ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

26.08.2019

Александр Кучерявый, Россия и Запад: Конфронтация или сотрудничество?

Кучерявый Александр Юрьевич
Студент 3 курса бакалавриата
Факультет международных отношений
Амурский государственный университет
г. Благовещенск 

«Россия и Запад: Конфронтация или сотрудничество?» 

Необходимость создания НАТО в 1949 году, военно-политического блока, в состав которого на текущий момент входят преобладающее число стран Европы, а также США и Канада, было обусловлено стремительным усилением влияния СССР на международной арене и соответственно увеличением угрозы для Западного блока. Распад Советского Союза в 1991 году, привел к сокращению вооруженных сил НАТО, а также переоценку их целей и задач. С тех пор Североатлантический Альянс начал строить и развивать отношения с Россией. Но как ситуация обстоит на данный момент и кем является Россия для НАТО: угрозой или партнёром?

Отношения между НАТО и РФ длятся уже более двух десятилетий и в течении данного периода, обе стороны стремились создать условия для взаимовыгодного сотрудничества. Основой нормативно-правовой базы на данный момент является «Основополагающий акт Россия – НАТО», подписанный в 1997 году. Именно с тех пор, отношения стали развиваться в положительную сторону, что выразилось в создании в 2002 году Совета Россия–НАТО, форума, основополагающей целью которого стало дальнейшее развитие партнерства по вопросам безопасности [1].

 Переломным моментом в развитии отношений становится военный конфликт между Россией и Грузией в 2008 году. В связи с этим, сотрудничество в некоторых областях гражданской и военной сферы было приостановлено. Дальнейшее усугубление ситуации произошло в 2014 году, когда в ответ на военное вмешательство России в Украине, было прекращено сотрудничество в рамках площадки СРН. За этим последовала провокационная военная деятельность вблизи границ, как со стороны НАТО, так и России, от Балтийского до Черного морей; участились случаи агрессивных заявлений и обвинений, что в свою очередь привело к дальнейшему ухудшению и так ослабших отношений [2].

Второго февраля 2019 года, США приостановили выполнение своих обязательств в рамках Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Отметим, что данный документ был подписан ещё в далёком 1987 году, а его значимость заключается в контроле за вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения. На протяжении всего срока действия договор являлся сдерживающим фактором и гарантом определённого уровня предсказуемости в военной сфере. США приостановили свое участие в этом соглашении не на беспочвенной основе. Поводом стало обвинение России в нарушении того же самого договора ещё в 2014 году. Москва неоднократно опровергала обвинения США, при этом, предъявляя встречные претензии к американской стороне, по выполнению ДРСМД. В итоге, спустя месяц, 4 марта 2019 года, Президент России Владимир Путин подписал указ «О приостановлении Российской Федерацией выполнения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности» [3]. Президент США, Дональд Трамп, в ответ на это заявил, что «Соединенные Штаты готовы рассмотреть возможность перезаключения договора в случае расширения состава участников договора».

Отношения между Россией и НАТО продолжают ухудшаться, увеличивая градус напряженности. Поспособствовало этому заявление Владимира Путина от 20 февраля 2019 года в адрес НАТО, во время обращения к Федеральному Собранию. Представители НАТО негативно отнеслись к агрессивной риторике в свой адрес, объяснив это «грубыми попытками отвлечь внимание от нарушений Россией ДРСМД» [4].

Отметим, что текущий кризис в отношениях стран НАТО и России не является первым, но он остаётся самым продолжительным за всю историю отношений. Между Россией и Западом все также продолжает сохраняться явное недоверие в отношениях, а уровень враждебности можно сравнить с тем, что происходило в годы Холодной войны. Западные эксперты видят в России страну, способную подорвать доверие, уверенность и стабильность в современном демократическом обществе. А регулярное проведение военных учений России внушает страх её европейским соседям, в том числе Польше и Прибалтике. Даже страны, которые географически далеки от России, такие как Балканы, опасаются более тонких методов дестабилизации со стороны России, включая методы дезинформации и кибервойны.

Бывший генеральный секретарь НАТО, Андерс Фог Расмуссен, в своих выступлениях отмечал, что теоретически, дверь НАТО «остается открытой для любой европейской страны», которая отвечает требованиям членства, что делает возможным присоединение Москвы к альянсу. Но сама Россия не заинтересована во вступлении в НАТО, так как считает его угрозой. Также он отметил, что дальнейшего расширения НАТО в ближайшее время не предвидится, так как это может привести к обострению и так накалившихся отношений с Россией [5].

 По мнению эксперта А. Дынкина, существенным фактором, дестабилизирующим ситуацию, является военное вмешательство в ряд конфликтов стран Запада, с одной стороны, и России – с другой. При этом, оппоненты не признают правомерными действия друг друга, объясняя это тем, что военное вмешательство в конфликтных регионах часто происходит нарушением традиционного международного права.

В целом текущую сложившуюся ситуацию в столь напряженных отношениях между Россией и Западом не представляется возможным охарактеризовать через призму сотрудничества. Обилие разногласий, агрессивная риторика, вмешательство в военные конфликты и отмена ранних договоренностей только усугубляют положение и дестабилизируют ситуацию в мире. Поэтому в таких трудных условиях важно создавать новые пути взаимодействия для России и западных стран по вопросам международного миротворчества, избегая моментов конкуренции и конфронтации. По мнению эксперта И. Юргенса, для достижения поставленной цели выделяет следующие задачи, решение которых должно происходить в хронологическом порядке [6].

  Во-первых, России и Западу необходимо изменить курс текущей риторики и подготовить план возможных действий по сближению и поиску совместных решений на возникаемые противоречия. Это позволит стабилизировать международно-политическую ситуацию и искоренить тенденцию к постепенному ухудшению отношений сторон.

Во-вторых, последовательно проводить политику по прекращению провокаций вблизи границ, с целью дестабилизации и устрашения. Нужно признать, что самым эффективным способом для решения конфликтных ситуации и территориальных споров является взаимное признание таковых и соответственным образом, нужно стремиться к формированию благоприятной атмосферы сотрудничества и проводить политику по координации совместных усилий по разрешению накопившихся противоречий.

В-третьих, в перспективе, для укрепления взаимоотношений и гарантии соблюдения заключенных договоренностей, необходимым представляется создание эффективных миротворческих механизмов, для гарантии обеспечения как европейской, так и в последствии общемировой стабильности и безопасности.

Конечно же не стоит рассчитывать, что весь накопившийся объём противоречий за последние десятки лет удастся разрешить в короткий срок. Всё это требует тщательной проработки и сам процесс может затянуться на годы. Самое главное в текущей ситуации – заинтересованность сторон предпринять первые шаги по решению проблем.

 На наш взгляд, основным мотивационным фактором, который будет способствовать выполнению вышеперечисленных задач, может стать ряд перспективных направлений для взаимодействия России с западными партнерами в области противодействия как традиционным, так и нетрадиционным угрозам безопасности. Таковыми являются противодействие терроризму и наркоторговле, обеспечение безопасности со стороны биологических угроз, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера, согласование действий в связи с изменениями глобального климата.

На этом этапе сторонам необходимо признать, что разрешить общемировые проблемы возможно только благодаря совместной кооперации. Благодаря чему, проведение согласованной политики позволит, с одной стороны, нейтрализовать конфликтогенный потенциал, который имеется в современных отношениях между Россией и Западом, а с другой – укрепить механизмы двустороннего и многостороннего сотрудничества.

 

Список источников и литературы:

 

  1. Отношения с Россией [Электронный ресурс] / NATO. – Режим доступа: https://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_50090.htm (дата обращения: 08.06.2018)
  2. Jitka Richterová. NATO – Russia Relations [Электронный ресурс] / Jitka Richterová // studentsummit. – Режим доступа: https://www.studentsummit.cz/wp-content/uploads/2019/02/PSS-NATO-–-Russia-Relations.pdf (дата обращения: 10.06.2018)
  3. Эксперт назвал последствия полного прекращения сотрудничества НАТО и России [Электронный ресурс] / mk.ru. – Режим доступа: https://www.mk.ru/politics/2019/04/15/ekspert-nazval-posledstviya-polnogo-prekrashheniya-sotrudnichestva-nato-i-rossii.html (дата обращения: 09.06.2018)
  4. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] / Президент России. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 11.06.2018)
  5. Андерс Фог Расмуссен: «Не России решать, кто станет членом НАТО» [Электронный ресурс] / Голос Америки. – Режим доступа: https://www.golos-ameriki.ru/a/georgia-nato-visit/1689789.html (дата обращения: 12.06.2018)
  6. Архитектура евроатлантической безопасности [Электронный ресурс] / Институт современного развития. – Режим доступа: http://www.insor-russia.ru/files/INSOR_Architecture_of_the_Euro-Atlantic_security.pdf (дата обращения: 12.06.2018)