ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

21.04.2017

А. Сорокина, Миграционные процессы в контексте европейской безопасности

Сорокина Ангелина Сергеевна
Студентка 1 курса
факультет иностранных языков и регионоведения, 
МГУ им. М.В.Ломоносова, 
г. Москва 

Миграционные процессы в контексте европейской безопасности 

Массовые многомиллионные потоки мигрантов в Европу стали постоянной реальностью. Граждане Евросоюза столкнулись с целым комплексом проблем, связанных с мигрантами, как например, игнорирование европейских ценностей, исламизация, усиление напряженности и конфликтности. В ближайшей перспективе это может привести к разрушению социальных систем и политических основ сначала отдельных европейских стран, а затем и Евросоюза. Как отметил Д.А.Медведев 19 апреля 2016 года, следствием неконтролируемой миграции является «ломка культурно-исторического уклада в Европе».

По оценке министра экономического сотрудничества и развития Германии Герда Мюллера, 8-10 млн. беженцев готовятся приехать в Европу в ближайшее время. Но с учетом роста численности населения Африки, Азии и Ближнего Востока эти цифры могут быть существенно занижены. Такая же ситуация и в Восточной Европе. Трудовая миграция стала бичом внутренней и внешней политики Украины, пытающейся оправдать свой статус ассоциированного члена Европейского Союза. Министр социальной политики Андрей Рева на заседании правительства Украины признал: «Уровень занятости на сегодня составляет 56,2% от количества трудоспособных людей. По сути, сегодня на Украине официально работают всего около 16 млн человек." [10]

Многочисленные публикации зарубежных аналитиков в средствах массовой информации [1, 2] отличаются большим объемом количественных, географических, финансовых, экономических и других качественных показателей по миграции населения в Европу. Делается различие между легальными и нелегальными мигрантами, а также беженцами из кризисных регионов мира. Российские аналитики [3-8] несколько иначе оценивают ситуацию с миграцией в Европе. В этих публикациях подробно представляются и анализируются причины возникновения, приводятся статистические данные из открытых государственных источников, предлагаются пути выхода из кризисной ситуации в миграционной политике Европейского Союза. Весь комплекс возникающих проблем авторы называют миграционным кризисом. Действительно ли эти события представляют угрозу европейской безопасности? Попробуем разобраться.

Различные государства по-разному оценивают сущность, причины и последствия нелегальной миграции и методы работы с беженцами.

США, Великобритания и Франция имеют многолетнюю собственную миграционную политику, в последнее время разрабатывают и готовы внедрять новые методы.

Польша и ряд других восточно-европейских государств (Венгрия, Сербия) не поддерживают миграционную политику Евросоюза.

Россия последние 25 лет проводит политику приёма граждан из стран бывшего СССР, но при этом законодательно ограничивает легальную миграцию и жёстко ведёт борьбу с нелегальными мигрантами, проводит работу с беженцами из зон военных конфликтов, выплачивает незначительные социальные пособия прибывающим беженцам.

Различные подходы к проблеме миграции ограничивают возможности по выработке единой концепции.

Остановимся на основных экономических и политических причинах резкого увеличения нелегальной миграции и потока беженцев в Европу, которые не могут быть устранены в обозримом будущем.

Экономические причины:

1) США в условиях жёсткой конкурентной борьбы (прежде всего на энергетическом рынке) провоцируют и развязывают конфликты («цветные» революции и вооружённые столкновения) на Ближнем Востоке и Северной Африке с целью устранения основных экономических конкурентов. В результате этого национальные экономики на долгое время утрачивают финансовую устойчивость и не могут обеспечить собственным гражданам достойный уровень жизни.

2) Средний и малый бизнес экономически заинтересован в привлечении дешёвой рабочей силы на объектах различных сфер деятельности: строительство, ЖКХ, торговля и услуги. Никакие финансовые санкции государства по пресечению нелегальной трудовой миграции не остановят предпринимателей по причинам существенно низкого уровня зарплаты таких работников и, соответственно, высокой прибыльности найма мигрантов.

3) Евросоюз привлекает беженцев высокими государственными социальными пособиями. В условиях глобальной тенденции по уменьшению рождаемости на территории европейских государств увеличение финансовых расходов на социальные пособия для мигрантов не превосходит экономию по социальным расходам для собственных граждан до достижения ими трудоспособного возраста.

Политические причины:

1) США на практике реализуют концепцию однополярного доминирования. Основным методом реализации этой концепции является создание атмосферы «управляемого хаоса», развязывание локальных конфликтов, формирование и «теневое» финансирование потоков беженцев в Европу.

2) В условиях сменяемости власти в европейских государствах политические лидеры этих стран не торопятся разрабатывать и реализовывать программы защиты от нелегальной миграции, ограничения потоков беженцев, программы ассимиляции мигрантов, надеясь на скорую передачу этого комплекса проблем будущим преемникам.

3) В условиях нарастания вооружённых конфликтов на территориях Ближнего Востока и Северной Африки принятие решения об ограничении потока беженцев лидерами Евросоюза вряд ли возможно по причине возможной эскалации общественного конфликта уже на территории стран Евросоюза.

Для обеспечения безопасности граждан Европы необходимо наращивание финансирования и налаживание работы силовых ведомств (полиция и др.) в борьбе с радикальными мусульманскими группировками методами агентурной работы, пресечения банковских и нелегальных схем финансирования этих структур.

Террористические акты наносят существенные психологические травмы жителям Европы и на этом фоне к власти могут прийти популистские, националистические партии с лозунгом жёсткой борьбы с нелегальными мигрантами.

Для усиления безопасности граждан Европы от возможного увеличения потока мигрантов необходимы срочные политические действия: установление и усиление контроля со стороны силовых ведомств, установление новых лимитов на прибывающих беженцев и жёсткого порядка высылки или возвращения уже прибывших. Также возможны законодательные корректировки процедур выплаты социальных пособий беженцам и разработки мер по их социальной ассимиляции.

У России за последние четверть века накоплен колоссальный опыт по работе с мигрантами в законодательном поле и по работе силовых ведомств.

Поэтому Евросоюзу нужно налаживать сотрудничество с российскими государственными органами, осуществляющими антитеррористическую деятельность.

В целом, даже резкое увеличение численности мигрантов и беженцев не угрожает безопасности европейским государствам. Опасность могут представлять массированные атаки сверхсильным ультрасовременным оружием. 

Следует отметить, что научный прогресс, приводящий к созданию такого сверхоружия, создаёт все больший риск всей человеческой цивилизации. При этом только США и Евросоюз могут финансировать создание такого оружия, т.к. разработка требует колоссального финансирования.

Сейчас существует паритет по ядерному оружию между США и Россией, но в экономическом (уровень ВВП и финансовая мощь) и военном плане (численность вооружённых сил и обычные вооружения) колоссальный перевес у США.

Поэтому Евросоюзу нужно иметь тесные дружественные отношения не только с США, но и с Россией. 

Россия испытала проблемы с неконтролируемой миграцией из зон вооружённых конфликтов начиная с 1991 года, что привело к росту преступности, увеличению наркотрафика и контрабанды. На сегодняшний день объемы миграции в Россию многократно превосходят миграцию в Европу.  По экспертным оценкам в России (около 150 млн. граждан) находятся 20 млн. мигрантов, в том числе 10 млн. нелегальных мигрантов [4, стр.71]. По приблизительным оценкам в 2015 году в Евросоюз (около 500 млн. граждан) прибыло не более 1,5 млн. мигрантов.

России потребовалась максимальная концентрация материальных, финансовых ресурсов, разработка и внедрение эффективной государственной миграционной политики на долгосрочный период. Большая часть проблем, с которыми сталкивается Евросоюз сегодня, успешно решена в России.

В соответствии с долгосрочной Концепцией миграционной политики России, утвержденной Президентом РФ еще в 2012 году [9] определены три основных направления государственной миграционной политики России: улучшение социально-экономического развития, демографических показателей и обеспечение национальной безопасности России. Это предполагает интеграцию мигрантов в единое российское полиэтническое и поли конфессиональное пространство.

Как показал европейский опыт, попытки «переварить в плавильном котле» (по американскому образцу) многонациональные массивы мигрантов бесперспективны. Напротив, именно сохранение национальной идентичности и культуры мигрантов является условием обеспечения внутриполитической стабильности в государстве.

По вопросам усиления антитеррористической работы у силовых ведомств России имеется колоссальный опыт, которым Россия готова делиться с Евросоюзом.

Проблема миграции актуальна как для Европы, так и для России. Но несмотря на больший, чем в Европу, миграционный поток, в т.ч. и радикальных исламистов, прибывших из зон боевых действий Северного Кавказа и Ближнего Востока, ситуация в России не носит столь кризисного характера, как в странах Европы. Это определяется различиями в подходах к реализации миграционной политики, а также опытом интеграции мигрантов в общероссийское социальное пространство.

В результате мигранты для России являются не критической массой, способной дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране, а ресурсом, который может быть использован для эффективного социально-экономического развития страны [4]. Именно на это направлена современная миграционная политика России.

Для усиления европейской безопасности от террористических атак радикальных исламистов политическим элитам США и Евросоюза необходимо развивать межгосударственные контакты с политической элитой России в виде форумов, встреч и дискуссий не только чиновников, но и специалистов. Такие встречи должны широко освещаться на официальных информационных полях и новых общественных площадках. 

Источники 

1. Европейский миграционный кризис. Страница на англоязычном сайте en.wikipedia, 850 строк текста, 539 ссылок на первоисточники, по результатам 2015 года, дата последней ссылки - 22.10.2016г.

https://en.wikipedia.org/wiki/European_migrant_crisis (дата обращения 02.04.2017).

2. Миграция в Европе: преодоление кризиса солидарности. Автор: Пьер Вимон (Pierre Vimont). 11.02.2017. http://inosmi.ru/politic/20170211/238711277.html (дата обращения 02.04.2017).

3. Европейский миграционный кризис. Страница на сайте ru.wikipedia, 250 строк текста, 51 ссылка на первоисточники, по состоянию на 17.11.2015г., последнее обновление 17.05.2016г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Европейский_миграционный_кризис (дата обращения 02.04.2017). 

4. Миграционный кризис в Европе. Информационно-аналитический вестник, Выпуск 6, 2017год, под редакцией доктора политических наук А. П. Кошкина, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» Лаборатория социально-политического анализа и прогнозирования, 92 стр.

http://istina.msu.ru/media/publications/article/67b/c5d/30863705/211Vestnik_No_6.pdf (дата обращения 02.04.2017).

5. Миграционный кризис в Европе: Как его преодолеть? Автор: Наталия Аскерова, 18.03.2017

http://internationalstudies.ru/stati/evropa/item/188-migratsionnyj-krizis-v-evrope-kak-ego-preodolet.html (дата обращения 02.04.2017).

6. Европе не нужны иждивенцы с Востока. Автор: «Эксперт» №7 (1017). 13.02.2017. Александр Носович.

http://expert.ru/expert/2017/07/evrope-ne-nuzhnyi-izhdiventsyi-s-vostoka/   (дата обращения 02.04.2017).

7. Европу ждет новый кризис с мигрантами. Автор: «Expert Online», Сергей Мануков. 18.01.2017  http://expert.ru/2017/01/18/krizis-s-migrantami/ (дата обращения 02.04.2017).

8. Миграционный кризис в Европе: изменения есть, но до завершения далеко

Что изменилось за год после пикового момента «великого переселения»? Автор: "Московский комсомолец", Игорь Субботин . 08.09.2016. http://www.mk.ru/politics/2016/09/08/migracionnyy-krizis-v-evrope-izmeneniya-est-no-do-zaversheniya-daleko.html (дата обращения 02.04.2017).

9. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г.).  http://www.kremlin.ru/events/president/news/15635

10.  Общероссийская газета независимых журналистских расследований "Наша версия" (№15 от 17.04.2017)

https://versia.ru/ukrainskaya-prostituciya-menyaet-mesto-propiski

 

blog comments powered by Disqus