ru
Новости
  • 28.08.2019

    Публикация работ конкурса эссе 2019 года

    Подробнее
  • 11.08.2019

    Опубликованы работы Лауреатов конкурса эссе 2019 г.

    Подробнее
  • 17.06.2019

    Всероссийский молодежный конкурс эссе 2019

    Подробнее
  • 25.03.2019

    Tворческий конкурс НАТО 70 лет/Эстония 15 лет в НАТО

    Подробнее

28.08.2019

Артем Гусаров, работа на конкурс эссе 2019

Гусаров Артём Владимирович
студент 3 курса
Юридического института
ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,
г. Владимир 

Либо человечество покончит с войной, 
либо война покончит с человечеством.
Джон Кеннеди 

С некоторых пор ситуация с функционированием системы международной безопасности зашла в тупик. Ряд её институтов всё ещё продолжает довольно эффективно работать, однако налицо наличие серьезных дефектов, существование которых в обозримом будущем может привести к возникновению целой плеяды проблем всемирного масштаба. Система европейской безопасности, как известно, является одним из краеугольных камней общемировой системы безопасности, поэтому крайне важно сконцентрировать имеющиеся усилия и предотвратить влияние тех негативных факторов, которые расшатывают фундамент скрупулёзно выстроенной парадигмы отношений по обеспечению порядка и недопущению вооружённых конфликтов в Европейском регионе.

Одними из главных акторов, чьи действия и решения судьбоносны для многих европейских (и не только) стран, являются блок НАТО и Российская Федерация. Их отношения всегда были сложными, иногда даже очень напряжёнными, но, тем не менее, представители политического истеблишмента обеих сторон, невзирая на отстаиваемые ими интересы, в большинстве случаев находили друг с другом общий язык по многим ключевым вопросам.

Сам формат современных отношений России и Североатлантического альянса был установлен еще в 2002 году, когда в соответствии с Римской декларацией «Отношения Россия – НАТО: новое качество» был создан Совет Россия – НАТО [1]. Нельзя сказать, что Римская декларация окончательно развернула вектор сотрудничества России и НАТО в качественно иное русло. Ситуация с Грузией в 2008 году и последующая приостановка работы Совета Россия-НАТО показали полную фиктивность этих отношений и интеграции России в данном объединении. Лишь спустя почти год после грузинского инцидента сотрудничество вновь было нормализовано, но это, как оказалось впоследствии, стало временной мерой, которая не принесла избавления от тех проблем, которые были заложены в самой структуре данных отношений.

Украинский кризис 2014 года ярко показал все их недостатки. Вызванный им политический коллапс стал следствием серьёзного дефекта механизма обеспечения сотрудничества и безопасности в европейском регионе, который был выстроен при создании Совета Россия-НАТО. Стороны вновь стали вспоминать старые взаимные обиды и недопонимания ещё времён «холодной войны», которые, как считалось до этого, давно остались в прошлом. И если после грузино-югоосетинского конфликта отношения всё же были восстановлены, то вопрос восстановления отношений после событий 2014 года до сих пор остаётся нерешённым.

Так, в своём последнем интервью заместитель главы МИД РФ А. Глушко констатировал полное прекращение сотрудничества между Россией и блоком НАТО по гражданской и военной линии. По словам российского представителя, сегодняшние отношения Североатлантического альянса и Москвы «…как раз больше напоминают обычное состояние дел, под которое создавалось НАТО – под холодную войну [2]».

Похожие заявления звучат и с противоположной стороны. В апреле этого года главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал К. Скапаротти также указал на недостаток диалога между странами НАТО и Россией. Им было отмечено, что даже в период «холодной войны» сторонам удавалось вести конструктивный диалог и понимать сигналы друг друга, однако теперь у стран Североатлантического альянса вызывает обеспокоенность факт того, что «…сегодня мы не знаем их [русских – прим. авт.] так же хорошо [3]».

Осложняют конфронтационную ситуацию не только звучащие с трибун слова, но и действия. Серьёзным шагом на пути к разрыву былых партнёрских отношений стало недавнее объявление Соединённых Штатов, впоследствии поддержанное остальными странами НАТО, о начале процедуры выхода из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Соглашение было подписано ещё 8 декабря 1987 года, когда советский лидер М. Горбачёв совершил деловой визит в Вашингтон, и имело бессрочный характер [4]. Вслед за заявлением США руководство России объявило о симметричном ответе. Президент России В. Путин 4 марта подписал указ «О приостановлении Российской Федерацией выполнения Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности [5]». Глава России поручил Министерству иностранных дел направить американской стороне соответствующее уведомление [6]. Действия сторон не только довольно сильно пошатнули паритет в вопросе по контролю над вооружениями, который был установлен по итогам «холодной войны», но и создали все условия для дальнейшего наращивания военного потенциала и эскалации новой гонки вооружений.

Между тем, проблемы существуют не только в отношениях по линии Россия – НАТО, но и внутри самого Североатлантического блока. Европейские лидеры уже на протяжении долгих лет обговаривают потенциальную возможность по созданию коалиции сводных европейских вооружённых сил. Последнее такое заявление прозвучало из уст французского президента Э. Макрона во время выступления в городе Верден в преддверии 100-летия окончания Первой мировой войны [7]. Его позиция мотивирована, главным образом, не только конфронтацией с Россией и укреплением позиции Китая на международной арене, но и усиливающейся гегемонией Соединенных Штатов в НАТО, которая отчетливо прослеживается при участии блока Североатлантического альянса в решении наиболее приоритетных геополитических вопросов. По версии европейских политиков, параллельная НАТО структура необходима в свете неуверенности в приверженности Североатлантическому альянсу со стороны США, а также на фоне предстоящего выхода Британии из Евросоюза. Курс на создание сводных европейских сил в свете современных неоднозначных и противоречивых отношений между Россией и блоком НАТО может повлечь далеко идущие последствия, результаты которых окажутся непредсказуемыми. В любом случае, главной жертвой здесь может оказаться Европа и её безопасность, поэтому уже сейчас следует начинать конструктивный диалог для предотвращения всех возможных недопониманий в данном вопросе.

Ещё одним фактором обострения отношений является продолжение продвижения альянса НАТО в сторону Востока. Несмотря на достигнутые договорённости о нерасширении НАТО в Восточной Европе между СССР и США в ходе переговоров по объединению Германии в 1990 году, консенсус, как оказалось, так и не был достигнут [8]. Последней страной, которая вступила в Североатлантический альянс в 2017 году, стала Черногория [9]; на протяжении длительного времени обсуждаются возможные варианты вступления в НАТО двух постсоветских государств – Грузии и Украины [10]. Российская сторона, в свою очередь, крайне неодобрительно относясь к подобным решениям Запада, предпринимает ответные шаги. Одним из них стало утверждение в 2014 году президентом РФ В. Путиным новой военной доктрины Российской Федерации, где среди основных внешних военных опасностей страны называется «наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран-членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока [11]».

Тем не менее, ситуация всё ещё разрешаема. Все участники данного интернационального диалога понимают, что потенциальный военный конфликт России и НАТО, о котором чаще и чаще говорят некоторые политики, может обернуться катастрофой для всего человечества. Его недопущение должно стать новой повесткой дня при решении вопроса о перезапуске отношений России и Запада.

В первую очередь, необходимо найти общий язык и взаимопонимание в отношении всех наиболее значимых проблем, от разрешения которых зависят мир и безопасность Евро-Атлантического региона. Россия и НАТО должны понять, что эпоха «холодной войны» давно осталась в прошлом, и теперь нет никакого смысла производить бездумное наращивание военного потенциала, тем самым усиливая взаимную конфронтацию. Для этого сторонам, как минимум, стоит реанимировать свои отношения в рамках Договора РСМД, выполнение обязательств которого снова приобретёт огромное значение для поддержания общемировой безопасности. Кроме того, расширить сферы взаимодействия вполне возможно с помощью консолидации совместных усилий, направленных на борьбу с международным терроризмом, незаконными вооруженными формированиями и новейшими гибридными угрозами. Лишь выстраивание тесных и дружеских отношений способно коренным образом повлиять на укрепление доверия между Россией и НАТО, создав тем самым необходимые условия для результативного и интенсивного сотрудничества.

 

Источники:

[1] Декларация глав государств и правительств Российской Федерации и государств - членов НАТО (Принята в г. Риме 28.05.2002) // Дипломатический вестник. – май 2002 года. – №6. – С.53-55.

[2] Россия полностью прекратила сотрудничество с НАТО, заявили в МИД // 2019. РИА Новости URL: https://ria.ru/20190415/1552697770.html (дата обращения: 10.06.2019).

[3] US-Russia chill stirs worry about stumbling into conflict // 2019. Associated Press URL: https://www.apnews.com/b0d2b33596fc4604b2cd4384c9e2bd32 (дата обращения: 10.06.2019).

[4] Полынов М.Ф. Отношения с США во внешней политике М.С. Горбачёва в годы Перестройки. 1985-1991 гг. // Общество. Среда. Развитие. – 2016. – №2. – С.14-21.

[5] Указ Президента РФ от 04.03.2019 № 91 «О приостановлении Российской Федерацией выполнения Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности» // Собрание законодательства РФ. – 11.03.2019. –  №10. – ст. 950.

[6] Коростиков М., Сафронов И. Ракеты в свободном полете: Россия вслед за США выходит из договора о РСМД // Коммерсантъ. – 2019. – 4 февраля. – С.1.

[7] Макрон: «Нам нужна подлинно европейская армия». Но нужна ли она? // 2018. BBC News URL: https://www.bbc.com/russian/news-46111079 (дата обращения: 10.06.2019).

[8] Расширение НАТО: обманул ли Запад Горбачева? // 2017. BBC News URL: https://www.bbc.com/russian/features-42483896 (дата обращения: 10.06.2019).

[9] Relations with Montenegro // 2017. North Atlantic Treaty Organization URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/topics_49736.htm# (дата обращения: 10.06.2019).

[10] Press conference by NATO Secretary General Jens Stoltenberg following the meeting of the North Atlantic Council with Georgia and Ukraine in Foreign Ministers' session // 2018. North Atlantic Treaty Organization URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_161108.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 10.06.2019).

[11] «Военная доктрина Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) // Российская газета. – 30.12.2014. – N 298.