ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

28.08.2019

Александр Гаджиев, Архитектура европейской безопасности и перспективы ее формирования в контексте отношений Россия-НАТО-ЕС»

Гаджиев Александр Халикович
студент 3 курса исторического факультета
направления международные отношения
Ивановского Государственного Университета
г. Иваново 

Архитектура европейской безопасности и перспективы ее формирования в контексте отношений Россия-НАТО-ЕС»

На протяжении истории европейская архитектура безопасности динамично менялась и приобретала новые черты и особенности. По мнению С.В. Уткина, архитектура безопасности - «это не только институты, но и определенный тип поведения участников, определенные долгосрочные характеристики политических курсов» [1]. На сегодняшний день в качестве таких участников в данной сфере выступают НАТО, ЕС и Россия. Данные акторы играют наиболее значимую роль в противостоянии основным вызовам безопасности в Европе. Типы этих вызовов варьируются в широком диапазоне.

Согласованная странами-членами ЕС в 2003 году Европейская стратегия безопасности выделяет ряд «ключевых угроз», с которыми Евросоюзу предстоит столкнуться в обозримом будущем: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные конфликты, несостоявшиеся государства и организованная преступность [2]. В стратегии подчеркивается, что ни одна из этих угроз не носит полностью военного характера и, соответственно, противостоять им исключительно военными средствами также не удастся [1]. Таким образом, в современной архитектуре европейской безопасности присутствуют как мягкие, так и жесткие вызовы безопасности.

В 2016 году Европейский союз принял решение о создании новой глобальной стратегии. Необходимо отметить, что вызовы и угрозы европейской безопасности несколько изменились. В частности, нововведением было направление «изменение климата» [3]. На мой взгляд, появление отдельного направления по борьбе с климатическими изменениями неразрывно связано с усилившимися потоками мигрантов в ЕС, которые в большинстве случаев вызваны повышением температуры и вытекающими отсюда последствиями глобального потепления в наиболее уязвимых регионах. Важно заметить, что миграция – одна из областей, где ЕС действует самостоятельно без заметной помощи НАТО.

В целом, Глобальная Стратегия ЕС 2016 года – это попытка со стороны Европейского союза повысить свою акторность, в особенности в тех сферах, где Альянс не задействован. Такая политика Евросоюза проявлять большую самостоятельность в ОВПБ и ОПБО связана с осознанием им сильной зависимости от НАТО и стремлением эту зависимость ослабить. Эта некоторая подчиненность Североатлантическому Альянсу в сфере обороны и безопасности признается и Генеральным Секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, заявившим в своем интервью 2019 года, что «Европейская безопасность зависит от трансатлантической связи» [4]. В контексте сложившейся ситуации Европейский союз не раз заявлял о необходимости повысить свой суверенитет в сфере внешней политики.

Так, ещё в 2015 году Глава Еврокомиссии Жан Клод Юнкер призвал создать армию Евросоюза [5]. В 2017 году была утверждена программа «PESCO» - постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны, предполагавшая более тесное сотрудничество в сфере безопасности и обороны в рамках уже упомянутой Глобальной стратегии ЕС [6].

Однако на сегодняшний день от слов к конкретным действиям ЕС не переходит. Подводя итоги сотрудничества в рамках программы «PESCO», на момент 14 мая 2019 года было заявлено, что ни один из 34 проектов, запущенных год назад, не готов к использованию [7]. Несмотря на многочисленные заявления, армия Евросоюза также до сих пор не была создана. Это может сказать о том, что Европейский союз на данном этапе не готов сокращать связи с НАТО и проводить собственную независимую оборонную политику.

Напротив, союз расширяет сотрудничество с НАТО, поскольку первый получает крайне большие выгоды от этих взаимоотношений: Альянс обладает большим опытом в военных операциях и миссиях, крупной армией и современными вооружениями и, что не менее важно, во многом преследует те же цели и задачи обеспечения мира и безопасности в Евро-Атлантическом регионе. Таким образом, Европейскому союзу выгодно и удобно сохранять крепкие связи с Североатлантическим Альянсом, что также подтверждает Глобальная Стратегия ЕС: «Мы будем углублять трансатлантические связи и наше партнерство с НАТО», «Когда речь идет о коллективной обороне, НАТО остается главной структурой для большинства стран-членов ЕС» [8].

В этом документе также затрагивается роль России в обеспечении Европейской системы безопасности. В частности, отмечается, что «поддержание отношений с Россией представляет собой одну из стратегических задач» [8]. Тем не менее, на данный момент отношения ЕС-Россия остаются весьма натянутыми. Так, 5 ноября 2018 года Лавров С.В. назвал эти отношения «ненормальными» [9]. Связано это, прежде всего, с присоединением Крыма к России и дестабилизацией восточной Украины. Вследствие этих событий со стороны ЕС были незамедлительно приняты санкции по отношению к России, продолжающиеся по сей день - 18 февраля 2019 года Федерика Могерини сообщила, что «страны ЕС достигли политического консенсуса по новым индивидуальным санкциям против РФ» [10].

В этом контексте стратегия ЕС по отношении к России строится на 5 принципах [11], и в большей степени они характеризуют РФ, как источник угроз. Один из наиболее важных принципов – реализация российской стороной Минских соглашений. На мой взгляд, выполнение Минских договоренностей является крайне важным для России шагом на пути к улучшению отношений с ЕС, в противном случае она может потерять роль партнёра в выстраивании новой архитектуры европейской безопасности.

Для урегулирования отношений России с НАТО необходимо соблюдать этот же принцип. Однако не менее важной проблемой на сегодняшний день является нарушение российской стороной договора о РСМД. Наличие у РФ крылатой ракеты 9М729 комплекса «Искандер-М», обладающая радиусом действия от 500 км до 5500 км, недопустимо в рамках соглашения. В связи с этим России потребуется ликвидировать эти вооружения и вернуться к полному и поддающемуся проверке соблюдению договора о РСМД. Это продемонстрирует готовность Российской Федерации соблюдать договоренности, способствовать укреплению безопасности и, как следствие, в некоторой степени повысит доверие Североатлантического договора.

На данный момент Россия не выказывает готовности к возвращению соблюдения договора о РСМД, как и к всестороннему выполнению Минских соглашений. Следовательно, пока этого не произойдет – отношения России с ЕС и НАТО будут оставаться холодными.

Таким образом, сегодня нельзя сказать, что Россия играет крупную роль в выстраивании европейской архитектуры безопасности, поскольку в отношениях Россия-НАТО-ЕС присутствуют больших противоречия. Эти противоречия преодолеть будет крайне трудно в силу того, что, скорее всего, как отмечает Тренин Д.В.: «Маловероятно, что Россия уступит нынешним требованиям Запада» [12]. Тем не менее, повысить уровень сотрудничества двух сторон можно и нужно.

На данный момент одна из немногих сфер сотрудничества ЕС и России – энергетика, поэтому РФ жизненно необходимо развивать эту область для последующего применения механизма «spill over», позволяющий взаимодействию в одной области постепенно перетекать в другую. Таким путем взаимоотношения ЕС и России будут укрепляться в соответствии с расширением и увеличением сфер их сотрудничества.

НАТО и ЕС, как гарантам безопасности на Евро-Атлантическом пространстве, крайне выгодно сотрудничать с Россией, чьи военные расходы на момент 2018 года составляют 61 миллиард долларов, что делает ее 6-ой страной в мире по военным затратам.  Поэтому в случае тесного сотрудничества Евро-Атлантический регион мог бы быть хорошо защищен с двух сторон – НАТО на Западе и Россия на Востоке.

Впрочем, пока сохраняется столь тесное взаимодействие ЕС с НАТО, ожидать усиление роли России в отношениях с ЕС не стоит. Функции России, как было отмечено, в формировании европейской архитектуры безопасности в ближайшей перспективе останутся ограниченными, в то время, как сотрудничество ЕС и НАТО в обозримом будущем будет сохраняться на том же уровне или даже увеличится. Евросоюз будет активизировать деятельность в тех областях ОВПБ и ОПБО, где Альянс не задействован, но к понижению зависимости это не приведет, и двухстороннее партнерство будет продолжать укрепляться по таким направлениям, как военная мобильность, борьба с терроризмом, укрепление устойчивости к химическим, биологическим, радиологическим и ядерным рискам и поощрение участия женщин в деле обеспечения мира и безопасности [13]. Как видим, основными участниками в формировании европейской архитектуры безопасности будут, прежде всего, НАТО во главе с США и Европейский союз, в то время как Россия будет играть малозаметную роль, если кардинально не изменит свою модель поведения с Западом. 

Библиография

  • Уткин С.В. Россия и Европейский союз в меняющейся архитектуре безопасности: перспективы взаимодействия. – М.: ИМЭМО РАН, 2010. – 107 с.
  • European Security Strategy/ Brussels, 12 December 2003/ URL: http://www.internationaldemocracywatch. org/attachments/307_European%20Security%20Strategy.pdf. Дата обращения: 04.06.2019
  • EU Global Strategy // Europa.eu. URL: https://europa.eu/globalstrategy/en/global-strategy-foreign-and-security-policy-european-union. Дата обращения: 06.06.2019
  • Генсек НАТО считает, что Евросоюз не должен конкурировать с альянсом/ 07.02.2019/ URL: https://ria.ru/20190207/1550511165.html. Дата обращения: 03.05.2019
  • Глава Еврокомиссии призвал создать армию Евросоюза/ 08.03.2015/ URL: https://ria.ru/20150308/1051471092.html. Дата обращения: 03.05.2015
  • Постоянное структурированное сотрудничество (PESCO) – основные факты/ 23.10.2017/ URL: https://eeas.europa.eu/ru/eu-information-russian/34347/постоянное-структурированное-сотрудничество-pesco-–-основные-факты_ru. Дата обращения: 06.06.2019
  • Северный поток-2 могут не достроить: санкции США против партнеров "Газпрома". DW Новости/ 14.05.2019/ URL: https://www.youtube.com/watch?v=CD059hx6N_c. Дата обращения: 06.06.2019
  • EU Global Strategy // Europa.eu. URL: https://europa.eu/globalstrategy/en/global-strategy-foreign-and-security-policy-european-union. Дата обращения: 06.06.2019
  • Лавров назвал состояние отношений России и ЕС ненормальным/ 05.11.2018/ URL: https://ria.ru/20181105/1532161728.html Дата обращения: 03.05.2019
  • Могерини подтвердила, что в ЕС договорились о новых антироссийских санкциях/ 18.02.2019/ URL: https://ria.ru/20190218/1551041766.html. Дата обращения: 03.05.2019
  • В ЕС назвали пять принципов отношений с Россией/14.03.2016/ URL: https://www.dw.com/ru/в-ес-назвали-пять-принципов-отношений-с-россией/a-19116604. Дата обращения: 08.06.2019
  • Тренин Д.В. Европейская безопасность. От «лишь бы не было войны» до поиска нового равновесия [электронный ресурс] – Режим доступа: https://carnegieendowment.org/files/CP_Trenin_Rus_web.pdf
  • Совместная декларация о сотрудничестве между ЕС и НАТО, Брюссель, 10 июля 2018/ 10.07.2018/ URL: https://eeas.europa.eu/delegations/japan_en/48219/Joint%20declaration%20on%20EU-NATO%20cooperation/ Дата обращения: 08.06.2019