ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

29.04.2016Наталья Аниськевич. Санкт-Петербург

«Кризис системы европейской безопасности: возможности для взаимодействия или риск конфронтации?»

Аниськевич Наталия Сергеевна
Студентка 2 курса магистратуры
Факультета международных отношений
Санкт-Петербургского Государственного Университета
г. Санкт-Петербург

 

Прошедший 2015 год стал одним из самых трудных для Европы в 21 веке в связи с обострением геополитической ситуации и новыми конфликтами  как внутри региона, так и за его пределами. В 2014 году украинский кризис явился первым испытанием стабильности мировой системы, а уже в 2015 году на первые позиции мировым сообществом была поставлена борьба с международным терроризмом. В нынешнем году странам предстоит проделать долгий путь по согласованию своих действий и достижению намеченных целей.

По итогам 2014 года Россия и Запад вошли в украинский тупик своих отношений. Кризис в Украине перешел в стадию затянувшегося на долгий период времени конфликта. Прошло более года со дня согласования минского «Комплекса мер» по урегулированию украинского кризиса – документа, который был одобрен резолюцией Совета Безопасности ООН. Однако реализация его ключевых политических положений, по сути дела, так и не началась. Главным образом причиной этому явилось нежелание украинского руководства честно пройти свою часть намеченного пути, все время находя предлоги для уклонения от взятых на себя обязательств. Неприемлемость такого поведения понимают в Европе и даже в США, как то показали выступления представителей стран на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности в феврале 2016 года [1].

Центр внимания в прошедшем году был перемещен от украинского кризиса в сторону затяжного кризиса в Сирии. На протяжении более пяти лет – с начала арабской весны – регион Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки находился в бедственном положении, что спровоцировало миграционный кризис в Европе и угрозу захвата террористами огромных пространств данного региона. Беспрецедентная террористическая агрессия проявляется как в странах Европы и Америки, так и в странах Азии. К сожалению, и в решении данного проблемного вопроса в Европе был обозначен раскол.

Россия вышла за пределы зоны своего традиционного влияния и напрямую ввязалась в конфликт, в котором до сих пор была не самым влиятельным игроком. Произошло это на фоне становившегося все более слабым уровня доверия  к российскому президенту на Западе в связи с действиями на Украине. Европейские лидеры встали в своеобразный тупик невозможности понимания мотивов поведения российского лидера и будущих действий Москвы. Что и вызвало осторожное отношение, вылившееся в недоверие, которое в свою очередь затрудняло и затрудняет ведение переговоров между сторонами. Кремль предпринял попытку выхода из сложившейся ситуации и попытался сломать так называемую «игру» Запада, воспринятую как радикальную политику сдерживания в отношении российской власти. Инструментом стала сирийская военная компания, имеющая по итогам 2015 года противоречивый результат.

Войдя в Сирию, Россия сделала новый шаг в геополитической игре, изначально строившейся вокруг украинского кризиса. Однако теракт в отношении российского гражданского лайнера, летевшего над Синаем [2], дал повод позиционировать себя Западу в качестве партнера по антитеррористической коалиции, в то время как до этого трагического события действия носили в значительной степени  инструментальный характер.

Военная кампания в Сирии дала отчетливо понять, что в какой-то мере Россия вступила в борьбу на поле, где были плохо просчитаны риски, угрозы, сценарии. Примером может служить  сбитый Турцией Су-24 [3], что повлекло за собой усиление напряженности и военную неопределенность. В лице Турции Россия приобрела себе нового «врага», конфликт с которым персонифицируется и одновременно носит масштабный характер. В результате начинается новое показательное наращивание военной мощи России у своих границ в контексте повышения активности НАТО.

В то же время нельзя не учитывать плюсы, которые были привнесены нахождением российских войск в Сирии. Появление единой антитеррористической повестки явилось своеобразным шагом сближения между Россией и Западом, после крымского разлома, когда совместный диалог был прекращен. Нельзя не отметить, что цели России и Запада в Сирии сблизились. Во многом, конечно, на это повлияли теракты в Париже, которые изменили риторику Франции и подтолкнули к вступлению в войну против ИГИЛ Германию и Великобританию. Разворот в сторону России имел эмоциональную окраску, но не привел к исключению страны из списка потенциальных угроз. Россия не завладела инициативой в войне против ИГИЛ, санкции продлеваются, режим сдерживания остается. Европа, по вполне объяснимым причинам, все еще опасается агрессии со стороны России.

На сегодняшний день Украина как замороженная и не имеющая решения проблема отодвинута в мировой повестке на второй план в качестве задачи, отнимающей впустую много сил. Нельзя исключать возможности, что украинский кризис может вернуться в авангард мировой геополитики при первом же обострении конфликта на Донбассе. Со всеми вытекающими последствиями будут возобновлены военные действия, наращено военное присутствие «российских добровольцев» и тех, кто играет их роль, а в непризнанных республиках не перестанут нарастать управленческие, социальные и финансово-экономические кризисы. И опять по стандартному сценарию Россия  и Запад встанут по разные стороны баррикад, несмотря на проявившееся «потепление» отношений.

К сожалению, прошедший год стал годом кризиса союзников. Об так называемом «одиночестве» России зарубежные СМИ пишут все чаще [4], а российское правительство убеждает граждан в существовании сильной и независимо страны, которая движется в соответствии со своим внешнеполитическим курсом [5]. Данная утопия в современной ситуации не сможет сработать. Трудно продвигать интеграционные проекты на постсоветском пространстве, когда твои действия противоречат интересам партнеров. В качестве примера можно привести попытки блокирования импорта европейских продуктов через Белоруссию и Казахстан [6], украинский кризис и возвращение Крыма воспринимаются как попытки доминирования силой. Россия на данный момент лишена какой-либо финансово-экономической привлекательности для  установления новых партнерских отношений. Испытаниям подверглись отношения с проверенными соратниками: Арменией, где Россию обвинили в энергетическом кризисе [7], и Белоруссией, которая присоединилась к числу критиков действий России [8]. На восточном направлении сорван как казалось, потенциально прорывной, визит Путина в Японию [9], касающийся наболевшей проблемы островов, а Китай не показывается стремительного желания перейти с ниши потребителя на нишу политического союзника [10].

Состоявшаяся в февраля 2016 года Мюнхенская конференция по вопросам политики безопасности не показала слаженности действий между разными сторонами баррикад, что напрямую доказало существование кризиса европейской безопасности. Достигать по-настоящему прорывных результатов возможно только в том случае, если будут отброшены в сторону тезисы о чьей-то исключительности  - США, Европейский союз, Китай, Россия и другие центры влияния современного мира  ведут себя слишком разрознено, не присутствует работа в команде, о которой все постоянно говорят. И стоит отметить, что ни один из серьезных вопросов, стоящих на повестке дня, не был еще до конца решен. В такой ситуации невозможно говорить о каком-либо взаимодействие для налаживания отношений, касающихся европейской безопасности. Движение в сторону международной нестабильности ускоряется в результате появления новых проблем.

Представители российской власти при каждой удобной возможности повсеместно заявляют о том, что необходимо найти путь к общему взаимодействию в решении проблем и новых реформах мироустройства, в которых должны присутствовать коллективные подходы. Москва знает, что ее устойчивость на международной арене   требует выхода из изоляции и строительства новых альянсов, но несмотря на это она продолжает действовать наперекор своим заявлениям, обвиняя во всех «бедах» своих зарубежных партнеров. Тогда совершенно логичным становится вывод, что это не только странам Запада и США необходимо умерить свои амбиции, но так же и России. В противном случае можно говорить о дальнейшем наращении конфронтации в Европе и других регионах мира, что приведет не только к краху европейской системы безопасности, но и глубоким межцивилизационным разломам.


Сноски на источники

[1] Официальный сайт Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, 2016. [Электронный ресурс] <https://www.securityconference.de/en/activities/munich-security-conference/msc-2016/>

[2] «Хроника авиакатастрофы: взрыв и крушение российского авиалайнера Ф321 в Египте», Известия, 18.11.2015.  [Электронный ресурс] <http://izvestia.ru/news/596330>

[3] «В Сирии сбит российский Су-24», Вести.ru, [Электронный ресурс] <http://www.vesti.ru/theme.html?tid=109125>

[4] Turks, Sauds may have to go it alone against Russia, American Free Press, 04.03.2016. [Электронный ресурс] <http://americanfreepress.net/turks-saudis-may-have-to-go-it-alone-against-russia/>

[5] «Пресс-конференция Владимира Путина 17 декабря 2015 года», RT на русском, 17.12.2015. [Электронный ресурс] <https://russian.rt.com/article/137225>

[6] «Эмбарго на европейские продукты вступает в новую стадию», Взгляд деловая газета, 24.06.2015. [Электронный ресурс] <http://vz.ru/economy/2015/6/24/752502.html>

[7] «Почему цены на свет «взорвали» Армению?», Euronews, 23.06.2015. [Электронный ресурс] <http://ru.euronews.com/2015/06/23/yerevan-protests-why/>

[8] «Лукашенко пинает больного льва», Радио Свобода, 20.04.2016. [Электронный ресурс] <http://www.svoboda.org/content/article/26751389.html>

[9] «Визит Путина в Японию откладывается», ИноСМИ, 21.10.2015. [Электронный ресурс] <http://inosmi.ru/overview/20151021/230926668.html>

[10] «Сколько у России союзников?», РИАНовости, 03.02.2016. [Электронный ресурс]  <http://ria.ru/analytics/20160203/1369137705.html>

 

 

blog comments powered by Disqus