ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

26.08.2019

Алексей Станонис, ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ АРХИТЕКТУРА ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ, НАТО И ЕВРОСОЮЗА

Станонис Алексей
студент 3 курса
ОП бакалавриата «Международные отношения»
Восточный институт ­– Школа региональныхи международных исследований
ДВФУ, г. Владивосток 

Перспективы формирования новой архитектура европейской безопасности в контексте сотрудничества России, НАТО и Евросоюза 

Чуть более месяца прошло после 73-й годовщины визита сера Уинстона Черчилля в США, в ходе которого, на тот момент уже бывший премьер-министр Великобритании, произнёс ставшую знаменитой речь в Фултоне, обвинив Советский Союз в создании “железного занавеса”, однако историки, а так же (и в большей мере) политики не перестают спорить, был ли это момент, когда период всемирной истории, по меткому замечанию Джорджа Оруэлла названный “Холодной войной”, стал неизбежен. [1] Ещё больше копий сломано в споре, когда неизбежной стала конфронтация между новой, постсоветской Россией, и Североатлантическим Альянсом. Возможно, в значительной мере этому способствует предрасположенность русской ментальности к вопросам “кто виноват?” и “что делать?”, что, однако, ничуть не убавляет их значения.

Кто виноват?

Хотя логически ответа на это вопрос может быть только да – Россия или Запад – вариантов аргументации к ним множество как с одной, так и с другой стороны. В связи с этим представляется разумным разделить их по признаку связи с одним из примеров открытой конфронтации, каждый из которых рассматривается обеими сторонами как прецедент нарушения контрагентом чего-либо, дающим право на ответные шаги по своему усмотрению, никогда, впрочем, не выходящие за рамки “здравого смысла”.

К таким отправным точкам относятся:

  • 1999 год, когда в связи с бомбардировками НАТО Югославии, в ответ на что министр иностранных дел РФ, Е.М. Примаков, совершил знаменитый “разворот над Атлантикой”, прервав, таким образом, свой визит в США;
  • 2004 год, когда несмотря на заверения, данные Западом президенту М.С. Горбачёву, произошло расширение НАТО за счёт вступления в Альянс семи государств (Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии), являвшихся ранее странами социалистического лагеря или союзными республиками СССР;
  • 2008 год, когда в связи с российско-грузинским конфликтом, когда НАТО и страны ЕС встали на последовательно прогрузинскую позицию вопреки доказанному факту ничем не спровоцированной агрессии Тбилиси;
  • 2014 год, когда произошло воссоединение Крыма с Россией, а Юго-Восток Украины превратился в зону гражданского конфликта.

Автор, однако, придерживается точки зрения, что черта была проведена в 2007, когда на Мюнхенской конференции Президент РФ В.В. Путин выступил с критикой курса НАТО на расширение на Восток, к границам РФ, и осудил гегемонистскую политику США как в регионе, так и в мире в целом, предупреждая западных партнёров об опасностях, таящихся за возобладавшей уже на тот момент тенденцией на складывание монополярной системы международных отношений. Как уже было сказано выше, и до, и после 2007 года интересы России и запада сталкивались, однако подобно речи Черчилля в Фултоне, речь Путина возвестила о начале. Россия открыто, пусть и пока ещё в весьма “застенчивой” форме (принимая во внимание вступление к речи Президента “если мои рассуждения покажутся нашим коллегам излишне полемически заостренными либо неточными, я прошу на меня не сердиться – это ведь только конференция”) заявила о неприятии сложившейся обстановки в системе европейской и международной безопасности. [2] Вопреки (во всяком случае в контексте речи) желанию российского лидера, к его выступлению отнеслись серьёзно – как к своего рода Декларации независимости российской внешней политики после периода, который лучше всего охарактеризовал в беседе с Ричардом Никсоном министр иностранных дел России (1990–1996 гг.) А.В. Козырев, сообщивший бывшему президенту США о том, что у России нет национальных интересов, только интересы общечеловеческие. В полном соответствии с оценкой Путина, Запад продемонстрировал неготовность к компромиссам, что и привело к дальнейшей конфронтации сначала в 2008 году, а затем и в 2014.

Обобщая контекст взаимодействия Запада и России, необходимо принять во внимание также восприятие каждой из сторон политики друг друга. Охарактеризовать произошедшее можно как “взаимное разочарование”.

Российское руководство, столкнувшись с систематическим пренебрежением своей позицией ещё в период президентства Б.Н. Ельцина, ярким примером чего стал, например, отказ президента США Билла Клинтона от дачи как формального, так и неформального обещания на отказ от расширения НАТО за счёт бывших советских республик во время их встречи в Хельсинки 15 апреля 1997 года, непосредственно перед подписанием 27 мая 1997 года Основополагающего акта Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, постепенно утратило уверенность в необходимости согласовывать своё курс с кем-либо. [3] Какой смысл стремиться к достижению сделки любой ценой, поступаясь своими интересами в целях сохранения хороших отношений в будущем, если такие сделки никогда не приводят к результатам, устраивавшим бы Россию, причём даже в те периоды, когда, казалось бы, политику Запада определяют лояльные по отношению к РФ силы, в число которых входила, администрации Клинтона?

Запад, в свою очередь, после падения социалистической системы имел достаточно поводов полагать себя не только победителем, но и тем, кто “знает ответ в конце учебника”, то есть ощущать себя в праве занимать по отношению к России, равно как и к другим постсоветским республикам, менторскую позицию, и политика РФ в 90-х во многом способствовала укреплению этого суждения. Помимо упомянутого выше высказывания А.В. Козырева, интереса заслуживают опубликованные стенограммы телефонных переговоров Клинтона и Ельцина, в ходе которых последний предлагает “предпринять совместные шаги и вместе встретиться с Думой”, что на сегодняшний день кажется немыслимым и вызывает у россиян негодование, когда подобное происходит на Украине. [4]

Что делать?

Какая бы из версий не была верна или, точнее, была ближе к действительности, не стоит забывать и о втором вопросе, поставленном в начале – что делать? Ведь если вопросы исторической правды могут быть усреднённому жителю Ленинградской области малозанимательны, то известия о проведении с 9 по 21 июня 2019 года очередных учений НАТО в акватории Балтийского моря не добавляют спокойствия ни жителям западных регионов России, ни руководству страны в Кремле. [5]

Где бы не таилась точка невозврата в процессе формирования конфликта между Западом и Востоком, именно в 2014 году, в связи с событиями на Украине, Россия перестала разделять НАТО, Евросоюз и их отдельные государства-члены как самостоятельных контрагентов в переговорном процессе. Кремль и лично В.В. Путин возлагали большие надежды на нахождение взаимопонимания в режиме двусторонних переговоров с рядом стран, прежде всего с Германией, сохранив общие позитивные отношения при наличии разногласий по некоторым политическим вопросам, как это неоднократно случалось в период “холодной войны”.

Однако и отдельные страны Европы, и Евросоюз как организация крайне остро отреагировали на позицию и действия РФ, применив по отношению к России меры экономического принуждения, а в рамках НАТО отказавшись от переговоров по каким-либо повесткам, кроме ситуации на Украине, по линии Совета Россия-НАТО.

Взаимное раздражение и недоверие, однако, не способствует решению глобальных проблем, угрожающих обеим сторонам, и в этой связи Западу и России следует искать пути достижения не консенсуса, но разумного компромисса в рамках ряда вопросов, соблюдая при этом функциональное разделения ЕС и Альянса.

Хотя последние инициативы Евросоюза в области обороны, такие как «Постоянное структурированное сотрудничество в сфере безопасности и обороны» (PESCO), разумеется, следует принимать во внимание, ключевую роль при налаживании сотрудничества в сфере безопасности будет принадлежать Альянсу. [6] Экономическое же сотрудничество ЕС и России в дальнесрочной перспективе выглядит умеренно позитивно в силу набирающих вес совместных проектов, в и число которых, несомненно, входит строительство трубопровода «Северный поток - 2». В свою очередь с военно-политической точки зрения и Россия, и Альянс изменились слишком сильно, чтобы корректно взаимодействовать на основании Основополагающего акта Россия-НАТО 22-х летней давности. Документ должен быть пересмотрен и дополнен в соответствии с вызовами современности – учитывать и интересы укрепившейся России, и свободу волеизъявления народов Европы.

Таким образом, возможно, мы никогда не придём к согласию относительно того, чей камень был первым, однако будущее всё ещё может принеси в Европу подлинное спокойствие и безопасность при том условии, это является фактической, а не декларативной целью каждой из сторон.

 

Источники:

[1] The Sinews of Peace (‘Iron Curtain Speech’) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://winstonchurchill.org/resources/speeches/1946-1963-elder-statesman/the-sinews-of-peace/;

[2] Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034;

[3] «Билл, пойми меня правильно». О чем Ельцин просил Клинтона [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/08/31/779590-bill-poimi-menya-pravilno;

[4] Джо Байден: «Построить единое, демократическое украинское государство» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.golos-ameriki.ru/a/tb-kiev-biden-parliament-speech/3093991.html;

[5] Военно-морские силы стран НАТО проверяют готовность в Балтийском море [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_166717.htm?selectedLocale=ru;

[6] Permanent Structured Cooperation (PESCO) - factsheet [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/34226/permanent-structured-cooperation-pesco-factsheet_en;