ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

28.08.2019

Александра Ашмарина, Совет Россия – НАТО: роль в обеспечении диалога между РФ и Североатлантическим Альянсом

Ашмарина Александра Алексеевна
Аспирантка 1 года обучения
Института международных отношений и мировой истории
Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,
г. Нижний Новгород 

Совет Россия – НАТО: роль в обеспечении диалога между РФ и Североатлантическим Альянсом

Отношения между Россией и странами НАТО стали постепенно налаживаться в 1990-х гг. Тогда возник вопрос о возможности создания инструментов и механизмов становления конструктивного диалога между двумя сторонами. До 2002 года данную функцию выполнял Совместный постоянный совет (СПС). Однако для дальнейшего развития сотрудничества требовалась качественно новая структура. Совет Россия – НАТО (СРН), созданный на саммите в Риме 28 мая 2002 года, стал одной из ключевых инициатив, призванной укреплять и развивать отношения государств Североатлантического Альянса с Российской Федерацией. По сути, еще в то время Совет Россия – НАТО стал одним из важнейших инструментов для налаживания взаимодействия России со странами НАТО в области безопасности как отдельных государств, так и Евро-Атлантического региона в целом. В рамках СРН обе стороны выступали как «равные партнеры в областях, представляющих общий интерес» [1]. Римская Декларация также обязывала участников соглашения соблюдать коллективные обязательства, принимать совместные решения и нести за них полную ответственность. В этом заключается одно из преимуществ новой структуры: диалог происходит в формате взаимодействия всех стран – членов НАТО и России, причем каждый член Альянса выступает как самостоятельная единица, в отличие от ранее действовавшего формата встреч «НАТО + 1». Благодаря форумной компоненте, определяющей роль Совета, обсуждение назревших вопросов происходит в режиме равной дискуссии участников, что в определенной степени располагает к конструктивному диалогу и выработке действенных мер по решению ряда обозначенных в ходе обсуждения проблем.

Сотрудничество между Россией и НАТО в рамках СРН проходит по целому ряду направлений: с начала функционирования данной структуры в работе участвовало 5 комитетов, деятельность которых касалась ряда военных вопросов, науки, сотрудничества в воздушном пространстве и взаимодействия в сфере совершенствования антинаркотических органов; 6 рабочих групп, занимающихся вопросами ПРО, обороны, контролем над вооружениями, разоружением и нераспространением; 2 специальные рабочие группы – по борьбе с терроризмом и тыловому обеспечению; специальная подгруппа по Афганистану. В данный момент в структуре насчитывается более 25 групп и комитетов. СРН успешно заменил действовавший до 2002 года Совместный постоянный совет (СПС) и период своего начального существования и развития показал достаточно высокие результаты в области достижения взаимопонимания между державами в военной и политической сфере. Взаимные консультации и помощь в решении ряда проблем, таких как нераспространение ядерного оружия, борьба с терроризмом, налаживание научного сотрудничества в сфере безопасности, контроль над вооружениями, в немалой степени способствовали разрядке напряженности между странами и урегулированию проблемных вопросов, вызывающих тревогу или интерес участников обсуждений. Особо хотелось бы выделить успехи в борьбе с террористическими организациями: в рамках СРН регулярно осуществлялся обмен актуальной информацией, консультации и подробные оценки существующей угрозы, научное исследование террористической деятельности и обсуждение данной проблемы на самом высоком уровне. Здесь можно отметить подписание в апреле 2011 года в Берлине коммюнике, содержащего план совместных действий в сфере борьбы с терроризмом в рамках Совета [2]. Положительные результаты наблюдались также в совместной работе сторон по вопросам Афганистана, борьбе с пиратством, техногенными и природными катастрофами. Параллельно существует ряд разногласий, связанных с обеспечением безопасности в регионе. Каждый из участников диалога исходит из собственных национальных интересов: РФ всерьез была обеспокоена политикой дальнейшего расширения НАТО, а также созданием системы ПРО в Европе со стороны США и Североатлантического Альянса [3].

На протяжении существования и функционирования Совета Россия – НАТО отношения между двумя сторонами постоянно менялись. В настоящее время страны – члены НАТО и Российская Федерация выдерживают довольно нелегкий период в отношениях, что в немалой степени вызвано событиями на Украине 2014 года [4]. Фактически полное прекращение сотрудничества в военно-политической сфере привело к назреванию ряда противоречий между сторонами. Однако встречи на уровне СРН и выше были сохранены, что показывает заинтересованность Альянса в сохранении контактов с Россией, готовность к обсуждению проблемных вопросов. Нельзя не отметить, что, несмотря на приостановку сотрудничества на основе СРН после событий 2014 года, взаимодействие до 2017 года продолжалось через посольства стран и на высшем уровне. И уже в 2016 году именно по инициативе НАТО были проведены заседания СРН по вопросам безопасности региона. В 2017 году, осознавая необходимость кооперации по решению ряда проблем для обеспечения национальной и региональной безопасности, страны Альянса возобновили частичный диалог с Россией в военно-политическом плане. В 2017 году состоялись три заседания Совета, в 2018 году – два заседания, и на данный момент одно заседание прошло в 2019 году. В ходе заседаний СРН государства НАТО выразили надежду на дальнейшее взаимодействие и достижение консенсуса с Российской Федерацией, что также демонстрирует важность Совета как фактически единственного канала коммуникации, обеспечивающего возможность равноправного обсуждения назревших проблем для всех без исключения членов НАТО и России.

Безусловно, Совет Россия – НАТО остается открытой площадкой для дискуссии. Вопрос вызывает целесообразность ведения обсуждений, когда главные претензии участников затормаживают развитие сотрудничества по другим, взаимовыгодным направлениям. Впрочем, страны НАТО отметили необходимость сохранения и поддержания диалога с РФ [5].

На данный момент становится чрезвычайно важным использовать СРН в целях сближения обеих сторон: укрепить стратегическое взаимодействие держав, в том числе, по достаточно нейтральным каналам, к примеру, в научной сфере; поддержать на высшем уровне существующие площадки сотрудничества и диалога стран; определить, главным образом, ряд взаимных интересов и точек соприкосновения. Противоречия между Россией и государствами Альянса существовали и всегда будут существовать, поскольку каждая из сторон защищает, в первую очередь, собственные национальные интересы. Поэтому целесообразно сделать акцент на поиске общих интересов и целей, которые могут быть достигнуты с выгодой для всех участников диалога, объединить накопленный опыт в области безопасности и продуктивно работать в обозначенном направлении.

Не менее важно восстановление и укрепление практического сотрудничества в сфере обеспечения безопасности: решение кризисных ситуаций в регионе, борьба с терроризмом и экстремизмом, контроль над вооружениями, миротворчество, взаимодействие в военной сфере. Практические совместные действия поспособствуют укреплению отношений и доверия между Россией и НАТО, что в данный момент особенно необходимо после событий 2014 года, когда Альянс окончательно занял позицию сдерживания и обороны в отношении Российской Федерации. Достижение обозначенных целей и задач позволит в определенной степени преодолеть отголоски «Холодной войны» и преобразовать существующие отношения России и НАТО, добавив в них позитивную повестку.

На мой взгляд, Совет Россия – НАТО является важной структурой, обеспечивающей возможность предметного и конструктивного диалога НАТО с РФ на равных условиях. СРН является своего рода буфером стабильности и надежности, призванным укреплять и развивать отношения России и Североатлантического Альянса в области безопасности. При правильном регулировании дискуссии СРН позволит обеим сторонам диалога услышать друг друга и понять точку зрения оппонента, избежать непонимания и неверного толкования той или иной ситуации, а также в какой-то степени спрогнозировать дальнейшие действия той или иной стороны, что также важно для выстраивания курса внешней политики в отношении участников Совета.

 

Библиография:

  1. «Отношения Россия-НАТО: Новое качество». Декларация глав государств и правительств Российской Федерации и государств-членов НАТО. 28.05.2002. [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации – сайт.URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/rso/nato/-/asset_publisher/ObVB8wSP5tE2/content/id/555830 (дата обращения: 14.06.2019).
  2. План действий Совета Россия-НАТО по борьбе с терроризмом. Итоговое коммюнике. [Электронный ресурс] // Постоянное представительство Российской Федерации при НАТО. 15.04.2011. URL: https://missiontonato.mid.ru/documents/-/asset_publisher/vXVLwGLw6qit/content/plan-dejstvij-soveta-rossia-nato-po-bor-be-s-terrorizmom?inheritRedirect=false (дата обращения: 14.06.2019).
  3. Комментарий официального представителя МИД России А.К.Лукашевича в связи с предстоящим участием Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в заседании Совета Россия-НАТО в Брюсселе. 03.12.2012. [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации – сайт.URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/132254 (дата обращения: 14.06.2019).
  4. НАТО приостанавливает военное сотрудничество с Россией. [Электронный ресурс] // РИА Новости. 01.04.2014. URL: https://ria.ru/20140401/1002131597.html (дата обращения: 14.06.2019).
  5. Страны НАТО признают важность диалога альянса с Россией. [Электронный ресурс] // РИА Новости. 13.03.2017. URL: https://ria.ru/20170313/1489895467.html (дата обращения: 14.06.2019).