ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

26.08.2019

Антон Мятович, ПРИЧИНА ПОДПИСАНИЯ МЕМОРАНДУМА О НАМЕРЕНИЯХ ПО СОЗДАНИЮ НОВОЙ СИЛЫ

Мятович Антон Вадимович
студент 1 курса
факультета естествознания, математики и информатики
Нижнетагильского государственного социально-педагогического института
(филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета
г. Нижний Тагил

 ПРИЧИНА ПОДПИСАНИЯ МЕМОРАНДУМА О НАМЕРЕНИЯХ ПО СОЗДАНИЮ НОВОЙ СИЛЫ 

Причина подписания меморандума по созданию «Европейской инициативы военного вмешательства» – усиление переговорных позиций, в свете последних заявлений Президента США, желание вывести военный контингент из обязательного участия в миротворческих операциях НАТО, инициируемых Соединенными Штатами или смелое решение Эммануэля Макрона продолжить суверенную политику Шарля Де Голля в расширенных рамках Евросоюза.

Это соглашение может быть направлено на достижение трёх целей в комплексе, так как предполагаемые меры обеспечения поставленных задач и предлагаемая дорожная карта впервые за много лет отличаются конкретной, взвешенной и консолидированной позицией всех стран Евросоюза, приветствуются европейскими странами блока НАТО, не входящими в ЕС.

Создание европейского военного блока, альтернативы НАТО, для стран Евросоюза единственная возможность защитить свой суверенитет на основе децентрализации военных, экономических и политических инициатив в противовес централизованной модели, декларируемой США.

Есть несколько предпосылок, которые доказывают, что в этот раз планы стран Евросоюза, направленные на достижения суверенитета во внешней и внутренней политике принятия решений, в этот раз увенчаются успехом.

Анализ ошибок, которые были допущены ранее, тщательная многолетняя подготовка к созданию европейского военного блока позволяет странам Евросоюза надеяться на успех поставленной задачи.

Поддержка создания собственной оборонной доктрины такими крупными экономиками, как Испания, Германия, Великобритания, Португалия, Швеция, Финляндия и Норвегия обеспечивает гарантию достаточного финансирования инициативы и расширение границ оборонной доктрины за рамки Евросоюза.

Естественные причины и препятствия для стран Евросоюза в создании собственных объединенных вооруженных сил по окончании Второй мировой войны, которые сейчас не актуальны:

  • к естественным причинам можно отнести ослабление экономики, подчиненное положение Германии, как проигравшей в войне – на сегодня Германия одна из ведущих экономик Европы, страна может свободно декларировать свою политику в рамках Евросоюза, являясь одним из ключевых игроков данного объединения;
  • направление формирования оси европейской обороны было сосредоточено на Североатлантическом договоре, созданном в 1949 и возглавляемым США. Такая конфигурация сил поставила страны Западной Европы в положение буфера между Соединенными Штатами и СССР в период холодной войны, что затрудняло проведение независимой политики. Сейчас данная проблема не актуальна, так как Советский Союз распался;
  • создание в 1992 году «Еврокорпуса» не имело перспектив и претерпело неудачу из-за позиции Великобритании, которая была против ослабления позиций НАТО в регионе в связи с выбранным курсом Королевства на глобализацию экономических процессов. После Брексита Соединенное Королевство сейчас поддерживает политику Макрона, направленную на снижение зависимости Евросоюза от США;
  • если во времена холодной войны любые переговоры и договоренности со странами социалистического блока были невозможны, то на сегодня многие из этих государств вошли в состав Евросоюза, а современная Российская Федерация – перспективный и выгодный партнер в плане бесперебойных поставок энергоресурсов.

Сейчас складываются вполне благоприятные перспективы для успешного формирования новых приоритетов, направленных на отстаивание интересов Европы в мире, проводимых де Голлем. Еще один важный позитивный момент для проведения независимой политики Евросоюза – намерения Президента США Дональда Трампа выйти из многих приоритетных областей безопасности, глобальной торговли и решения проблем климата.

Ускорить процессы формирования собственных вооруженных сил требует также и непростая ситуация с миграционными процессами, проблема увеличения количества беженцев. Создание ассоциации стран Африки и Евросоюза, в рамках формирования собственных оборонных и наступательных сил также способствует снижению напряженности в регионе.

Дополнительные факторы, ускоряющие создание новой парадигмы обороны Евросоюза:

  • снижение уровня доверия между странами в свете финансового кризиса 2008 года;
  • рост протестной активности населения, связанный с сокращением социальных обязательств и падением уровня доходов;
  • отсутствие явного лидера и ясной, продуманной стратегии развития;
  • увеличение количества мигрантов и беженцев из Азии и Африки;
  • угрозы усиления исламского терроризма;
  • выход Великобритании из ЕС;
  • категоричная позиция Президента США по ряду вопросов, которая создает напряженность во взаимоотношениях между странами, членами ЕС в вопросах трансатлантического содружества.

Создавшаяся политическая и экономическая ситуация требует принятия консолидированного решения, четкого плана действий и ускорения процессов по формированию собственной оборонной доктрины.

Инициатив по созданию собственной обороны, которые принимались ранее, недостаточно, чтобы решать региональные кризисы и конфликты самостоятельно, без помощи блока НАТО и мощной поддержки США. Но, они существенно облегчают задачу, поставленную президентом Франции:

  • стратегия «Общее видение, общие действия – более сильная Европа», принятая единогласна всеми членами ЕС в 2016 году, способствует формированию общего видения политики европейской безопасности между всеми странами содружества;
  • создание в 2017 году нескольких структур по безопасности и обороне (PESCO, CARD и EDF) способствуют формированию новых стратегических целей, обозначают способы и средства для их достижения, облегчают координацию действий и создают источники дополнительного независимого финансирования;
  • строительство и ввод в эксплуатацию Северного Потока снижают зависимость стран ЕС от энергоносителей и увеличивают их конкурентоспособность на глобальных рынках;
  • контроль над формированием объёмов прокачки газа по Северному Потоку и возможность выдвигать требования обязательного транзита газа по территории Украины также предоставляют ЕС преимущества в формировании взаимоотношений с Российской Федерацией и некоторое влияние на развитие эскалации противостояния на востоке Украины.

Пока предпринятых действий явно мало для снижения зависимости ЕС от НАТО, так как существует много соглашений по коллективной обороне, требующих обязательного выполнения.

Дополнительно существует ряд обстоятельств, которые могут повлиять и осложнить формирование собственных вооруженных сил ЕС:

  • реанимация ядерной сделки между ЕС и Ираном, без участия США, в свете последних событий – подрывом танкеров и ростом напряженности, вплоть до начала локальных военных действий, может оказаться под серьезной угрозой, что повлияет на обороноспособность Евросоюза и снизит его влияние в регионе;
  • если Дональд Трамп не пройдет на второй срок, а победит демократическая партия, то направление политики США на децентрализацию снова сменится парадигмой восстановления курса на глобализацию процессов формирования евроатлантического содружества, что внесет существенные коррективы в планы по созданию независимых вооруженных сил ЕС;
  • изменение внутриполитической ситуации в РФ, создание новых очагов напряженности в странах, граничащих с Российской Федерацией, может отдалить перспективы создания собственной обороны и усилить позиции НАТО;
  • согласие некоторых стран Евросоюза, таких как Польша, на размещение американских баз, в свете выхода США из договора РСМД, вызовет эскалацию напряженности с РФ, может потребовать серьёзной корректировки планов по созданию «Европейской инициативы военного вмешательства».

Если учесть все риски, то реализация этого проекта в обозначенные сроки вполне возможна. Создание собственной оборонной структуры предоставит ЕС возможность оперативно реагировать на внешние и внутренние вызовы и риски, дополняя возможности НАТО.

Данная инициатива – пока только декларация курса на независимость в принятии политических и экономических решений и выгодный козырь в усилении переговорных позиций Евросоюза с Соединенными Штатами Америки. Но, при правильно выбранной стратегии – привлечении стран Европы, которые не состоят в блоке НАТО, налаживании более тесных экономических и политических отношений с Китаем, РФ и странами Ближнего Востока, возможно успешное создание новой независимой глобальной европейской силы.

Источники:

  1. Договор о Европейском Союзе.
  2. Crabb, T., & Segal, D. R. (2018). Comparative Systems of Analysis: Military Sociology in the United States and Europe. In G. Caforio & M. Nuciari (Eds.), Handbook of the Sociology of the Military (pp. 61–86).
  3. The European Intervention Initiative: a New Military Force Established in Europe.
  4. "Twenty-five EU states sign PESCO defense pact". Deutsche Welle. 2017-12-11. Archived from the original on 2017-12-12. Retrieved 2017-12-12. http://www.dw.com/en/twenty-five-eu-states-sign-pesco-defense-pact/a-41741828
  5. Locatelli, A. (2018). Too Far Ahead? The US Bid for Military Superiority and Its Implications for European Allies. In M. Clementi, M. Dian, & B. Pisciotta (Eds.), US Foreign Policy in a Challenging World: Building Order on Shifting Foundations (pp. 145–163).
  6. Сотрудничество ЕС ‒ НАТО. Справочный материал, Bruxelles, 11/06/2019.
  7. Nünlist, C. (2018). Switzerland and NATO: From Non-Relationship to Cautious Partnership. In A. Cottey (Ed.), The European Neutrals and NATO: Non-alignment, Partnership, Membership? (pp. 181–210). London: Palgrave Macmillan UK.