритета по обычным вооружениям.

3) Институциональное оформление, достижимое за счет восстановления прямого диалога между Россией и НАТО, а также восстановления ключевой роли ОБСЕ.

4) Гарантии нейтральным странам. Речь идет, в первую очередь об Украине. Именно события в этой стране выявили всю несостоятельность «старой» системы европейской безопасности.

5) Ответственность со стороны России и НАТО в поддержании безопасности и функционирования системы безопасности в Европе.

Как это сделать?

Для того чтобы осуществить вышеизложенные принципы, необходимо, во-первых, предотвратить дальнейшую эскалацию, путем минимизации рисков военно-политического противостояния России и НАТО, которые действуют в рамках логики «дилеммы безопасности», ограничения обычных вооружений, развития диалога по военной линии, своевременного оповещения о начале учений вооруженных сил и разработки новых правил взаимоотношений Москвы и Брюсселя.[9]

Во-вторых, необходимо также срочно восстановить деятельность Совета России-НАТО и начать работу, как предлагают западные и отечественные эксперты, по разработке Меморандума о взаимопонимании. [10]

В-третьих, укрепит роль ОБСЕ за счет применения стратегии SMART. [11]

В-четвертых, наладить стратегический диалог по всем вопросам безопасности.

В-пятых, при разработке и принятии решений следует учитывать рекомендации, разработанные в среде российских и западных экспертов. 

Несмотря на разные сценарии развития системы европейской безопасности и, в частности, отношений России с Европой - от крайне негативных, характеризующихся геополитическим поражением России, до умеренных, подразумевающих формирование институциональных структур и площадок для диалога [12] - Москве и Брюсселю необходимо выработать прочную структура европейской безопасности, которая бы смогла учитывать интересы всех ее участников и сохранить мир на континенте.

 Ссылки на источники

1. Рифкинд М., Иванов И. Россия и Запад должны говорить // Ведомости [Электронный ресурс] - http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/08/08/rossiya-i-zapad-dolzhny-govorit#/cut 

2. Тренин Д.В. Целью политики России на украинском направлении должна быть постепенная нормализация отношений на новом уровне / Московский центр Карнеги [Электронный ресурс] - http://carnegie.ru/2015/12/25/ru-62356/io9u

3. Военная доктрина Российской Федерации / Официальный сайт президента РФ [Электронный ресурс] - http://www.kremlin.ru/events/president/news/47334

4. Выступление премьер-министра Российской Федерации Д.А. Медведева на 52-ой ежегодной конференции по безопасности. Мюнхен, 2016 год [Электронный ресурс] - https://www.youtube.com/watch?v=ppfMBReQ1LU

5. The Secretary General`s Annual Report 2015 // NATO Official Website (URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_127331.htm)

6. Munich Security Report 2016. Boundless Crises, Reckless Spoilers, Helpless Guardians // Munich Security Conference (URL - https://www.securityconference.de/en/activities/munich-security-report/)

7. McInnis K. Four Questions NATO Must Ask // Chatham House (URL:  https://www.chathamhouse.org/expert/comment/15611)

8. Dr Robin Niblett CMG. NATO Must Focus on the ‘Hybrid Wars’ Being Waged on the West (URL: https://www.chathamhouse.org/expert/comment/15178)

9. Lukasz Kulesa. Towards a New Equilibrium: Minimising the risks of NATO and Russia’s new military postures // European Leadership Network. February 2016  (URL: http://www.europeanleadershipnetwork.org/medialibrary/2016/02/07/180d69f6/Towards%20a%20New%20Equilibrium%202016.pdf)

10. Не допустить войны: как снизить риски военных инцидентов между Россией и НАТО? // Третье заявление Специальной рабочей группы. Август 2015 [Электронный ресурс]  ‑ http://russiancouncil.ru/common/upload/Task%20Force%20Position%20Paper%20III_July_2015%20-%20Russian.pdf

11. Golishnikov O. «SMART Strategy for OSCE in a Changing World» // OSCE PA Official Site (URL: http://www.oscepa.org/documents/all-documents/helsinki-40/riac/winners-of-the-essay-competition/2945-1-oleg-golishnikov-smart-strategy-for-osce-in-a-changing-world-eng/file

12. Timofeev I. Russia and Europe: Structural Imbalances // Valdai discussion club (URL:  http://valdaiclub.com/news/russia-and-europe-structural-imbalances/)

 

 

 

 

blog comments powered by Disqus